Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Исходя из рационалистической теории познания
Лейбница, Баумгартен тем не менее в известной
мере преодолел крайности рационализма своего
учителя. Тем самым он открывал новые пути для
развития эстетической науки. Поэтому не случай-
но, что эстетика Баумгартена пользовалась попу-
лярностью у швейцарцев (Бреймингер, Бодмер),
отстаивавших правомерность фантазии и эмоций
в искусстве, а также у возглавлявшего предроман-
тическое движение «Бури и натиска» Гердера.

Огромную роль в развитии немецкой эстетиче-
ской мысли сыграл Иоганн Иоахим Винкельман
(1717—1786). Винкельман был не только истори-
ком античного искусства, но и теоретиком, родо-
начальником целого художественного направле-
ния.

Главное сочинение Винкельмана —его знаме-
нитая «История искусства древности» (1764). По
сути дела Винкельман был отцом теоретического
искусствознания в Германии. Его труд— первая по-
п ытка дать целостную, научную картину развития

261


греческого искусства от его возникновения и
расцвета до его упадка.

Значительное влияние на Винкельмана оказа-
ло изучение сочинений Монтескье, Шефтсбери,
Вольтера. Винкельман указывает на два главных
условия, определивших расцвет греческого искус-
ства: «влияние неба» и расцвет политической сво-
боды. Вслед за Монтескье он говорит о влиянии
климата, географической среды на характер гре-
ческого народа. И вместе с тем он придает глав-
ное значение социальным условиям, утверждая,
что греческое искусство — «дитя свободы».

Именно счастливое соединение благоприятной
природы и политической свободы обусловило воз-
никновение того идеала «благородной простоты и
спокойного величия», который как бы просвечи-
вает во всех произведениях греческого искусства.
Греческое искусство — искусство меры, воплощаю-
щее идеал «золотой середины», «среднего состоя-
ния».

Представление Винкельмана о греческом искус-
стве как идеале «благородной простоты и спокой-
ного величия» надолго определило подход к изу-
чению античности. Судьба этого идеала отражает
метаморфозы и изменения эстетического сознания
XVIII—XIX вв. (см. 98, 5—79).

Винкельман предпринял по сути дела первую
попытку периодизации истории античного искус-
ства. Он говорит о четырех этапах этой истории:
«древнейшем стиле», «высоком», «прекрасном» и
«подражательном». Древнейший стиль соответст-
вует архаике, он охватывает период, начиная
с древнейших времен и кончая Фидием. Ему, по
словам Винкельмана, недостает завершенности.
«Высокий стиль» — это век Перикла, период рас-
цвета афинской демократии. К нему относится
творчество Мирона, Фидия, Поликлета и Скопаса.
Третий, «прекрасный» стиль связан с творчеством
Лисиппа. Это — искусство грации, т. е. красоты,
проявляющейся в движении тел. Художники «пре-
красного стиля» отходят от грубости и незавер-
шенности своих предшественников, они ищут в
своих произведениях законченности. Наконец, чет-

262


вертый стиль — «подражательный», он носит на
себе черты упадка. Это искусство эпохи Римской
империи.

Описание этих четырех периодов в истории раз-
вития античного искусства Винкельман сопровож-
дает тонким анализом произведений античного
искусства — скульптурной группы «Лаокоон»,
скульптуры Аполлон Бельведерский и др. В этом
анализе проявляется свойственное Винкельману
чувство стиля, тонкий художественный вкус, вели-
колепное знание памятников античного искусства,
из-за чего он еще при жизни получил титул «пре-
зидента всех древностей».

«История искусства древности» не ограничива-
ется простым описанием истории античного искус-
ства. Винкельман был не только историком древ-
него искусства, но и эстетиком, давшим глубокий
анализ современной ему эстетической культуры и
наметившим дальнейшие пути развития искусства.
В образах античного искусства, которые анализи-
рует Винкельман, как бы просвечивает идеальный
образ, служащий эталоном для нового искусства
просветительского классицизма.

Винкельман полагал, что изучение греческого
искусства будет содействовать развитию эстетиче-
ского вкуса, формированию новой эстетической
культуры, основанной на идеале простоты и вели-
чия. В своем сочинении «Мысли по поводу подра-
жания греческим произведениям в живописи и
скульптуре» (1755) Винкельман писал: «Единст-
венный путь для нас сделаться великими и, если
можно, даже неподражаемыми — это подражание
древности» (41, 86).

В «Истории искусства древности» Винкельман
развивает довольно оригинальное учение о пре-
красном. Его не удовлетворяют поиски «совершен-
ной пропорции» в духе эстетики Ренессанса. «Кра-
сота...— говорит Винкельман,—не измеряется, в
сущности говоря, ни числом, ни мерой» (40, 194).
Поэтому она не поддается математическому изме-
рению. В качестве примера Винкельман приводит
эллиптическую линию, в которой есть «единство
и постоянное изменение» (там же). Эту линию

263


«нельзя описать никаким циркулем, так как она в
каждой точке изменяет свое направление... Какая
именно более или менее эллиптическая линия об-
разует различные составные части красоты, алге-
браическим путем определить невозможно» (там
же).

Каковы же главные особенности прекрасного?
Главными принципами красоты Винкельман счи-
тает простоту и единство. Он говорит о двух типах
красоты: о «чистой красоте» и о «красоте выраже-
ния».

«Высшая», «чистая» красота требует единства,
это такое среднее состояние, которое не выражает
никакого движения страсти или чувства. Такую
красоту можно сравнить с чистой водой, черпае-
мой из источника: она очищена от посторонних
примесей. Но чистая красота не может быть един-
ственным предметом изучения, наряду с ней суще-
ствует еще и красота выражения. Если чистая кра-
сота означает состояние покоя и умеренности, то
выражение придает красоте разнообразие и дви-
жение. «Чем больше единства в соединении форм
и в перетекании одной формы в другую, тем боль-
ше красоты в целом. Формы прекрасного тела на-
поминают единство, характеризующее поверхность
моря, которое на известном расстоянии кажется
гладким и спокойным, как зеркало, несмотря на
то, что находится в постоянном движении и вечно
катит свои волны» (40, 135).

В этом учении о «чистой красоте» и «красоте
выражения» мы опять-таки видим конкретизацию
принципа единства в многообразии. «Единство» ре-
ализуется в понятии «чистой красоты», «многооб-
разие»— «в красоте выражения».

В эстетике Винкельмана большую роль играет
понятие аллегории. Это выдвижение аллегории в
качестве центральной категории эстетики объясня-
ется особым пониманием Винкельманом воспита-
тельной функции искусства, связи искусства с вос-
питанием. Будучи просветителем, Винкельман ви-
дел в искусстве важнейшее средство воспитания
новой гражданской морали. Поэтому искусство вы-
ступает у него часто как подчиненное морали сред-

264


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 5 природы
В исповеди августин рассказывает
Сама же божественная красота есть луч
История европейского искусствознания
С точки зрения историче ской символизм представляет собой начальный этап искусства

сайт копирайтеров Евгений