Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, идея всеединства под разными именами изначально присутствует в философии. Это, однако, отнюдь не означает эпигонства русской философии всеединства. Всеединство принадлежит к тому разряду фундаментальных идей, которые не постигаются последовательно и до конца в той или иной философской системе, но всегда содержат элементы непостижимого, которые провоцируют к новому философскому размышлению на новом витке развития мировой философской мысли. В качестве общего может быть принято определение всеединства, предложенное С.С. Хоружим: “Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собою и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй” .

Основоположником русского варианта философии всеединства, ставшего классическим, бесспорно является Вл.Соловьев. Ему удалось сломить парадигму позитивистского стиля мышления, укоренившуюся в русском менталитете, и вывести философскую мысль на простор метафизики. Однако широчайший охват философских и богословских проблем, полемический пафос в борьбе с противниками, активная гражданская позиция не позволили Соловьеву выстроить цельную философскую систему всеединства, впрочем это и в принципе невозможно. Но именно незавершенность данной системы создавала обширное поле философских изысканий на этом поприще. Преодолевая подозрительное недоверие к философии Соловьева, сторонники нового направления, прежде всего братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, а также С.Н. Булгаков, увидели в идее положительного всеединства тот новый путь, который выведет русскую общественную мысль из тупика безверия. В 1905 г. друг и соратник Соловьева Е.Н. Трубецкой через журнал “Вопросы жизни” выступил с призывом обратиться к его наследию во имя движения за новую религиозную философию. Этот призыв нашел отклик.

Следует отметить, что новое движение отнюдь не представляло собой монолитной школы “соловьевцев”. Во-первых, потому что и сама философия положительного всеединства Соловьева не представляла завершенную систему, а скорее определяла некую парадигму, в пределах которой оставалось много нерешенных проблем, нестыковок и пр. Это оставляло для его последователей обширное поле поисков и решений на пути развития системы. И во-вторых, новое движение объединяло различных мыслителей, каждый из которых, развивая ту или иную сторону философии всеединства, вносил в нее свой индивидуализированный вклад, подчас выходя за пределы означенной парадигмы. Наконец, в-третьих, философию Соловьева его сторонники отнюдь не считали закрытой для критики, которая в свою очередь становилась импульсом для развития метафизики и историософии всеединства.

В начале века метафизика и историософия всеединства были представлены такими самобытными именами, как С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, каждый из которых развивал свою линию общей идеи, обозначенной Соловьевым. Так, Трубецкие С.Н. и Е.Н. видели свою основную задачу в том, чтобы углубить историко-философское обоснование концепции, отсюда их интерес к истокам идеи всеединства. Влияние Соловьева на братьев Трубецких на много лет определило направление их философских исследований, изменив сам характер научной деятельности младшего из братьев: будучи уже известным специалистом в области теории и истории права, Е.Н.Трубецкой целиком посвятил себя философским занятиям, в том числе критическому анализу философского наследия своего старшего друга Вл.Соловьева. П.А.Флоренскому принадлежит огромный вклад в разработку метафизики всеединства в связи с церковной догматикой. Сферой особого интереса С.Н.Булгакова стала разработка учения о софийности, в частности тварной Софии, одухотворяющей своей любовью падший материальный мир, в том числе мир человеческой истории. Л.П. Карсавина захватили проблемы личности в историософии по преимуществу. Н.О. Лосский и С.Л. Франк разрабатывали проблемы интуиции и откровения как форм постижения всеединого Абсолюта, П.А. Флоренский и А.Ф. Лосев внесли вклад в разработку символизма как формы явления Абсолюта. Нас, в силу означенного предмета, будут интересовать преимущественно вопросы историософии, а также, по мере необходимости, метафизики философии положительного всеединства.

Уже по определению ясно, что философия всеединства включает в себя, в качестве важнейшего органического момента историософскую проблематику, без решения которой она не может полагать себя завершенной, ибо смысл истории является ключом смысла существования мира в целом. И хотя естественно, что каждый из мыслителей ставил свою познавательную задачу, подчиняя ее решению весь арсенал познавательных средств философии всеединства, историософская проблематика в любом случае служила серьезным аргументом в обосновании системы в целом и отдельных ее пластов.

2. Булгаков: "София правит историей"

Одним из наиболее ярких представителей философии всеединства, способствовавших развитию ее метафизики и историософии является Сергей Николаевич Булгаков (1871 - 1944).

С.Н. Булгаков родился в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. В 1894 г. он окончил юридический факультет Московского университета, преподавал в Киеве и Москве. Увлеченный легальным марксизмом, он глубоко и основательно занимается политической экономией, пытаясь найти ее обоснование в догматах православной веры. Увлечение философией Соловьева в атмосфере религиозного ренессанса привело его к ортодоксально-религиозному миросозерцанию. Он был одним из учредителей Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, журнала “Вопросы жизни” и книгоиздательства “Путь”. В 1907 г. Булгаков избирается депутатом второй Государственной Думы. В 1917 г. - он член Всероссийского Поместного Собора, восстановившего патриарший строй русской православной церкви. На следующий год С. Булгаков принимает священнический сан. В 1922 г. он был выслан за пределы страны. В эмиграции в Париже Булгаков становится деканом и профессором Православного Богословского института, руководит Русским Студенческим Христианским Движением и его журналом “Вестник”. С.Н. Булгаков скончался в Париже летом 1944 г.В творчестве С.Н. Булгакова четко обозначены два периода. Первый период охватывает собственно философскую деятельность. Второй период связан с собственно религиозно-догматической деятельностью.

Основные философские труды С.Н. Булгакова, относящиеся к первому периоду: От марксизма к идеализму; Сб. философско-публицистических работ “Два града” (в 2 т.); Философия хозяйства; Свет невечерний.

Начав свою философскую деятельность в русле идей легального марксизма, Булгаков вскоре, разуверившись в его объективной достоверности, отошел от него и встал на путь искания абсолютной истины. Поиски ответа на "вечные вопросы" - об абсолютном основании мира, о природе добра и зла в нем, о смысле человеческого существования, о конечной цели исторического прогресса и запредельном, метаисторическом существовании мира и человека - толкали Булгакова к религиозной философии всеединства. Основной пафос религиозно-философских исканий Булгакова в рамках философии всеединства был подчинен оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее посюстороннее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической реальностью, далекой от совершенства. И не случайно свое учение он называл “религиозным материализмом”. Основным философским ключом, с помощью которого Булгаков пытался разрешить религиозно-философские проблемы в оправдание мира стала для него одна из любимых идей Вл.Соловьева, но недостаточно им разработанная, - идея Софии Премудрости Божьей.

Центральной проблемой философии всеединства является проблема Бог и мир. При этом, как замечает исследователь творчества Булгакова Л.А. Зандер, в словосочетании "Бог и мир" логическое ударение падает на союз "И". "Он не просто соединяет два существующие независимо друг от друга понятия, но знаменует собою их необходимую и внутреннюю связь, их единство и нераздельность; он не приходит к существовавшим до него реальностям, но сам является изначальным образом их бытия" .

Между Божеством и миром лежит пропасть в онтологическом плане и тайна священного неведения - в гносеологическом, находящие выражение в антиномиях абсолютного и относительного, трансцендентного и имманентного. Бог творит мир, оставаясь трансцендентным миру, иначе он не был бы Богом. "Творение мира Богом, самораздвоение Абсолютного, - замечает Булгаков, - есть жертва Абсолютного ради относительного, которое становится для него "другим" ... творческая жертва любви" . Сотворенный Богом мир (и человек), отпадая от Бога, обретает имманентное, т.е. присущее именно ему, независимое существование. Но это не значит, что он вообще выпадает из божественной сферы. Его самобытность относительна. Она дана и задана Богом. И после акта творения Он не оставляет тварный мир в страдательном залоге, но наделяет его мирообразующим, творческим началом, которое и является сферой Софии.

София, выступающая под разными именами: Божественная Премудрость, Душа мира, Вечная Женственность, natura naturans (природа творящая), в том числе целокупного человечества, является тем самым "И" - связующим звеном между Богом и миром, Богом и человечеством. Обладая двойственной - небесно-земной, божественно-тварной - природой, София, или Божественная Премудрость, позволяет осуществлять переход от одного к другому. При этом Провидение действует с величайшей находчивостью и изобретательностью, направляя всякий творческий порыв твари к ее наибольшей целесообразности, оставаясь в тени естественной закономерности и лишь в исключительных случаях становясь ощутимым. Божественное самоограничение в пользу тварного мира и образует сферу его свободы.

“То, что тварь сознает в себе как задачу творчества, вложено в нее Богом, другими словами, задача эта предвечно разрешена, но она должна быть разрешена во времени. Свобода твари именно и выражается в осуществлении или неосуществлении потенций своего бытия. Поэтому свобода твари существенно связана с ущербностью ее бытия, поскольку мир бытийственными корнями своими погружен в Бога, он чужд свободы и связанных с нею разных возможностей, случайности и неверности, но поскольку он тварен и погружен в ничто, он стоит под двусмысленным знаком категории возможности, выбора, многообразия. Как проявление божественных сил, мир есть сама действительность и полнота, но в тварной свободе своей он есть еще задание, игра возможностей, бесконечная возможность возможностей. Мир не может вовсе не удаться ... потонуть в беспредельности ... победить божественную силу, однако в силу свободы своей мир может задерживаться в состоянии меональности, не достигая высшей степени бытия” .

Как проявление Божественной Премудрости мир имеет абсолютное основание, но в своей тварной свободе, которая действует в условиях, заданных естественной необходимостью, он есть еще игра возможностей, перерастающая в непредсказуемую, в том числе гибельную случайность. Отсюда произрастает зло в мире, зло в истории. Проблема зла оказалась самой трудной для Булгакова. Как ортодоксальный христианин, он не мог допустить причастности Бога к сотворению зла, равно как не мог признать наличия и другого трансцендентного его источника, ибо это означало бы отступление от ортодоксального монизма. Нет зла и в потенциальном ничто, из которого сотворен мир. Но ничто остается как темная, немая основа космоса, которая, будучи спровоцированной, может ворваться в уже осуществленное мироздание, прослоиться в нем как хаотизирующая сила. Такой провокацией, согласно Булгакову, и послужило грехопадение человечества, предпочетшего своеволие послушанию Богу. В результате мир, в котором мы живем, и приобрел характер хаокосма. Но этот тезис, по справедливому замечанию Зандера, остается самым необоснованным в концепции Булгакова.

Как бы то ни было, с сотворением мира мы вступаем в сферу человеческой истории, ибо, согласно Булгакову, мир создан ради человека и только в человеке он обретает свою завершенность. И здесь к антиномиям Абсолюта добавляются антиномии исторического бытия человека: историческое время и вечность, природный хаокосм и хозяйственный космос, жизнь и смерть, добро и зло, смысл человеческого существования и бессмысленность смерти. История есть прежде всего объективное время, наполненное рождениями, а потому и смертями, сменой поколений, через которые только и существует человечество. Каждый отдельный индивид врастает в этот поток, он немыслим вне него. И вместе с тем каждый человек есть раскрытие в полной мере своего собственного существа, своего Я. Эта антиномия решается в смене поколений.

Связь смерти и рождения определяет не только смену поколений, но и порядок смены исторических эпох. Поэтому история не есть "дурная бесконечность", она имеет начало и конец и определенный смысл. Но видеть в истории предзаданное торжество гармонии или прогресса, значит обнаруживать душевную слепоту и глухоту. С того времени, как человек в свободе своей предпочел путь познания добра и зла, т.е. с момента его грехопадения, человеческий род был брошен в поток времени, протекающий над бездной небытия. И он своим трудом должен не только отвоевывать себе жизнь, но и утверждать свое бессмертие на краю бездны. Вот почему философия истории может быть только философией трагедии.

Разгадку антиномии добра и зла в истории Булгаков видит в свободе как духовном основании тварного мира и в его ограниченности природной данностью. Человечество находится на границе этих двух модальностей мира. Сущностное ядро человека здорово и софийно, но оно погружено в мир природной заданности и вынуждено вести постоянную и упорную борьбу не только за свое существование, но и за свою божественную сущность, т.е. бессмертие. Но в рамках истории эта борьба имеет трагический характер. История не имеет конца в своей имманентности, она катастрофически оборвется. Как говорится в Апокалипсисе, час близок, но где и когда он пробьет - никому не дано знать. Однако конец имманентной истории не означает трансцендентного конца творения, а означает лишь переход его в новый эон. История имеет, таким образом, глубокий эсхатологический смысл. Но человеческое сознание не способно охватить его во всей полноте и потому склонно верить в возможность отсрочки конца. Так рождается хилиастская идея тысячелетнего Царства Божьего на земле, как. проявление слабости человеческого духа, не готового принять конца истории без предварительной подготовки.

Антиномичность исторического процесса задает двоякую ориентацию историческому творчеству. В одном случае история рассматривается как процесс, ведущий к достижению некоторой предельной, но имманентной самой истории цели. В рамки такого рассмотрения вполне вписывается хилиастский тип сознания, т.е. надежда на построение тысячелетнего Царства Божьего на земле. Так, в известной мере хилиастичны теократическая идея Вл. Соловьева, философия общего дела Н.Ф. Федорова, миросозерцание Ф.М. Достоевского. Хилиастская вера в возможность земного рая лежит, согласно Булгакову, и в основе марксистского социализма как мировоззрения.

"Социализм - это рационалистическое, переведенное с языка космологии и теологии на язык политической экономии переложение иудейского хилиазма, и все его dramatis personae потому получили экономическое истолкование. Избранный народ, носитель мессианской идеи, или, как позднее в христианском сектантстве, народ "святых", заменился "пролетариатом" с особой пролетарской душой и особой пролетарской миссией" .

Иллюзионизму хилиазма противостоит вера, ориентированная на эсхатологию, для которой наступление Царства Божьего возможно лишь по ту сторону исторического процесса, после конца истории. Мир, созданный Богом, может быть им же преобразован, в результате этот век уступит место новому эону, число которых может быть сколь угодно велико. Эта трансформация мира, с точки зрения ограниченного исторического сознания, представляется катастрофой. И только в глубине религиозного сознания, утверждает мыслитель, мы можем приготовиться к неизбежному, ибо конец истории, оцениваемый ограниченным человеческим разумом как вселенская катастрофа, в свете Премудрости Божией отделяет настоящий эон от будущего, более совершенного, который приближает преображенное человечество к Царству Божьему.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На делал ставку в развитии своих начинаний
Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 3 философии
Критика философских предубеждений против общинного владения избр
Философские идеи русского просвещения
История государства российского

сайт копирайтеров Евгений