Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

чти все направления и школы античной эстетики,
начиная с моментов ее зарождения и кончая позд-
ними эллинистическими школами. Античной эсте-
тике присуще также стремление выявить индиви-
дуальное своеобразие в решении проблем эстетики.
Этим античная эстетика, как известно, отличается
от эстетических учений стран Востока, где
развитие эстетического знания происходило в фор-
ме комментирования древних, ставших канониче-
скими памятников мысли. Наконец, не случайно,
многие памятники эстетической мысли Древней
Греции, например эстетические диалоги Платона,
представляют собой в буквальном смысле слова
художественные произведения, с образной систе-
мой выражения четкой фабулой, драматически-
ми коллизиями и т. д.

Эти особенности характерны для всех направ-
лений античной эстетики, отличают ее от других
исторических типов эстетической мысли древнего
мира, например от древнеиндийской или древне-
китайской эстетики.

В истории античной эстетики, так же как и в
истории античного искусства, можно выделить
три наиболее значительных периода: раннюю
классику, зрелую классику и эллинизм.

Ранняя классика

К этому периоду (VI — начало V в.
до н. э.) относятся философско-эстетические школы
ранней греческой философии до Сократа: Пифагор
и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каж-
дая из этих школ ставила специфические проблемы
и давала им своеобразное решение и истолкование.
Для пифагорейцев такими были проблемы гар-
монии, числовой пропорции, проблемы теории му-
зыки, вопрос о катартическом, очистительном воз-
действии искусства на психику человека, с кото-
рым было связано их учение о музыкальном этосе.
Пифагорейцам было свойственно космологическое
истолкование всех проблем эстетики: не случайно
в центре их философского учения была так назы-
ваемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая

29

движением небесных светил. Это учение глубоко
вошло в традиции европейской эстетики и продол-
жало в ней существовать вплоть до XVII в.

Пифагорейская школа оказала влияние не толь-
ко на теорию музыки (см. об этом 156), но и на
теорию изобразительных искусств, и прежде все-
го на теорию и практику скульптуры. Об этом
свидетельствует творчество известного греческого
скульптора Поликлета. Сохранились доказательст-
ва, что Поликлет, прежде чем создать скульптуру
«Канон», написал специальное сочинение, в кото-
ром, следуя пифагорейской традиции, связывал
красоту с точным соблюдением числовых пропор-
ций. Так, Гален ( D е temp ег. I 9) сообщает: «Хва-
лят некую статую Поликлета, называемую «Ка-
нон», которая получила название вследствие точ-
ной симметрии всех частей ее относительно друг
друга... Дело в том, что, показав нам в этом со-
чинении все симметрии тела, Поликлет оказал на
деле [свое] учение, сделав статую по правилам
своего учения и назвав и самую статую, как и со-
чинение, Каноном» (13, 26—27). О том же самом
говорил и Плиний Старший в своей «Естествен-
ной истории» (XXXIV 55): «Сделал Поликлет
также копьеносца... возмужалого юношу. Ее (ста-
тую.— В. Ш.) художники зовут Каноном, и получают
из нее, словно из какого-нибудь закона, основание
своего искусства, и Поликлета считают единствен-
ным человеком, который из произведения искусст-
ва сделал его теорию» (132, 25). Из этих свиде-
тельств явствует, что каноны пифагорейской эсте-
тики служили принципами, на основе которых соз-
давались произведения греческой пластики.

Значительный вклад в историю античной эсте-
тики внес греческий философ-материалист, «один
из основоположников диалектики» (по определе-
нию В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. До нас
дошли только лаконичные, хотя и выразительные,
фрагменты из сочинений Гераклита, тем не менее
по ним можно судить о богатом диалектическом
содержании его учения.

В центре воззрения Гераклита — идея гармо-
нии, основанной на борьбе и совпадении противо-

30

положностей, диалектике множества и единства.
«Расходящееся сходится, и из различных [тонов]
образуется прекраснейшая гармония, и все возни-
кает через борьбу» (В 8) (цит. по: 104, 390).

Убежденный в глубокой диалектической при-
роде гармонии, Гераклит выступает против мне-
ния Гомера, который хотел изгнать вражду «от
богов и от смертных» («Илиада» XVIII 107). Но
без борьбы, считает Гераклит, исчезла бы и сама
гармония, а в таком случае и все исчез-
ло бы.

В целом эстетические взгляды Гераклита но-
сят космологический характер. Гармония и кра-
сота принадлежат прежде всего космосу, они вы-
ражают объективную закономерную устроенность
мира. Но законы, действующие в космосе, дейст-
вуют и в искусстве. По свидетельству Аристотеля
De mundo V 396 b 7), Гераклит говорил: «И при-
рода стремится к противоположностям и из них,
а не из подобных (вещей) * образует созвучие...
Живописец делает изображения, соответствующие
оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и
красные краски. Музыка создает единую гармо-
нию, смешав в (совместном пении) различных го-
лосов звуки высокие и низкие, протяжные и ко-
роткие» (13, 34).

Вместе с тем Гераклит говорит и о ценностном
аспекте красоты, о том, что в восприятии красоты
и гармонии присутствует момент оценки. В его
учении о двух видах гармонии («скрытой» и «яв-
ной») наиболее содержательной, а следовательно,
и эстетически ценной является скрытая гармония,
которая «сильнее явной». Гераклит признавал от-
носительный характер прекрасного. Об этом сви-
детельствуют три известных его фрагмента: «у бо-
га все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же
считают одно справедливым, другое несправедли-
вым» (В 102); «Мудрейший из людей по сравне-
нию с богом кажется обезьяной и по мудрости, и
по красоте, и во всем прочем» (В 83); и, наконец,
«Самая прекрасная обезьяна безобразна по срав-
нению с родом людей» (В 82) (цит. по: 104,350).
Таким образом, с именем Гераклита связано про-

31

никновение в эстетику идей диалектики, призна-
ние относительного характера прекрасного.

В истории античной эстетики большую роль
сыграл величайший материалист древности Демо-
крит, который был основоположником атомистиче-
ского учения о строении материи. Основой бытия
он считал атомы — неделимые материальные ча-
стицы, которых, по его мнению, существует беско-
нечное множество. Из них состоят все вещи и да-
же душа человека. Материалистический характер
философии Демокрита определил и характер его
эстетических воззрений.

Прежде всего Демокриту принадлежит одна
из первых формулировок теории мимесиса (68 В
154) —представления о том, что искусство по сво-
ему происхождению и характеру представляет со-
бой подражание: «От животных мы путем подра-
жания научились важнейшим делам: [а именно,
мы — ученики] паука в ткацком и портняжном ре-
меслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и
[ученики] певчих птиц, лебедей и соловья в пении»
(80, 1, 86). Принцип подражания получил широ-
кое развитие не только в эстетике, но и в античной
теории искусства.

Демокрит высказал мысль относительно обще-
ственной обусловленности искусства. Так, музыка,
по его мнению, возникает не из нужды, а из раз-
вившейся роскоши. Демокрит обосновал материа-
листическую теорию эстетического восприятия.
Как и все атомисты, он считал, что познание воз-
никает благодаря воздействию образов вещей на
органы чувств человека. Это учение Демокрит при-
меняет к музыкальному восприятию, полагая, что
слух представляет собой нечто вроде «сосуда»,
вбирающего в себя звук. Звук же представляет
собой физическое тело, как бы «втекает» в органы
чувств человека, воспринимающего музыку. Де-
мокриту принадлежит также учение о поэтиче-
ском вдохновении. По свидетельству Цицерона,
( De divin . I 38 80), «Демокрит говорит, что без
безумия не может быть ни один великий поэт: то
же самое говорит Платон» (13, 36). К сожалению,
из многочисленных сочинений Демокрита до нас

32

дошло всего лишь несколько фрагментов, что зна-
чительно затрудняет оценку его эстетического уче-
ния.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Главное сочинение винкельмана его знаме нитая история искусства древности
Произведений искусства
Теория искусства была органически связана с борьбой
Критика способности суждения основное сочинение канта по эстетике была написана в 1790 г
Ско рее всего следует говорить о своеобразном худо жественном стиле барокко

сайт копирайтеров Евгений