ΛΛΛ >>>
>
Эпштейн М.Н. Пост-атеизм, или бедная религия
M.N.Epstein - Post-atheism or poor religion
(журнал "Октябрь", #9, 1996, сс. 158-165)
1.
Семидесятилетний советский атеизм, как его ни называть: массовый, научный,
государственный - был, безусловно, новым явлением в мировой истории. И раньше
случались массовые ереси - но они не меняли религиозного ядра мировоззрения, не
отменяли веры в Бога, в священное писание, в бессмертие души (например, немецкие
анабаптисты). И раньше случались периоды вольнодумства - но они затрагивали
только интеллектуальные верхи общества, не меняли общего религиозного настроения
масс (например, французские просветители). И только в Советском Союзе
воинствующий атеизм разлился в массы, сформировав несколько поколений неверующих
людей - если и не враждебных религии, то глубоко к ней равнодушных. Если они
сами не сносили храмов и не сжигали икон, то никогда и не молились, не призывали
имени Бога, забыли о самом его существовании. Может ли религия, прошедшая через
долгую полосу гоненья и отрицанья, возродиться в прежних своих, традиционных
формах? Или, если атеизм был нов, то еще более нова должна быть
пост-атеистическая вера, которая приходит ему на смену? То, что происходит
сейчас в религиозной жизни постсоветского общества, можно разделить на несколько
ΛΛΛ >>>
. Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 5 христианство Семейными традициями сказать условиях . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 6 традиции От 18 верующего населения до 52 всего населения страны . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 4 автоматизма Религиоведение Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен
|