Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основоположником немецкой клас-
сической эстетики был выдающийся философ Им-
мануил Кант (1724—1804).

Значение Канта для развития немецкой класси-
ческой эстетики чрезвычайно велико. Кант обобщил
и придал теоретическую форму предшествующему
периоду развития немецкой классической эстетики
(в частности, эстетике Зульцера, Мендельсона, Вин-
кельмана, Лессинга) и вместе с тем наметил пути
дальнейшего развития эстетической теории в Гер-
мании. От Канта дальнейший путь развития эсте-
тики ведет к Шиллеру, Фихте, Шеллингу и Гегелю.
Поэтому Кант не был, как это полагает Э. Гарт-
ман, «зачинателем» немецкой эстетики, не был он
и ее «завершителем», как полагают некоторые со-
временные авторы. Точнее было бы сказать, как
это делает В. Ф. Асмус, что Кант в эстетике «дол-
жен быть характеризован не только как «зачина-
тель», но также и как «продолжатель» и кое в чем
«завершитель»» (24, 397).

285


Отношение Канта к вопросам эстетики имело
свое развитие, свою эволюцию. Интерес к пробле-
мам эстетики наметился у Канта довольно рано.
К ним он обращается уже в статье «Наблюдения
над чувством прекрасного и возвышенного», напи-
санной еще в 1764 г . В этой работе, носящей сле-
ды сильного влияния английской сенсуалистической
эстетики, Кант не придает проблемам эстетики
принципиального философского значения. Скорее
всего они интересуют его с точки зрения психоло-
гической. К тому же в это время Кант скептиче-
ски относится к вопросу о возможности теоретиче-
ски исследовать эстетику, которую он в этот пе-
риод определял как науку об априорных формах
чувственного познания. В главе «Трансценден-
тальная эстетика» «Критики чистого разума»,
разъясняя свое понимание термина «эстетика»,
Кант пишет: «Только одни немцы пользуются теперь
словом эстетика для обозначения того, что дру-
гие называют критикой вкуса. Под этим назва-
нием кроется ошибочная надежда, которую питал
превосходный аналитик Баумгартен,— подвести
критическую оценку прекрасного под принципы
разума и возвысить правила ее до степени науки.
Однако эти старания тщетны. Дело в том, что эти
правила, или критерии, имеют своим главным
источником только эмпирический характер и, сле-
довательно, никогда не могут служить для установ-
ления определенных априорных законов, с кото-
рыми должны были бы согласоваться наши
суждения, касающиеся вкуса, скорее эти послед-
ние составляют настоящий критерий правильности
первых» (83, 5, 128).

Как мы видим, здесь Кант высказывается до-
статочно категорично. По его мнению, теория вку-
са невозможна, а следовательно, эстетика не мо-
жет быть наукой. Однако дальнейшее развитие
философской системы Канта опровергло это его
мнение и заставило его по-иному оценить место и
значение эстетики и ее претензии на то, чтобы быть
наукой.

Главными философскими сочинениями Канта,
на основе которых строилась его критика познава-

286


тельных способностей, были «Критика чистого ра-
зума» (1781) и «Критика практического разума»
(1778). Предметом первого сочинения было иссле-
дование рассудка, предписывающего законы при-
роде на основе законов причинности. Предметом
второго было исследование разума, полагающего
законы воле. В результате Кант пришел к выводу
о существовании двух противостоящих друг другу
миров — мира природы и мира свободы. Кант сам
остро сознавал, что между этими областями ле-
жит пропасть, через которую посредством разума
нет никакого перехода. Однако целостность систе-
мы требовала найти переход между этими двумя
мирами, и в конце концов Кант пришел к выводу,
что между критикой чистого и практического ра-
зума должна лежать еще одна познавательная спо-
собность. Кант назвал ее способностью суждения.

Уже в 1787 г . в письме к К. Рейнольду Кант
пишет в связи с этим: «В настоящее время я за-
нимаюсь критикой вкуса, и по этому поводу будет
открыт другой род принципов a priori, чем каковы
предыдущие. Ибо способностей души три: способ-
ность познания, чувство удовольствия и неудоволь-
ствия и способность желания. Для первой я нашел
принципы a priori в Критике чистого (теоретиче-
ского) разума, для третьей — в Критике практиче-
ского разума. Я ищу их также для второй, хотя я
обычно считал невозможным найти таковые... те-
перь я признаю три части философии, каждая из
которых имеет свои принципы a priori...» (цит. по:
24, 407—408). Это письмо показывает развитие
мысли Канта. Его эстетика возникает как средство
заполнить пропасть между теоретическим и прак-
тическим знанием, и поэтому критика способности
суждения явилась связующим звеном между дея-
тельностью рассудка и деятельностью разума.

«Критика способности суждения» — основное
сочинение Канта по эстетике —была написана
в 1790 г . Здесь Кант философски разработал це-
лый ряд важнейших проблем эстетики: учение
о вкусе, основные категории эстетики, учение о ге-
нии, понятие искусства и его отношение к природе,
классификацию видов искусства,

287


Эстетическая часть «Критики способности
суждения» состоит из двух разделов: «Аналитика
прекрасного» и «Аналитика возвышенного». В «Ана-
литике прекрасного» Кант выясняет природу эсте-
тического суждения. Он указывает на его отличия
от логического суждения. Если последнее имеет
своей целью истину, то эстетическое суждение яв-
ляется «суждением вкуса». По словам Канта, суж-
дение вкуса не является познавательным. К тому
же суждение вкуса всегда относится к восприни-
мающему субъекту и в этом смысле всегда субъек-
тивно. Суждение вкуса «не логическое, а эстетичес-
кое суждение, под которым подразумевается то
суждение, определяющее основание которого мо-
жет быть только субъективным» (83, 5, 203).

Анализируя способность суждения, Кант от-
крывает в ней четыре момента, соответствующие
четырем логическим принципам рассмотрения: по
качеству, количеству, отношению и модальности.
С точки зрения качества суждение вкуса характе-
ризуется таким моментом, как «незаинтересован-
ность», свобода от интереса, от всякой практиче-
ской пользы. Это — первый момент суждения вку-
са. В истории эстетики кантовское понятие неза-
интересованности часто получало слишком вольное
и неправильное истолкование как полное равноду-
шие к изображаемому предмету, как безыдей-
ность и даже как «беспартийность». Такое истол-
кование свидетельствует о полном непонимании
эстетики Канта, структуры его идей. В понятие
незаинтересованности Кант вкладывал строго оп-
ределенный смысл. Если всякий интерес связан
с существованием предмета, то незаинтересован-
ность, которой характеризуется суждение вкуса,
означает полное равнодушие к тому, существует
или не существует на самом деле предмет вкуса.
Мы можем получать удовольствие от предмета,
который реально не существует. Для того чтобы
быть объективным, суждение вкуса должно быть
. равнодушным к самому существованию вещи. Оно
полностью исключает практический интерес, кото-
рый непосредственно связан с самим этим сущест-
вованием. Суждение вкуса бескорыстно, свободно

238

от практического интереса. Прекрасным является
то, что нравится само по себе, что имеет цель в
самом себе, а не является средством для удовлет-
ворения практических целей.

Выдвигая принцип . «незаинтересованности»
суждения, Кант выступал против телеологического
подхода к миру, превращающего каждую вещь
в средство для достижения каких-то скрытых це-
лей. Этот смысл принципа «незаинтересованности»
суждения вкуса великолепно понял Гёте, который
в одной из бесед с Эккерманом говорил: «Различие
между субъектом и объектом, затем воззрение, что
каждое творение существует для самого себя и что
пробковое дерево растет совсем не для того, чтобы
было чем закупоривать бутылки,—это у меня об-
щее с Кантом, и я очень рад, что на этом мы сош-
лись» (54, 362).

Второй момент суждения вкуса характеризует
эстетическое суждение по количеству. С этой точки
зрения выясняется всеобщий характер суждений
вкуса. Наши представления о том, что является
прекрасным или не прекрасным, носят далеко не
личный характер. (В этом Кант выступает против
Юма с его утверждениями о том, что «норма кра-
соты» сугубо субъективна и индивидуальна.) Они
имеют значение для всех. Всякое суждение вкуса
претендует на то, чтобы иметь всеобщий характер,
т. е. быть действенным не только для кого-нибудь
одного, но и для всех.

Всеобщий характер суждения вытекает из та-
кой его черты, как незаинтересованность. Посколь-
ку в суждениях вкуса мы опираемся не на личный
интерес, не на практическую пользу, постольку есть
основания полагать, что наши оценки носят все-
общий характер, имеют значение для каждого.
Здесь, следовательно, один момент суждения вкуса
логически переходит и обусловливает другой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наиболее характерной для символи ческой формы искусства является архитектура
Основоположником эстетики немецкого просве щения был выдающийся философ рационалист александр баумгартен
Важным памятником явля ется трактат о возвышенном эстетики трактат
Шестаков В. Очерки по истории эстетики философии 6 николай
Средние века 83 раннее средневековье западная патристика ареопагитики византийская эстетика зрелое

сайт копирайтеров Евгений