Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Средневековая эстетика, таким образом, была
в большей своей части спекулятивной теорией, ото-
рванной от потребностей и интересов художествен-
ной практики. В эстетике провозглашался приори-
тет теории над практикой, рационального знания
над практическим умением. Противоречие между
практикой искусства и эстетической теорией обед-
няло развитие художественной мысли, лишало ее
живительных жизненных импульсов. Это осознава-
лось многими мыслителями и художниками сред-
невековья. Одной из попыток разрешения этого
противоречия была в XIII в. эстетика Ars nova,
(Филипп де Витри, Маркетто Падуанский), кото-
рая впервые увидела в художественной практике
основу и фундамент эстетической теории.

Эстетика Ars nova выдвинула новый принцип
в подходе к искусству — принцип свободного, не
скованного традиционными формами и правилами
художественного творчества.

Эмпирическая и практическая направленность
эстетики Ars nova . сочеталась с антисхоластиче-
ской традицией, которая получила наиболее яркое

117

выражение в творчестве выдающегося французско-
го ученого Николая Орезмского (1320—1380).

Один из самых значительных перио-
дов в истории эстетической мысли — эпоха Возрож-
дения. Этот период в развитии западноевропейской
культуры связан с прогрессивным переворотом,
происшедшим в социальной и экономической жиз-
ни, — разложением феодального способа производ-
ства, формированием в его недрах зачатков новой,
капиталистической формации. Бурный рост город-
ской культуры, расцвет городского ремесла, осво-
бождение крестьянства — все это создало предпо-
сылки для возникновения в Италии нового типа
культуры.

Культура эпохи Возрождения носит двойствен-
ный, переходный характер. С одной стороны, мы
обнаруживаем в ней отголоски средневековой тра-
диции, которая продолжает жить вплоть до XVI в.
С другой стороны, нельзя не видеть тех прогрессив-
ных изменений, которые происходят во всех сфе-
рах культуры и идеологии. Одно из важнейших за-
воеваний культуры Возрождения — победа свобо-
домыслия, освобождение от засилья схоластики,
высвобождение личности от сословной ограничен-
ности и ремесленной рутины, характерных для фе-
одального общества. Отсюда поражающая нас все-
сторонность деятелей Возрождения. «Это был,—
писал Ф. Энгельс,— величайший прогрессивный пе-
реворот из всех пережитых до того времени чело-
вечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и
которая породила титанов по силе мысли, страсти
и характеру, по многосторонности и учености. Лю-
ди, основавшие современное господство буржуазии,
были всем чем угодно, но только не людьми бур-
жуазно-ограниченными» (1, 20, 346).

Благоприятные условия для развития личности
создавались, как это ни парадоксально, благодаря
недостаточной развитости капитализма. Личность,
только что высвободившаяся от «идиотизма» дере-
венской жизни, сословной иерархии, еще не испы-
тала на себе уродующего влияния буржуазного
способа производства с его тенденцией к узкой спе-
циализации и стандартизации труда. Это обстоя-
тельство отмечает Энгельс: «Герои того времени не
стали еще рабами разделения труда, ограничиваю-

120

щее, создающее однобокость, влияние которого мы
так часто наблюдаем у их преемников» (1, 20,
347).

Несмотря на то что искусство Ренессанса изу-
чено достаточно хорошо, исследование эстетических
теорий этой эпохи в нашей литературе по сути де-
ла только еще начинается. В существующих обзо-
рах истории эстетической мысли эстетика Возрож-
дения рассматривается главным образом в связи
с теорией искусства — музыки, живописи или архи-
тектуры. Исследователи эстетики, как правило,
лишь комментируют высказывания таких выдаю-
щихся представителей эпохи, как Альберти, Леонар-
до да Винчи, Дюрер, Микеланджело. Связь же
эстетической мысли Возрождения с ведущими фи-
лософскими направлениями — неоплатонизмом,
эпикуреизмом, аристотелизмом — остается все еще
невыясненной. Между тем это был этап бурного
развития философской эстетики. Теория искусства
была органически связана с борьбой и развитием
основных философско-эстетических учений, и твор-
ческие биографии художников Ренессанса во мно-
гом определялись этой борьбой.

Центром искусства и эстетики Ренессанса была
Италия. Развитие эстетики в других странах Евро-
пы, в частности в Испании, Франции, Германии,
Англии, естественно, связано с итальянской гума-
нистической эстетикой. Тем не менее развитие
искусства и философской мысли в этих странах от-
личалось известным своеобразием.

Италия

Эстетика раннего гуманизма

Эстетика Возрождения тесно связа-
на с тем огромным демократическим и антисхола-
стическим движением, которое получило название
гуманизма. Термин «гуманизм» возник впервые в
связи с созданием на месте схоластической системы
образования новой системы «гуманистических дис-
циплин» (studia humanitatis), таких, как история,

121

поэзия, грамматика, нравственная философия
(этика).

Среди гуманистов были известные философы —
Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Козимо
Раймонди, Леонардо Бруни (Аретино), писатели —
Петрарка, Боккаччо, Кастильоне, педагоги — Фи-
лельфо, Салютати, Витторино да Фельтре, Паоло
Верджерио, художники — Альберти и др. Первые
итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо в
своих работах обосновывали высокое предназначе-
ние искусства, его приоритет над ремесленными
занятиями, право художника на свободу вообра-
жения, изобретение, вымысел. Особое значение для
становления гуманистической эстетики имел трак-
тат Боккаччо «О генеалогии богов», последние кни-
ги которого представляли «апологию поэзии» и по-
лемику со средневековыми литературными крити-
ками.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Луч красоты как бы преломляется
Вместе с тем искусство как проявле ние эстетического отличается от практического искусства истории
В котором спе циальная глава о красоте посвящена эстетике
Эстетика
В ан тичной эстетике

сайт копирайтеров Евгений