Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

« Это правда , что , набирая учеников , ты гарантируешь им поступление в институт , и потому родители дороже оплачивают уроки ?» — спросила я однажды у своей знакомой , опытной преподавательницы английского языка , занимавшейся репетиторством . « Конечно , — сказала она . — Я же даю им классные знания !» Дальше наш диалог выглядел так :

— Но ведь они имеют в виду под гарантией отнюдь не то !

— Это их проблемы .

— Ну , а если не поступит человек , будешь возвращать деньги ?

— Ты что ?!

— А тебе не кажется , что ты плюешь на свое профессиональное достоинство ?

— Ха ! Мне мое человеческое достоинство не позволяет чувствовать себя хуже этих новых русских . И выглядеть хочу не хуже , и есть - пить хочу не хуже , и машину хочу не хуже !

Обратите внимание : звучат одни и те же слова — « мое человеческое достоинство не позволяет »... Но смысл происходящего совершенно разный . В первом случае человеческое достоинство « вступается » за престиж профессии , за профессиональное достоинство . Во втором — попирает его . А все дело в том , что представления о человеческом и профессиональном достоинстве могут базироваться не только на ценностях , но и на псевдоценностях , иначе говоря — дело в разнице уровней общей моральности личности .

Попробуем теперь « воспарить » над обыденностью , ну , хотя бы таким нехитрым путем , как задавшись вопросами : сколько государственных чиновников прокурорского ранга в нашей стране брали на себя обязательства найти исполнителей и « заказчиков » громких убийств ? Сколько минуло сроков ? Хоть кто - то из них попросил отставки , честно признав , что не соответствует значимости своей профессии ? Увы ...

Профессиональное достоинство на уровне личности проявляет себя в виде установки на поступки , каждый из которых должен соответствовать социальной значимости профессии и общественному представлению об этой значимости . Вместе с падением профессионального достоинства падает и значение данной трудовой группы , снижается престиж данного рода деятельности .

Разброс представлений о роли журналистики в современном мире достаточно широк — в полном соответствии с теми обязанностями , которые она выполняет . Естественно , что не однородны и представления о значимости журналистской профессии . Периодически вспыхивающие в журналистской среде дискуссии на эту тему ( о них уже упоминалось ) не просто отражают многообразие взглядов спорящих . Они показывают , каким зыбким , не устоявшимся , неубедительным для новичков « цеха » является тот блок профессионального сознания журналистского сообщества , который составляет рациональную базу профессионального достоинства . « Власть , зеркало или служанка ?» — так назвали свою работу авторы « Энциклопедии жизни современной российской журналистики » 132 , справедливо обнажив сомнения , бытующие в профессиональной журналистской среде .

А почему , собственно , возникают эти сомнения ? Почему мы в наших спорах прибегаем к формулировкам , включающим в себя категоричное « или — или »? Ведь Журналистика на самом деле выполняет в обществе разнопорядковые обязанности . Но все они — социально обусловлены , социально необходимы . Оттого , что их много и они столь разные , социальная значимость профессии , ее достоинство только возрастают . Прозорливый А . С . Пушкин неспроста называл журналистов « сословием людей государственных ». Объективно Журналистика является необходимым элементом механизмов, обеспечивающих гомеостазис — устойчивость общества. Замкнутая малая группа ( допустим , семья ) способна прожить , не читая газет , не слушая радио , не включая « голубого экрана », как это было , например , с Лыковыми 133 . Общество же ( человечество ) как целостная система обойтись без них на современной стадии развития не может . Именно в этом заключается исходный момент представлений о профессиональном журналистском достоинстве , которые мы должны культивировать и в своей корпорации, и в обществе. Я чувствую себя оскорбленной всякий раз , когда слышу , как журналистов называют « щелкоперами », а в адрес средств массовой

информации пренебрежительно бросают : « Собака лает , ветер уносит » или что - нибудь в этом роде . Но я понимаю , что основания к тому мы даем сами . Обыгрывая заглавие известной телевизионной передачи , журналист С . Митрофанов назвал в одном из своих материалов коллег по « цеху » « сообществом акул » и нарисовал такой типаж « постперестроечного » журналиста:

... в нем все как бы отгорело . В кожаной куртке , опустившийся , он ходит с одной презентации на другую , жрет на халяву , пьет на халяву , коррумпируется помаленьку под видом так называемых журналистских расследований ... 134

Персона отталкивающая — ни профессионального , ни человеческого достоинства ... Надо думать , это крайний случай , а не обобщенный образ . Однако факт , что с достоинством у российского журналиста эпохи перехода к рынку не все в порядке . Стоит посмотреть на армию парламентских корреспондентов , когда они с диктофонами наперевес толпой кидаются к выходящему из зала заседаний депутату , едва не сбивая друг друга с ног . Ни дать , ни взять — папарацци ! А ведь это в некотором роде профессиональная элита ...

Но дело , разумеется , не столько в скудости внешних проявлений профессионального достоинства , сколько в том , что оно часто « дает сбои » по существу : не определяет мотивацию профессионального поведения . Если журналист позволяет себе предложить своей газете « джинсу » 135 или дать непроверенную информацию , то это однозначно свидетельствует о том , что мотивы его поведения не имеют ничего общего с ориентацией на профессионально - нравственные ценности его трудовой общности , что нет у него соответствующей психологической установки .

Установка отдельной личности на то , чтобы каждым поступком , каждым действием соответствовать высокой значимости своей профессии , может сформироваться только при условии , что эта высокая значимость осознана профессиональной общностью и стала для нее ценностью . В таком смысле профессиональное достоинство отдельного журналиста есть производное от профессионального достоинства журналистской корпорации , хотя между ними обязательно есть и обратная связь .

Категория «профессиональная честь» отражает еще один аспект профессионально - нравственных отношений , имеющий ценностную природу . Корни его — в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии . Если профессионально - нравственные стандарты трудовой группы согласуются с общим нравственным законом и подтверждаются поведением ее членов , то моральный авторитет такого профессионального содружества становится фактором , усиливающим его общественное влияние и упрочивающим его положение .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В котором синтезируются знания об основополагающем законе деятельности
Идея гарантировать естественные права человека со стороны государства родилась еще в глубине веков
Оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций
Под принципами целесообразно понимать чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности
Журналисту требуются два способа деятельности

сайт копирайтеров Евгений