Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поначалу надличностных форм было две . Одна из них — объективация в журналистской продукции общепринятых представлений о ее характерных чертах , выступающая в некотором роде в качестве образца. ( Потому Петр I и смог расширить функциональный ряд « Ведомостей », сориентировав их на опыт европейской прессы , что имел возможность « вычислить » эти характерные черты на основе публикаций западных газет .) Вторая форма — объективация во внутригрупповом профессиональном общении , через которое реализуют себя горизонтальные и вертикальные связи 96 журналистского « цеха », тех предпочтений, что определяются в опыте деятельности . Такое общение предстает в виде циркуляции мнений , коллективных решений , совместных акций , символически - знакового выражения отношения к тем или иным профессиональным шагам . Через это общение осуществляется отбор и сохранение наиболее эффективных рабочих приемов , наиболее выигрышных для любого конкретного вида деятельности моделей поведения , наиболее точных критериев оценок . А в результате возникают обычаи и традиции, в которых закрепляются « находки », передающиеся затем от страны к стране , от поколения к поколению в качестве позитивного опыта деятельности , неких ее образцов .

Исходные формы надличностного существования профессионального сознания остаются доминирующими и тогда , когда профессия становится массовой . Однако на базе растущего самопознания журналистики круг основных профессиональных представлений существенно расширяется , усиливая тенденцию к их документальному закреплению . Утверждается третья форма над - личностного существования профессионального сознания — документированность. Вместе с нею утверждаются и определенные типы профессиональных документов 97 отражающих методологию деятельности , ее правила , принципы отношений , словом , разные уровни и грани объективируемого профессионального сознания 98 . Теперь опыт журналистской трудовой группы аккумулируется не только в традициях и обычаях . Его несут в себе книги журналистов о своей работе и научные труды по профессиональным проблемам , уставы общественных журналистских организаций и должностные инструкции конкретных редакционных коллективов , программы и планы деятельности , постановления редакционных советов , всякого рода соглашения — начиная от договоров с издателями и кончая контрактами , которые заключаются между

работодателями и журналистами . Профессиональное сознание журналистского « цеха » получает материальное символически - знаковое воплощение и тем самым усиливает свою роль как средоточие профессиональных ценностей и норм , способных регулировать жизнь трудовой группы и ее взаимоотношения с обществом . Кодификация моральных норм , о которой мы уже говорили , и есть один из моментов этого процесса .

Тем не менее в одних лишь надличностных формах профессиональное сознание журналиста , как любое другое профессиональное сознание и как сознание общества в целом , существовать не может . Его функционирование основано на том , что носителем профессионального сознания является не только трудовая общность в целом, но и каждый отдельный член ее. Личностные формы профессионального сознания возникают в результате включения общих профессиональных представлений в индивидуальное сознание .

Как известно , индивидуальное сознание профессионала не сводится к профессиональному сознанию . В целом оно много богаче и сложнее , ибо в той или иной мере содержит в себе Результаты отражения всего комплекса связей человека и действительности , в том числе его личных , индивидуальных связей . Профессиональные представления образуют в индивидуальном сознании только один блок — тот , который формируется в трудовом опыте и ориентирован на руководство жизнедеятельностью человека в процессе решения им профессиональных задач . Этот блок в сознании индивида очень весом и для него лично , и для профессиональной общности , и для общества в целом . Во - первых , он определяет возможности полноценной реализации человека как социального существа , поскольку профессиональная роль — одна из базовых социальных ролей личности . Во - вторых , он является незаменимым звеном в механизмах осуществления социального назначения данной трудовой группы , так как регулирует профессиональные трудовые отношения . В - третьих , он оказывается условием бесперебойного воспроизводства ресурсов жизнеобеспечения общества в профессионально - трудовой сфере . Профессиональный блок индивидуального сознания — это то средство , благодаря которому неповторимая человеческая индивидуальность « вписывается » и в деятельность трудовой группы , и в отношения между ее членами , и в отношения ее с обществом .

В индивидуальном сознании журналиста профессиональный блок играет столь же значительную роль . Этот блок , естественно , не исчерпывает всего объема его индивидуального сознания , но , взаимодействуя с остальными его частями , испытывая их влияние и накладывая некоторый отпечаток на них , тем самым существенно влияет на развитие человека в определенном , профессионально выигрышном ключе 99 .

Содержательно профессиональный блок индивидуального журналистского сознания характеризуется теми же тремя группами представлений , которые проявляются в сознании журналистской общности в целом . Это , напомним , представления о месте и роли журналистики в обществе и ее функциях , об инструментально - процессуальных особенностях деятельности , о желаемых и нежелательных проявлениях личности в ходе работы . Однако в индивидуальном сознании они присутствуют , естественно , в меньшем объеме , в разных соотношениях и обнаруживают себя в формах , соответствующих психологической структуре личности . При этом наблюдается весьма любопытное явление : подобно тому как белки , жиры и углеводы , соединяясь в разных пропорциях , образуют разные продукты , так и выработанные журналистским сообществом знания , нормы и ценности в структуре личности журналиста оформляются в психические образования , отмеченные различным сочетанием рациональных , эмоциональных и волевых процессов .

Первой , наиболее рационализированной и умозрительной формой профессиональных представлений в индивидуальном сознании можно считать взгляды. Это те осознаваемые , поддающиеся словесному выражению результаты

освоения знаний , норм и ценностей , которые прошли личностный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта ( в том числе косвенного ). Как правило , они сознательно закладываются журналистом в основу его профессиональной позиции .

Второй формой личностного проявления профессионального сознания журналиста служат убеждения — рациональные воззрения , прошедшие проверку практикой , ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта . Вследствие этого они получают отчетливую эмоциональную окраску . Убеждения придают цельность и устойчивость профессиональной позиции журналиста , стимулируя высокую степень волевой готовности к действиям для ее реализации .

Третья форма — это чувства, представляющие собой стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам журналистской деятельности . В отличие от эмоций , чувства соответствуют постсознательной стадии освоения профессиональных ценностей. На данной стадии профессиональная позиция становится органической частью жизненной позиции журналиста . Для ее осуществления от него уже не требуется сознательных волевых усилий , тем более что она опосредована высоким уровнем его профессиональных умений . Чувства в данном случае осуществляют функцию сигнала к автоматическому « запуску » комплекса психологических установок , ориентированных на решение возникающих профессиональных задач .

Профессионально-нравственные представления в индивидуальном сознании журналиста « живут » в тех же формах . Однако , поскольку они отражают особые моменты профессиональных отношений , целесообразно их выделить и терминологически . В связи с этим мы будем говорить о профессионально-нравственных взглядах, профессионально-нравственных убеждениях, профессионально-нравственных чувствах.

Как и в сознании любого другого профессионала , в индивидуальном сознании журналиста профессионально - нравственные представления формируются по мере того , как он « вживается » в Профессию и осознает свою связь с трудовой группой и сферой деятельности , осваивает свое новое место в обществе . Фактически его профессионально - нравственное развитие является одной из сторон его профессионального становления . Как правило , такое становление начинается за порогом отрочества , когда в человеке уже отчетливо проявилась индивидуальность и определился уровень его моральности . Отсюда — возможные « нестыковки » моральной установки личности и постигаемых ею постулатов профессиональной морали . И дело не в том , что профессиональная мораль может противоречить общему нравственному закону , опровергая те или иные его моменты 100 . Чаще всего основным источником « нестыковок » становятся изъяны моральной установки личности , ее неполное соответствие нравственному закону , т . е . недостаточно высокий уровень моральности претендента на освоение профессии , который выступает в качестве препятствия к постижению и выполнению требований профессиональной морали .

Дело в том , что общая моральность для журналиста — не просто желаемая черта личности . От уровня моральности зависит возможность качественно выполнять профессиональные обязанности . Ведь они предполагают оценки происходящего , в том числе моральные , а критерии , на основании которых эти оценки выносятся , восходят к моральной установке и отражаются в представлениях морального сознания , описываемых этикой в категориях блага , добра и зла , счастья и смысла жизни . Если содержание этих представлений у претендента на профессию журналиста расходится с нравственным законом , то профессионально - нравственные отношения с самого начала складываются для него конфликтно . Возникает либо внутриличностный , либо производственный конфликт , что нередко приводит к необходимости сменить профессию .

Однако и при достаточно высоком моральном уровне личности освоение профессиональной морали далеко не всегда проходит гладко . Причины этого известны : стандарты поведения , на которые ориентирует профессиональная мораль , могут быть трудно достижимы , скажем , из - за недостаточной коммуникабельности или мобильности человека , из - за неблагоприятной атмосферы в коллективе . Тогда - то и возникает проблема адаптации , приспособления индивидуальных свойств личности к тем или иным профессионально - нравственным условиям .

Словом , профессионально - нравственное становление журналиста — процесс не одномоментный , не простой , предполагающий тесное взаимодействие с профессиональной средой . Но это та необходимая часть пути к профессионализму ,"- преодолев которую журналист и обретает способность слышать Внутренний Голос , управлять своим профессиональным поведением в достаточно сложных ситуациях , уверенно добиваясь качественных результатов деятельности . Никакая иная « управа » ему уже не нужна .

И все - таки от встречи с обстоятельствами , при которых трудно принять точное решение , сделать правильный моральный выбор , люди нашей профессии не могут быть застрахованы . Риск ошибиться сопутствует каждому хотя бы потому , что любой из нас может попасть в коллизию — ситуацию , представляющую собой столкновение противоположных концепций , разных « систем отсчета ». Так , скажем , создает коллизию для журналиста столкновение права человека « на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну » 101 с правом « искать , получать и распространять всякого рода информацию » 102 , к которому восходит суть журналистской деятельности . В подобных случаях профессиональная мораль выступает в роли прожектора , высвечивающего противоположности . Привлекая внимание к ним , она способна стимулировать дальнейшее развитие профессионально - нравственных отношений журналистского содружества . Как это происходит ?

Часть первая. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Глава III. «Найти на писак управу могла только КПСС!»

Как профессиональная мораль действует в журналистике ?

Начнем с истории , рассказанной Барбарой Томас из Германии на семинаре по профессиональной этике , организованном Европейским Центром журналистики 103 . События , о которых она поведала , произошли в Гамбурге . Их вызвала телепрограмма « Айншпух » (« Протест »), передававшаяся по частному каналу спутникового вещания SAT 1. Вел ее Ульрих Мейер . Одним из участников передачи был Питер М . — политик , курировавший вопросы работы с молодежью в Партии Зеленых ( ранее он не раз подвергался критике за то , что использовал весьма неформальные методы помощи молодым проституткам мужского пола ). В конце передачи в студии появился молодой человек - проститутка , якобы смотревший телепрограмму и опознавший в М . своего клиента . Ответом телепрограмме со стороны Питера М . было обвинение Мейера и телеканала в клевете . Политик подал на них иск в суд . Началось разбирательство .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ибо виды деятельности
Выступает предпосылкой профессионального поведения
Мне мое человеческое достоинство
человеку хорошо
Уставы общественных журналистских организаций

сайт копирайтеров Евгений