<<< ΛΛΛ >>>
побоялся высказывать это суждение вслух, так как вижу, что многие смертные
удивительно склонны ко всяким гнусностям и необходимость исповедоваться так
или иначе ныне их сдерживает или же, по крайней мере, хоть как-то усмиряет.
Существуют определенные телесные недуги, вынести которые легче, чем их
унести, - как если бы кто-нибудь для избавления от проказы стал мыться в
горячей крови умерщвленных детей. Существуют определенные заблуждения,
которые приносят меньше бед, если их не замечать, чем если их искоренять.
Павел знает разницу между тем, что дозволено, и тем, что полезно.
Дозволено говорить истину, но это не всякому полезно, не во всякое время и
не во всяком виде. Если для меня ясно, что синод по какой-либо причине
установил или определил нечто ошибочное, то, хотя и дозволенно говорить
правду открыто, однако же, не полезно давать дурным людям повод пренебрегать
авторитетом отцов, а также их благочестивыми и святыми установлениями. Я
предпочел бы сказать, что, вероятно, тогда они решали в зависимости от
обстоятельств того времени, а теперь соображения пользы советуют отменить
эти решения.
Представим себе поэтому, что в некотором смысле правда то, о чем учил
Уиклиф и что утверждает Лютер: все, что нами делается, происходит не по
свободной воле, а по чистой необходимости. Что может быть бесполезнее
широкого обнародования этого суждения? Представим себе также, что в каком-то
смысле правда то, что где-то написал Августин о том, что Бог творит в нас и
добро и зло и он награждает нас за свои добрые дела и наказывает нас за свои
<<< ΛΛΛ >>>
Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли 12 благодати Нравственно благих поступков онможет хотя бы надеяться обрести высшую благодать Августин Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли 3 писаний Должно обременятьуже существующее суждение докторов толкует докторов
|