Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

— А больше сказок она не привезла?

— А у нее все в порядке с адекватностью восприятия ?

И так далее в том же духе . Я оскорбилась за свою бывшую студентку , поэтому довольно резко прервала бурный поток эмоций .

Тогда в разговор вмешался единственный в нашей компании нежурналист — радиоинженер , прибившийся к нам неизвестно почему и неизвестно зачем , но очень нам полюбившийся . Так вот он произнес , повернувшись ко мне :

— Ну , чего взорвалась ? Не знаешь , что ли , своих коллег ? Этот народ все на свой аршин меряет . А аршин - то у него нестандартный . Разве указ ему какие - то там американские кодексы ? Ему и наши - то для забавы ... На вас , расейских писак , только КПСС могла управу найти !

Развеселились , конечно ...

А мне этот нестандартный аршин и по сей день не дает покоя . Неужели и в самом деле мы не восприимчивы к чужому опыту , даже если он нам необходим ? И главное , он же не « их » изобретение , этот опыт . Просто — сложившаяся профессиональная мораль в действии . Может , если точно понять механизм ее действия , то станет интересен и опыт , а « управа » найдется сама собой ?

Где «проживает» сознание группы?

Как мы уже знаем , профессиональная мораль , в отличие от трудовой , возникает не в виде компонента моральной установки индивида , а в виде одной из сторон способа деятельности . Способ же деятельности складывается в трудовой практике профессиональной группы и постепенно « оседает » в групповом профессиональном сознании . Оттуда и черпает индивид профессионально - нравственные представления , « подключаясь » в пору своего профессионального становления к этой трудовой группе 88 . Но что такое « профессиональное сознание »? До сих пор мы употребляли это понятие , не разъясняя его смысла , полагая , что читатель интуитивно догадывается о его значении . Пришла пора четко показать , что стоит за ним , каковы его содержание и функции , как именно оно связано с профессиональной моралью .

Понятием «профессиональное сознание» обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп — результат общественного разделения труда. Естественно , что оно является специализированным и существует как некоторое множество существенно отличающихся друг от друга « пластов ». Однако они объединены в силу двух причин : во - первых , у них общая функция — отражать и программировать жизнедеятельность определенной трудовой группы; во - вторых , у них общая природа, поскольку они образуются в результате переработки информации и о разных сторонах жизнедеятельности трудовой группы , и о разных сторонах ее взаимодействия с обществом . Каждый « пласт » представляет собой постоянно развивающуюся совокупность знаний , норм и ценностей , предназначенных для обслуживания потребностей этой трудовой группы — совокупного субъекта данного вида деятельности 89 .

Профессиональное сознание трудовой общности журналистов — один из таких « пластов ». Соответственно и складывается оно таким же образом . История журналистской деятельности , растянувшаяся на века , есть одновременно история формирования и развития профессионального журналистского сознания . По словам Л . Г . Свитич ,

профессия журналиста и организационные формы кооперирования журналистов эволюционировали от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам , через корпорации сотрудников , занимающихся продажей новостей своим абонентам , до современного корпуса журналистов , работников средств массовой информации ... 90

Профессиональное журналистское сознание тоже эволюционировало — от представлений одиночек , отозвавшихся на общественную потребность в специфическом информационном продукте , до своего современного состояния , когда оно превратилось в развернутую и достаточно системную совокупность знаний, норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность журналистского корпуса. Эволюция шла через отбор , обобществление и обогащение первоначальных представлений в трудовой практике возникающих объединений нувеллис - тов , « кэдди » 91 и т . д .

Исходные « клеточки » профессионального журналистского сознания — это представления о продукте, в котором нуждается общество, и о том, как данный продукт может быть произведен. С формирования таких представлений и начинается осознание обязанностей , т . е . функций трудовой группы . Интересно , что даже на первых этапах развития профессиональной журналистики , вошедших в историю под названием « эпоха персонального журнализма », разброс таких представлений , судя по продукции , был не особенно широк : несмотря на автономность возникновения , изданиям в разных странах свойственна общность ключевых характеристик . А в случаях , когда различия все - таки обнаруживаются , заметна тенденция к стиранию их , к взаимообогащению . Примечателен , например , такой исторический факт :

Петр I, после знакомства с европейской прессой , преобразовал « Ведомости Московского государства » из сборника дипломатических сообщений в агитационно - пропагандистское средство 92 .

Тем самым Петр предпринял попытку « выравнивания » функциональной специфики журналистики в России и в Европе , продемонстрировав восприимчивость к чужому положительному опыту 93 .

Данные проведенных в нашей стране и за рубежом социологических исследований , а также теоретические положения , полученные на их основе 94 , позволяют сделать вывод , что для развитого профессионального журналистского сознания определяющими являются три комплекса представлений 95 .

Первый комплекс отражает место профессии в обществе , функции и принципы журналистики , ее роль и связи с другими социальными институтами , т . е . имеет методологический характер . Он определяет самоощущение профессионалов , их самосознание , диктует им соответствующие роли и подходы к деятельности . Преимущественным ( но не единственным !) элементом этой группы представлений являются знания как продукт науки , усвоенный ( интериоризованный ) членами трудовой группы .

Второй комплекс — своего рода « копилка » опыта решений профессиональных задач . Он отражает особенности процесса работы , ее методы , ее инструментарий в виде определенных алгоритмов и прецедентов , которым целесообразно или не целесообразно следовать . Соответственно здесь преимущественный элемент ( но опять - таки не единственный ) — правила, нормы деятельности .

Третий комплекс представлений отражает желаемые и нежелательные для журналистского сообщества варианты личностных проявлений в типовых ситуациях профессиональной деятельности , ориентируя на те из них , которые получили одобрение , поскольку оказались благоприятными для деятельности , для выполнения журналистикой ее социальной роли . Подобные проявления личности , как правило , представляют собой результат выбора ею такого варианта поведения , в котором могут реализоваться и побуждения моральной установки, и адекватные реакции на конкретные условия деятельности. Следовательно , третья группа представлений в

профессиональном сознании создается сменяющими друг друга поколениями журналистов на основе их профессионально-нравственного выбора вариантов поведения . Поэтому она с полным правом может рассматриваться как стихийно - интуитивное обобщение профессионально - нравственного опыта журналистской деятельности , которое и образует фундамент профессиональной морали журналиста . Преимущественный элемент в данной группе — профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, в которых они воплощаются . Именно это звено профессионального сознания и составляет предмет нашего непосредственного интереса . Однако не будем пока сосредоточивать на нем внимание : прежде нам важно понять , какие формы принимает профессиональное сознание .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поведение его неизбежно еще более расходится с общим нравственным законом

Абсолютная свобода означает полный обрыв

Формулируемый наукой принцип деятельности есть представление

сайт копирайтеров Евгений