Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

а больная оказалась сложной , все затянулось , и на вызов , где ждали Римму , пришлось съездить терапевту , то есть мне . Вернулась к вечеру , в шутку ей говорю :

— Избаловала ты своих пациентов ! Я к Петрашовой через порог , а она мне разочарованно : « Ой , а я Римму Наримановну вызывала !» И что Вы думаете ? Утром — я еще глаза не открыла — стук в дверь . Лепечет : « Я вчера устала , не сообразила спросить , что Вы Петрашовой назначили , а мне все - таки съездить к ней надо , пока не начнется прием ...» — « Да что тебе не спится - то ?!» — заворчала я . Она вздохнула , пожала плечами : « Совесть точит ...»

Знаю наверняка , что кто - то скажет : ну да , встречаются иногда болезненно совестливые люди , только профессия тут причем ? Почему о профессиональной совести речь ? Совесть едина : либо есть , либо нет ее у человека .

Полагаю все - таки , что совестливость как характеристика личности с точки зрения общей моральности не может полностью объяснить те особенности поведения , которые возникают у человека в связи с исполнением профессионального долга , в связи с индивидуальным представлением о его содержании . Тут проявляется особая установка личности, особый настрой — на профессиональные действия, способные вызвать состояние душевного спокойствия, внутреннего комфорта. И формирование этой установки начинается вместе с процессом профессионального становления человека . Бесспорно , степень совестливости , в которой обнаруживает себя общая моральность личности , сказывается тут самым существенным образом , однако она играет вполне определенную роль : является предпосылкой и условием успешности данного процесса.

Профессиональная совесть журналиста, формируясь таким же образом и на той же основе , так же и проявляет себя .

Во - первых , она — чуткий индикатор соответствия индивидуального поведения журналиста нравственным меркам профессиональной общности ; своего рода термометр , фиксирующий « температуру » профессиональных поступков . Нормальная « температура » — и человеку хорошо , на сердце у него спокойно . Но вот пошли « температурные сбои » — и совесть на дыбы , грызет душу , лишает человека сна и покоя .

Во - вторых , профессиональная журналистская совесть — « подстрекатель » к оптимальному решению проблемных ситуаций , которых в ходе выполнения профессионального журналистского долга возникает немало . К одним профессиональным шагам она подталкивает , другим — препятствует .

Но все это , конечно , при непременном условии : если профессиональная совесть у журналиста есть.

« Исподволь у меня накопился интереснейший материал о человеке , ставшем организатором нового крупного дела в нашей стране . Но написать , видимо , так и не придется », — поделилась как - то со мной бывшая коллега ( работали вместе в одной из сибирских газет ). « Почему ?» — удивилась я . Она ответила : « Сейчас он во власти , доступ к нему не прост . Мне никак не удается пробиться . У меня же теперь статус « независимый журналист », нет за мной « фирмы ». А по « нахалке » не люблю , да и не умею ». — « Без встречи - то обойтись нельзя ?» — на всякий случай спросила я , хотя заранее знала ответ : мы с нею прошли одну редакционную школу . Она пожала плечами : « Кто - то бы , наверное , обошелся : фактов — гора , все проверены . У меня психологическое препятствие : совесть не позволяет . Мне легко и свободно о человеке пишется , если я его почувствовала , в глаза ему посмотрела ».

В последнее время я частенько вспоминаю об этом разговоре , читая лихие

разоблачительные тексты в той или иной газете . По строчкам их можно уверенно утверждать : автор видел своего героя разве что по телевизору и разборок в суде ему не избежать . А мне представляется , что Л . Никитинский , один из немногих « острых » журналистов , к которым почти не предъявляется судебных исков , глубоко прав , когда пишет :

Судебная ответственность всегда является последующей и внешней . Тогда как добросовестная Журналистика предполагает ответственность в смысле внутреннем и предшествующем : она тождественна самоцензуре , но осуществляемой свободно , с оглядкой лишь на собственную совесть и репутацию . Всякий раз взвешивая , что сказать и о чем промолчать ( от какого соблазна удержаться ), исходить надо в первую очередь не из опасения за свой карман ( хотя и за него тоже ), а из того , как бы не сделалось стыдно . Это требует не только искать наиболее безопасные формы выражения , но и отвечать за слово по существу .

Надо отдавать себе отчет в том, что наше слово убить — не убьет, но ранить может больно 130 . ( Выделено мной . — Г.Л.)

Кто поступается достоинством и честью?

Категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь» тоже отражают доминантный ряд представлений профессионально - нравственного сознания , определяющий основу профессиональной позиции специалиста . Особенность данных категорий состоит в том , что они обозначают представления, имеющие ценностный характер, С профессиональным долгом их связывают не менее тесные отношения , чем те , которые связывают с ним профессиональную ответственность и профессиональную совесть . Однако в данном случае эти отношения опосредованы самооценкой личности . Чтобы стало ясно , о чем речь , нужно четко представить себе , что именно содержит в себе рассматриваемая группа представлений , какова их объективная основа , в чем заключаются их объективная и субъективная стороны .

Категория « профессиональное достоинство » восходит , прежде всего , к такому объективно существующему обстоятельству , как реальная роль того или иного профессионального содружества , той или иной профессии в общественной жизни . Отражение этой роли в профессиональном сознании данного содружества образует достаточно устойчивое представление о значимости профессии для общества и о признании обществом этой значимости , тем самым приобретая характер профессиональной ценности, которую надо беречь , как всякую ценность . Такое представление может быть более или менее адекватным — все зависит от субъективного момента . Как правило , он связан либо с конкретно - исторической ступенью « разрешающей возможности » механизмов познания , либо с актуальными социально - историческими обстоятельствами . Однако в основе своей это представление несет объективное начало , в той или иной мере доступное для интериоризации каждым отдельным профессионалом .

На уровне индивидуального сознания более выражена субъективная сторона профессионального достоинства . Это объясняется прежде всего тем , что представление о социальной значимости профессии у конкретного человека дополняется представлением о собственной значимости — о своей роли в трудовой группе и признании группой данной роли . Иначе говоря , представление о социальной значимости профессии включает в себя в качестве обязательного момента самооценку

личности. « Вычисляет » человек такую самооценку по степени соответствия своих профессиональных поступков , своего профессионального поведения критериям социальной значимости профессии , усвоенным им в ходе профессионального становления .

Однако , как мы помним , мера « присвоения » содержания профессионального сознания , интериоризованности его представлений у разных людей не одинакова . В данном случае тоже действуют « фильтры » субъективного свойства , « отсеивающие » для человека те или иные нюансы общественного значения профессии . Потому и получается , что мерило собственной профессиональной значимости не вполне совершенно : самооценка может оказаться либо завышенной , либо заниженной . Тем более что здесь дело не обходится без психологических « призм », влияющих на восприятие человеком своих поступков 131 . В подобных случаях мы говорим о раздутом или заниженном чувстве профессионального достоинства . При этом многое зависит от того , каким образом проявляет себя в поведении индивида его моральная установка , одним из инструментов реализации которой , как говорилось , является человеческое достоинство — представление о значимости человеческой жизни.

Отношения между сознанием своего человеческого достоинства и сознанием своего профессионального достоинства не всегда гармоничны , что нередко становится для человека причиной серьезных внутренних или внешних конфликтов . Когда мы имеем дело с личностью достаточно высокой степени моральности , такие конфликты разрешаются без ущерба для профессионального достоинства содружества . Если же общая моральность человека оставляет желать лучшего , то происходят события , от которых профессиональное достоинство данной трудовой общности может серьезно пострадать . Подумаем для начала над следующими двумя примерами из обыденной жизни .

В педагогический коллектив школы искусств пришел талантливый гитарист . К сожалению , он совсем не имел опыта преподавательской работы с детьми , и к первым его педагогическим неудачам в коллективе отнеслись с пониманием . А коллектив , надо сказать , был очень сильный , с хорошей репутацией и богатыми традициями . Коллеги не отказывались помогать новому педагогу , и он не пренебрегал их советами . Однако занятия не ладились , ученики один за другим покидали класс . И настал день , когда музыкант подал директору школы заявление с просьбой освободить его от работы . Примечательна была мотивировка просьбы . Педагог писал , что чувство человеческого достоинства не позволяет ему больше получать деньги за дело , с которым он не справляется и никогда не сможет справиться , ибо не чувствует в себе способностей заниматься с детьми , — тем более что его неудачи могут отрицательно сказаться на престиже школы .

« Понимаете , я знал уже , что все действительно так , нет у него данных для работы с детьми . Но прочитал это заявление и понял : нельзя нам такого человека терять . Уговорил его перейти на вечернее отделение , к взрослым . И все образовалось !» — рассказывал мне позднее директор школы .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Идея гарантировать естественные права человека со стороны государства родилась еще в глубине веков
Носителя абсолютной свободы можно представить себе только в торричеллиевой пустоте
Иного рода деятельности
Ведь они всегда входят в структуру способа деятельности

сайт копирайтеров Евгений