Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако факт наличия такой традиции вовсе не означает , что есть хоть одна страна на планете Земля , где достигнута абсолютная свобода печати . Даже в США , где гарантом функционирования демократического правительства и свободы граждан считается именно свободная пресса , абсолютной свободы печати нет и быть не может , поскольку понятие « абсолютная свобода » применительно к социальным институтам и человеку как социальному существу — нонсенс . Абсолютная свобода означает полный обрыв , полное отсутствие связей . Носителя абсолютной свободы можно представить себе только в торричеллиевой пустоте , да и то условно , ибо пустота и есть пустота . Любопытна логика рассуждений , выстроенная профессором Джоном Мэрриллом для доказательства утверждения о том , что в Америке есть свобода печати .

Слово « свобода », — пишет он , — не означает , что человек свободен от всего . Быть свободным от всего — от других людей , от законов , от морали , от мыслей и эмоций — в реальности невозможно , и здравомыслящий человек не может желать такой свободы . Истина в том , что любая необходимая и желаемая свобода должна иметь ограничения . Реальная свобода должна иметь смысл или почву . Примеры такой основы свободы можно обнаружить в конфуцианской этике . Здесь основой ограничения свободы является добро . Человек должен выбирать добро , а не зло . Если побеждает зло , то свобода , скорее всего , перестанет существовать Таким образом , если мы будем следовать этой этике , то мы должны разрешать свободу только ради добра , но не ради зла 170 .

Так и хочется подписаться под этими словами , мешает лишь одно : историей доказано , что иногда добро не сразу открывает свое лицо , а зло любит рядиться в одежды добра , поэтому нетрудно и ошибиться .

Да , реальная свобода должна иметь смысл или почву . И этот смысл , эту почву , когда мы говорим о свободе прессы , составляют имманентно присущие ей законы . Свобода прессы есть возможность строить деятельность прессы в соответствии с ее внутренними законами, не допуская насилия над ее природой. Именно эту возможность в условиях , когда на нее «перманентно ( непрерывно , постоянно . — Г.Л.) покушаются те, кто хотел бы использовать уникальную духовную всеобщность данного социального института, масштаб и оперативность влияния прессы в партикулярных ( частных . — Г.Л.) интересах и целях» 171 , и пытаются защищать журналисты в соответствии с профессионально - этической нормой , о которой мы говорим .

Уважение к праву людей знать правду — следующая норма в нашем ряду — предполагает совершенно определенные проявления этого уважения . Они складываются из :

— своевременности , правдивости и максимально возможной объективности предъявляемой информации ;

— стремления к тому , чтобы адресат информации мог составить себе отчетливое представление о том , что произошло в действительности и что думает по этому поводу журналист ;

— готовности идти на конфликты , даже на осложнение служебных отношений во имя необходимости донести до аудитории важную для нее информацию или , напротив , воспрепятствовать распространению ложных сведений .

Часто ли нарушается эта норма в практике средств массовой информации ? Увы , нередко . Но вместе с тем у нас немало журналистов , которые действуют в соответствии с ней автоматически , не задумываясь . Александр Хохлов , о котором мы говорили , вовсе не единственный тому пример .

А вот третьей нормы этого ряда , предусматривающей уважение к праву граждан участвовать в обмене мнениями , способствуя самоопределению общественного мнения ,

работники электронной и печатной прессы сегодня придерживаются в разной мере . Телевидению и радиовещанию в поиске новых форм вовлечения аудитории в этот процесс помогают возможности современной техники . Прямой эфир с видными государственными и общественными деятелями , представителями науки и культуры , многочисленные ток - шоу , прямая телефонная связь , интерактивный опрос ... Правда , не всегда при этом выносятся на обсуждение действительно общезначимые и важные проблемы . Не всегда бывает представлен достаточно богатый спектр мнений , плюрализм позиций . Но в плане форм участия аудитории в создании массовых информационных потоков электронная пресса , пожалуй , опережает печатную .

На газетных полосах господствуют мнения профессиональных журналистов . Публикация читательских писем стала редкостью , хотя в некоторых изданиях и сохранились рубрики типа « Мнения ». Организация « авторских материалов » в том виде , какой практиковала советская печать , слава Богу , отошла в прошлое ( вместе с нею постепенно уходит в прошлое и такое явление , как « заавторство » 172 ). А вот новые варианты « попадания » читательских выступлений на страницы печатных изданий рождаются с трудом . Наблюдения показывают , что сегодня слово читателя можно найти в газете едва ли не в трех случаях :

— если этот « читатель » — представитель какой - либо из служб Паблик рилейшнз , и тогда его тексты идут под рубриками « бизнес - информация », « на правах рекламы » и т . п .;

— если он — создатель какого - нибудь « экспресс - метода » или « экстра - крема », рекламирующий свой товар ;

— если он — влиятельная или эпатирующая окружение персона , которую газетчики просят дать интервью или приглашают принять участие в сеансах прямой телефонной связи с читателями .

В такой ситуации заслуживает внимания практика изданий , вовлекающих в свою работу широкий « круг друзей редакции ». В него входят яркие творческие личности из самых разных сфер деятельности , обладающие талантом публициста . Они ведут постоянные рубрики , выступают в качестве экспертов , делятся соображениями по поводу тех или иных проблем , переживаемых ими вместе со всей страной . Это достойный ответ журналистов на требование профессии , заложенное в рассматриваемой норме.

Пожалуй , чаще всего мы сталкиваемся в практике журналистов с нарушением нормы , представленной в нашем списке четвертой. Казалось бы , она предписывает само собой разумеющиеся вещи : опираться в своих произведениях на тот материал культуры , на те ценности , в которых аудитория ориентируется , не подталкивать ее к порокам , жестокости , не оскорблять национальное , религиозное , нравственное достоинство человека , позволяя себе неразборчивость в средствах выражения информации . Тем не менее именно эти предписания оказываются трудно выполнимыми .

Однажды на семинарском занятии мы рассматривали материалы , идущие в одной из московских газет под рубрикой « Срочно в номер !». Студенты задались целью определить , удается ли авторам так организовать заметки , чтобы авторская оценка не деформировала факт . Вдруг одна из девушек возмущенно воскликнула : « Какой - то кошмар ! Они пишут о гибели людей и при этом смеются . Выходит , жизнь человека никакой ценности для них не представляет ». И было уже бессмысленно предлагать посмотреть , как передан факт и выражена оценка . В аудитории закипели страсти . Отношение сотрудников редакции к жизни , основной из общечеловеческих гуманистических ценностей , вызвало у молодых людей дружное неприятие . А когда волна возмущения спала , я задала вопрос . « Неужели и вправду у авторов заметок не было сострадания к потерпевшим ,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мировому журналистскому сообществу присуща еще одна довольно ярко выраженная тенденция
Обязывает строить сферу отношений журналист адресат информации прежде всего на всестороннем

В новых документах журналистских организаций
При всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха

сайт копирайтеров Евгений