Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для членов группы становится необходимым ориентироваться на этот уровень , стремясь к безусловному выполнению профессионального долга , к деятельности без каких - либо « моральных прегрешений ». Иначе говоря , определяется понятие о профессиональной чести . Воспринятое личностью , оно вызывает у нее готовность жить и действовать таким образом , чтобы не посрамить профессиональную честь , т . е . формируется соответствующая психологическая установка . Стремление поддержать профессиональную честь превращается в существенный мотив ответственного профессионального поведения. Представленная в самосознании личности своим рациональным звеном , установка на поддержание профессиональной чести выступает для профессионала и в качестве критерия при самооценке им собственных поступков .

Однако , как и во всех случаях освоения индивидом профессионально - нравственных представлений трудовой группы , и мера , и глубина интериоризованности содержания , стоящего за понятием « профессиональная честь », у людей не одинаковы . Естественно , неодинаковой оказывается и мера соответствия индивидуального профессионального поведения принятым в общности критериям профессиональной чести . На одном полюсе здесь находятся ситуации , в которых члены трудовых групп проявляют чудеса самообладания и мужества во имя поддержания профессиональной чести . На другом полюсе — ситуации , когда в поступках профессионалов обнаруживается разве что способность к защите «чести мундира» — действиям, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. « Честь мундира » представляет собой псевдоценность , выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом . Естественно , что при ориентации на нее у специалиста формируются « не те » установки , и поведение его неизбежно еще более расходится с общим нравственным законом .

В разных профессиональных содружествах соответственно особенностям содержания профессионального долга акцентируются разные проявления профессиональной чести . Когда говорят : « дело чести врача — ...», « дело чести педагога — ...», « дело чести ученого — ...» и т . п . ( ряд можно продолжать , пока не кончится перечисление профессий ), тогда именно и происходит так , что акцент ставится на соответствии профессии общему нравственному закону по главному основанию — качеству выполнения профессионального долга . О специалисте , который высоко несет свою профессиональную честь , неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение . Чаще всего оно принимает форму репутации — спонтанно определившейся и широко распространившейся высокой оценки его профессионально-нравственного облика. Репутация специалиста — это реакция общества на результаты его профессиональной деятельности , обусловленные характером его профессиональной позиции и уровнем мастерства .

Дело чести журналиста — так выполнять свои профессиональные обязанности , чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись « шумами », псевдоценностями и могли служить надежным инструментом , помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве . Ключевой показатель качества журналистской продукции — степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию , а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста , как честность , правдивость , добросовестность . Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения , ведущего к качественному выполнению профессионального долга .

Однако реальные возможности для этого появляются лишь тогда , когда сформировались установки на профессиональные действия , соответствующие высоким критериям профессионального достоинства и профессиональной чести . Если же трудовая группа не выработала таких критериев , то бессмысленно искать устремленность к ним в поведении индивида . Мы уже касались этого момента профессионально - нравственных отношений , рассматривая категорию « профессиональное достоинство ». То же самое относится и к профессиональной чести . Разве можно ожидать ее проявлений у журналистов того редакционного коллектива , в этическом кодексе которого значится постулат : « Если сенсации не случилось — создай ее . Раздуй из простого факта !»? ( Напомню : об этом эпизоде речь шла во вступлении ко второй главе .) Не исключено , конечно , что и в такой редакции найдутся честные люди , которые не боятся поспорить с коллегами , положив в основу своего поведения другие

ориентиры . Но изменить устоявшиеся взгляды профессионального сообщества « белым воронам » бывает очень нелегко . Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

Главный редактор одной из популярных московских газет с большим сожалением рассказал 8 журналистском окружении , что ему пришлось освободить от работы талантливого сотрудника , поскольку тот допустил « двойную подлянку »: мало того , что подсунул редакции « заказуху », так еще и подтасовал в ней факты . « Идеалист ты однако ! - заметил в ответ коллега такого же ранга . Сегодня « джинса » сплошь и рядом идет , пиаровцы 136 уговорят на нее кого хочешь из журналистов ; что ж теперь - всех гнать с работы ?» - « Ну , если так на это дело смотреть , того ли еще дождемся ! - вмешался в разговор еще один . - « Заказуха » - начало конца нашей профессии . Я тут высказываюсь за непримиримость !» Заспорили ... Слов о достоинстве журналиста , о его профессиональной чести не произносили , но фактически речь шла об этом . И потому я спросила : « Так что , на ваш взгляд , « джинса » - пятно на журналистской чести или знак перемен в профессии ?» Второй собеседник лукаво поглядел на меня и вкрадчиво задал ответный вопрос : « А с чем ее едят , журналистскую честь ?»

Согласитесь , таких остроумцев в нашей профессиональной среде сегодня немало . Это - проявление нравственного климата российского журналистского корпуса конца 90- х гг . XX в ., проявление профессионально - нравственного сознания нашей общности , свидетельствующее о необходимости большой и серьезной внутрикорпоративной работы по формированию профессионально - нравственных ценностей .

Журнал « Журналист » в одном из своих материалов предоставил слово московскому адвокату И . А - Троицкой , которая в течение многих лет работала судьей и вела процессы по искам против журналистов . Хорошо зная ситуацию в прошлом и сейчас , она обратилась к сотрудникам журналистского « цеха » весьма прочувствованно :

Друзья мои , за последние годы в профессиональном плане вы сильно сдали . Будь наши суды чуть взыскательнее , боюсь , многие средства массовой информации просто разорились бы . Кстати , грешат в абсолютном большинстве сотрудники новых газет и журналов , где работает много молодежи . Они , как правило , имеют чрезвычайно смутное представление о законах . Мне приходилось сталкиваться с журналистами , которые совершенно искренне недоумевали : почему ложь , оскорбление в средствах массовой информации - деяние наказуемое ? Далее : у вас укрепилась достаточно неприличная традиция . К примеру , суд обязывает газету , журнал опубликовать опровержение . Вместо того чтобы честно и прямо извиниться перед человеком , ваш брат пускается во все тяжкие , только бы читатели не восприняли это извинение как победу над газетой , журналом ... 137

Эти наблюдения опытного , умудренного жизнью человека свидетельствуют не только о слабой правовой подготовке работников средств массовой информации . Они говорят и о рассогласовании профессионального поведения журналистов с нравственным законом , о том , что понятие профессиональной чести в журналистском сознании нередко замещается представлением о « чести мундира ».

Конечно , не на такие « образцы поведения » следует равняться молодому поколению журналистов . К счастью , примеры другого свойства в нашей профессиональной среде тоже нередки . Есть журналисты , которые могут сказать о себе :

... если я кого - нибудь обидел напрасно , то мне стыдно . Мне не надо суда , чтобы извиниться , если я действительно виноват 138 .

Есть редакционные коллективы , которые хорошо понимают , что « нравственность выше политики », а « репутация не имеет конвертации » 139 .

Часть вторая. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ

Глава V. «Да ваших принципов пруд пруди!»

Эта дискуссия разгорелась на семинаре газетчиков, точнее — перед ним. Стоило только участникам семинара узнать, что предстоит разговор о принципах профессионального поведения журналиста, как нашелся желающий уточнить:

— Начнем с принципа партийности?..

Аудитория заулыбалась. А ехидный любитель точности как ни в чем не бывало произнес:

— Я бы предложил другой подход: каждый — личность, и у каждого — свои принципы.

В ответ наперебой зазвучали ироничные реплики:

— Лучше — у каждого своя мораль!

— Тогда уж своя теория журналистики! Человек посолиднев и постарше возмутился:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Свободно о человеке пишется
При выполнении журналистикой двойной роли в социуме субъект журналистской деятельности обречен
Данная категория обозначает представления профессионального сознания
Исходно всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех
Ни одно из перечисленных обстоятельств для нашей журналистики в сколько - нибудь значительной мере

сайт копирайтеров Евгений