Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

А близкое иль больно, иль смешно.

Не миновать нам двойственной сей грани.

Из смеха звонкого и из глухих рыданий

Созвучие вселенной создано.

Личная трагедия Вл. Соловьева состояла в том, что он остался непонятым при жизни. Его обвиняли и враги и друзья за то, что он всегда оставался верен своему призванию. И даже в ближайшие годы после смерти его творчество вызывало различные суждения. Показательными в этом отношении являются, с одной стороны, оценка творчества мыслителя Булгаковым, который охарактеризовал философскую систему Соловьева как “самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии”, , с другой - полемика Г.П. Федотова по поводу его заключительной работы в статьи "Об антихристовом добре", опубликованной в 1926 г Так, Федотов упрекает мыслителя в частности в том, что его интерпретация антихриста как лживого имитатора добра не соответствует опыту начавшегося XX века, когда зло цинично сбрасывает личину добра и выступает в своем откровенном виде человеко- и богоненавистничества. "Можно сказать, - пишет он, - что Соловьеву было совершенно чуждо ощущение взрывчатости веществ, из которых слагается наша культура: гибель "Титаника", Мессина, мировая война, связь которых поразила Блока, осталась вне поля зрения Соловьева. Он проглядел, пишет Федотов чуть дальше, "рост империализма, готовившего мировую войну; особенно империализма духа, отрицающего цельность любви к человеку. Бисмарк и Маркс, Ницше и Вагнер, Плеханов и Ленин были просто не замечены им" . Автор статьи приходит к выводу, который, впрочем, был уже задан в ее посылке, что Соловьев не смог выйти за границы гуманистического опыта XIX века, не смог предвидеть накопления откровенного зла в мире.

Но не стоит забывать и другого урока XX века, оставшегося не замеченным самим Федотовым и предсказанного Соловьевым: прельщения многих западных интеллектуалов-гуманистов именно “прикровенным злом”, представшим в образах и реалиях сталинского социализма, весьма смахивавшего на пророческие картины “Легенды о Великом инквизиторе” и “Повести об антихристе”.

Да, Вл. Соловьев не стал пророком в своем отечестве, но он и не изображал из себя пророка. Он был и оставался христианским гуманистом, борцом за человека на поприще христианства, за Богочеловечество. До конца дней своих он был твердо убежден, что осуществление Царства Божия зависит не только от Бога, но и от человека. Духовное возрождение человечества не может произойти помимо него самого. Это есть дело самого человечества. Только спасающийся спасется! Этот вывод философской притчи "Тайна прогресса", написанной мыслителем уже на закате его жизненного пути, пожалуй, наиболее полно и наиболее точно характеризует смысл всего его творчества.

Н.О. Лосский, уделивший философии Соловьева большое внимание в своей “Истории русской философии” и высказавший ряд критических замечаний в ее адрес, заключает свое исследование неоспоримым выводом: “В философии Соловьева много недостатков. Часть этих недостатков перешла по наследству к его последователям. Однако именно Соловьев явился создателем оригинальной русской системы философии и заложил основы целой школы русской религиозной философской мысли, которая до сих пор продолжает жить и развиваться” . Соловьев вошел в историю мировой философской мысли как основоположник философии всеединства, его значение состоит и в том, что он положил начало русскому духовному ренессансу, вызвав к жизни целую плеяду глубоких и оригинальных религиозных мыслителей, писателей и поэтов. Но их Слово будет сказано уже в другую эпоху.

Вопросы для повторения

1.В чем смысл философии всеединства и ее интерпретации Соловьевым?

2.Раскройте диалектику абсолютно-сущего и становящегося абсолюта.

3.Что стоит за понятием Богочеловечества в объяснении исторического процесса?

4.В чем видит Соловьев историческое призвание России?

5.В чем заключается утопизм проекта свободной теократии Соловьева?

6.В чем общность и различие миросозерцания Соловьева и Достоевского?

7.Проведите сравнительный анализ историософского смысла “Легенды о Великом Инквизиторе” Достоевского и “Повести об антихристе” Соловьева.

Источники

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Там же.

Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Там же. Т. 2.

Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории // Там же.

Соловьев В.С. Три силы // Соч. В 2 т. М., 1989. Т.1.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Повлекли за собой самостоятельные попытки объяснения собственной истории с позиций
Основные проблемы теории прогресса
Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 3 философии
И действительно стараниями герцена проблема народности стала предметом серьезного обсуждения среди прогресса философии
Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 5 истории

сайт копирайтеров Евгений