Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уже на основании этих соображений можно сделать вывод , что при выполнении журналистикой двойной роли в социуме субъект журналистской деятельности обречен периодически попадать в ситуации, подобные той, в которой сегодня оказался журналистский корпус России. Раздробленный центробежными силами , возникающими при столкновении противоборствующих тенденций , он переживает сейчас нелегкие времена . Для того чтобы понять , каким образом можно найти выход из этого состояния , нам потребуется вникнуть в то , как именно Журналистика выполняет свои обязанности .

И тут обнаруживаются очень любопытные вещи .

Во - первых , оказывается , что делает это Журналистика не вполне так , как принято считать . Например , широко распространена точка зрения , будто она осуществляет свое назначение , воздействуя на объект, каковым для нее «всегда являются люди» 55 . Между тем исследователь А . Н . Алексеев более двадцати лет назад убедительнейшим образом показал , что взаимодействие средств массовой информации с аудиторией есть не что иное , как взаимодействие субъектов, которое становится отчетливо видимым , если подойти к журналистике как продуктивной деятельности 56 . А иной подход к ней , если мы хотим понять ее суть , мало плодотворен . Да , она — продуктивная деятельность , производство продукта , и у этого продукта есть потребитель — тот самый субъект , на которого мы порываемся воздействовать как на объект . Только вот беда : он то нажмет кнопку телевизора , выключив дорогостоящую программу ; то проигнорирует появление новой многополосной газеты , оставив издателя наедине со спонсором ; то вдруг послушает - послушает передачи какой - нибудь радиостанции , да и напишет письмо в « Известия » или « Труд » ( по привычке !) — журналисты - де совсем совесть потеряли , матом по радио выражаются ... Субъект , субъект потребитель нашей продукции ! Он своей волей решает , потреблять ее или не потреблять .

А что представляет собою продукция ?

Здесь появляется « во - вторых » — еще одно интересное обстоятельство . Почти все теоретические труды по профессиональной этике в центр внимания ставят проблемы , связанные с созданием отдельных журналистских произведений, т . е . видят главную обязанность журналистики именно в этом . Так , скажем , Д . С . Авраамов , развивая идею Б . Д . Грушина о структуре журналистской деятельности как единстве двух элементов — деятельности информационной и деятельности управленческой , выявляет связанное с этим противоречие профессии , которое « журналист вынужден каждый раз разрешать лично », ибо виды деятельности , входящие в журналистскую деятельность ,

находятся в заведомо неравноправном положении по отношению друг к другу . Создание информации служит прежде всего подспорьем для решения управленческих задач , связанных с изменением социальной действительности ... 57

Вообще - то это противоречие , на наш взгляд , — одно из многих проявлений того интегрального , сущностного противоречия , о котором говорилось ранее . Но сейчас речь о другом : как видим , даже при попытке деятельностного подхода в данном случае на первый план все - таки выходит личное творчество журналиста . Тот факт , что он поставляет обществу информационную продукцию не только в виде отдельных, лично выполненных текстов, остается в тени . Между тем этот факт можно считать доказанным и журналистской практикой , и усилиями исследователей такого направления , как организация работы редакционных коллективов СМИ . Он заключается в том , что само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет ( разве что в тех исключительных случаях , когда Журналистика уходит в подполье ). Обычно оно есть часть газетного номера , радио - или телевизионной программы . А номер или программа оказывается дискретной порцией информации , которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно .

Структура массовых информационных потоков , представляющих собой актуальную форму существования массовой информации , сложна . В этом легко убедиться , просмотрев хотя бы рекламу телевизионной программы : там значатся отнюдь не только журналистские тексты . Выбор передач весьма широкий : от выступлений общественных деятелей и самых разных художественных произведений до игр и рекламы . Здесь есть все , что необходимо для удовлетворения потребностей общества в актуальной массовой информации, назначение которой архиважно — поддерживать относительную инвариантность массового сознания и способствовать его обогащению. Ведь массовое сознание обеспечивает взаимопонимание в обществе , цементируя тем самым его единство . Одновременно массовые информационные потоки создают возможности для самоопределения общественного мнения, поскольку знакомят не только с новостями о происходящих событиях , но и с аргументацией лиц , высказывающих индивидуальные мнения о них ( да и о других актуальных вопросах ). Решения государственных органов , касающиеся всех , становятся известны населению тоже с помощью массовых информационных потоков . Словом , значение их для нормального течения жизни трудно переоценить , поскольку они напрямую связаны с ключевыми звеньями механизмов саморегуляции общества как кибернетической системы — массовым сознанием и общественным мнением .

Для того чтобы « наполнить » русло потоков , образуемое каналами печати , радиовещания и телевидения , необходимо сотрудничество представителей самых разных видов деятельности, самых разных видов информационного производства, начиная от администрации Президента и заканчивая отделами прогнозов погоды метеослужб . Организатором такого сотрудничества и «участком сборки» является Журналистика 58 . В обязанности журналистов входит :

— планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни ;

— редактировать полученные тексты, доводя их до принятых в обществе норм цивилизованного текстового общения ;

— конструировать из этих текстов некоторое единство, именуемое номером газеты или журнала , программой радиовещания или телевидения ;

— с определенной периодичностью выпускать такие « притоки потоков » в свет.

И не удивительно , что в общественном сознании массовые информационные потоки живут как продукт журналистики . Люди смотрят по телевизору мексиканские сериалы , но все равно воспринимают телевидение как журналистику . Так оно и есть . Концентрируя в редакционных службах множество произведений разных видов творчества , Журналистика использует их как составные части для « сборки » все новых и новых элементов интегрального продукта , позволяющего дать аудитории движущуюся, объемную, полифоничную информационную картину социальной действительности в каждый конкретный момент ( включая и картину ценностных ориентации общества ) 59 . Эта картина может быть более или менее адекватной реальности , но она позволяет обществу и человеку сколько - нибудь уверенно ориентироваться в происходящем , размышлять над ним , корректировать свои решения и действия . И чем она адекватней и разнообразней , тем надежнее работают механизмы саморегуляции социума , воздействуя и на механизмы государственного управления . Чем дальше она от реальности , чем произвольнее , тем больше вероятность « сбоев » в тех и других механизмах , тем больше опасностей для общества . Получается , что журналисты не просто создают массовые информационные потоки, они создают и те последствия, которые вызывает в обществе потребление их продукта. И надо отчетливо понимать : если сегодня на телеэкранах демонстрация насилия для решения проблем становится доминирующей , хотя в жизни существуют и другие возможности справляться с неприятностями , значит , завтра мы можем столкнуться с тем , что сила станет доминирующей среди ценностей массового сознания.

Технология производства массовых информационных потоков не программирует ни хороших , ни дурных последствий . Ее процедуры — планирование, редактирование , конструирование , выпуск информации — сами по себе нейтральны . Каждая из них разворачивается в особую стадию работы , связанную с решением весьма специфических задач и требующую соответствующих методов и соответствующего технического инструментария . Но ведь осуществляют каждую из них люди . И от того , как они это делают , какие ставят задачи, какие методы выбирают , каким образом используют технику, зависят и конкретное содержание массовых информационных потоков , и социальные последствия его освоения.

Все это вместе взятое позволяет заключить , что участие журналиста в подготовке и выпуске массовых информационных потоков образует относительно самостоятельную сторону его профессиональной деятельности. Она осуществляется с помощью особых технологических процедур , регулируемых определенными производственными правилами и профессионально - нравственными ориентирами поведения .

А вот вторая сторона профессиональной деятельности журналиста действительно представлена личным, индивидуальным или коллективным творчеством, направленным на создание журналистского произведения как специфического типа текстов. В массовых информационных потоках данный тип текстов занимает особое место и выполняет особую роль , образуя « стремнину » потоков , их « стержневое течение » и во многом определяя состав остальных « частей ». Почему так происходит ? На этот вопрос помогает ответить характеристика основных черт журналистского произведения , заключающих в себе своеобразие его семантики , прагматики и синтактики 60. Эту характеристику можно свести к следующим моментам.

Семантическое своеобразие журналистского текста проявляется через его тему. При всем богатстве жизни , отражаемой в журналистских произведениях , с точки зрения тематического решения они объединены общим признаком . Он заключается в том , что тема любого текста содержит в себе реальную конкретную ситуацию действительности, отмеченную новизной и восходящую какой-то из своих сторон (а то и несколькими) к более широкой ситуации проблемного характера, переживаемой обществом. В этой особенности — секрет актуальности и общезначимости журналистского текста . Скажем , если в газете появится материал о том , что на юге Восточной Сибири испытано новое средство тушения лесных пожаров , он заинтересует всех , в чей край с наступлением летней жары пришла опасность гибели лесных массивов от огня . Если телевидение будет вести передачу о концерте группы «Rolling Stones» в Лужниках , то у экранов соберутся люди самых разных поколений , давно жаждущие соприкоснуться с « живой легендой » рока .

Прагматическое своеобразие журналистского текста связано с тем , что он предназначен для ориентации в реальной действительности, т.е. по определению является практически полезным. Ценность его может быть большей или меньшей — это зависит от идеи произведения , у которой тоже есть общий для журналистских произведений признак : она имеет характер подсказки отношения к тому , о чем идет речь , или поведения, если того может потребовать от адресата информации переживаемая им ситуация . Именно благодаря такому свойству идеи , к примеру , начатая « Новой газетой » акция « Забытый полк » практически превратилась во всенародную : в спасении солдат из чеченского плена , в содействии разыскивающим их матерям , в помощи обездоленным войной чеченским детям стали участвовать многие и многие россияне . Однако надо помнить : идея в журналистском тексте — именно подсказка , не более . Она может быть свернута до минимального обозначения отношения автора к предмету отражения или развернута до программы действий , но в любом случае она почти никогда не несет в себе повелительной интонации 61 . В то же время идея журналистского текста не является , точнее — не должна являться , и скрытым, закамуфлированным навязыванием конкретной модели поведения — в отличие от идеи манипуляторских тропагандистских текстов.

Своеобразие синтактики журналистского произведения обусловлено его предназначенностью массовой аудитории . Его язык — это язык жизни: главным средством выражения информации здесь становятся факты, с помощью которых воспроизводится ситуация . Вскрыть их смысл адресату информации помогает известный ему материал культуры , элементы которого журналист использует в тексте в виде образов и нормативов 62 , играющих роль « семантического ключа ». Представление о том , как они взаимодействуют в тексте , дает хотя бы такой фрагмент журналистской заметки :

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Носителя абсолютной свободы можно представить себе только в торричеллиевой пустоте

Принцип невмешательства во внутренние дела в основу межгосударственных отношений
Для журналистики

сайт копирайтеров Евгений