<<< ΛΛΛ >>>
проявляется во всех вещах. Ощущается пантеистическая тенденция, но с учетом и
отвержением тех моментов, которые ведут пантеизм к атеизму, всебожие к безбожию:
если Бог во всем, значит ни в чем. Поэтому пантеизм подвергается критике: Бог не
во всем, а в каждом, в каждости всех вещей, в том, что отличает одну от другой,
не в протяженности, а в прерывности и т.д.. По мере того, как мы выделяем вещь
среди других, используем всякие структурные процедуры, вычленяем отличительные
признаки, постигаем единичность вещи во вселенной, - раскрывается самое
глубокое, сакральное ее измерение, замысел о ней Бога. Каждая вещь единична лишь
потому, что единствен сам Бог, и богоподобна (теоморфна) она именно в аспекте
своей единичности. (Иначе, без Бога-Единицы, задающей единичность каждому,
остается только мир субстанций, масс, количеств). Соответствующее направление
именуется "теоморфизмом", в противоположность антропоморфизму; суть теологии в
том, чтобы, не говоря ни слова о Боге, говорить о всем бесконечном многообразии
вещей и явлений в модусе их единственности, а значит, Богоподобия. У каждой
религии, направления, секты - свои откровения, основатели, особое историческое
время, национальное место... Но последнее откровение может быть только одним и
общим для всего мира, иначе оно не было бы последним. Как Бог-Творец един перед
лицом одного человека Адама, так едино человечество перед лицом Бога,
завершающего мировой процесс. Точные сроки конца неизвестны, но достоверно, что
с каждым часом исторического существования мир становится ближе к концу, чем к
<<< ΛΛΛ >>>
. Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 7 населения Его роли в русской духовной традиции см . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия Но это распутье . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 4 автоматизма
|