Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

82. Уорбертон, Уильям (1698-1779) - епископ Глочестерский, автор
трактатов "Союз Церкви и Государства" (1736) (французский перевод 1742 г.) и
"Божественное законодательство Моисея" (1737-1741).

83. ...одна служит орудием другой. - Это мысль Макиавелли ("Рассуждение
на первую декаду Тита Ливия", кн. I, гл. XI).

84. Аркадия - область в Древней Греции, в центре Пелопоннеса, с мягким
климатом и условиями, благоприятными для животноводства, что и сделало в
древности Аркадию символом легко добываемого достатка.

85. Киренаика - плодородная страна на севере Африки, где греческие
колонисты в VII в. до н. е. основали первые поселения с центром в г. Кирене.
Впоследствии, в 321 г. Кирена создала союз пяти государств под
покровительством Птолемеев - македоно-греческих правителей Египта.

86. ...Минос взялся установить порядок... - Минос - мифический царь
острова Крита. Ему приписывается создание морского господства Крита и
древнекритское законодательство, в разработке которого ему помогал Зевс,
являвшийся его отцом.

87. Речь идет об изгнании представителей испанских и австрийских
Габсбургов из Нидерландов в ходе буржуазной революции 1566-1609 гг. и из
Швейцарии на протяжении XIV и начала XV в.

88. движитель гражданский износился. - Ср. Макиавелли. Указ. соч., кн.
I, гл. XVI и ХVII.

89. Юность - не детство. - Как показывает хранящийся в Женевской
городской библиотеке экземпляр первого издания этого трактата с пометками
Руссо, он вписал эти слова, чтобы устранить противоречие между положением о
том, что большинство народов восприимчивы (docile) лишь в молодости, и
следующим за этими словами утверждением о том, что подчинять народы законам
надо в пору юности или зрелости.

90. ...еще не созрел для уставов гражданского общества. - Этот отрывок
один из наиболее сложных для понимания. В значительной мере он направлен
против идеализации деятельности и всего образа Петра Великого Вольтером, в
посвященной ему книге и в книге о Карле XII, причем Руссо впадает в
противоположную крайность. Главный упрек Руссо состоит в том, что правитель
этот "начал создавать из своих подданных немцев и англичан, в то время когда
надо было формировать русских" - обусловлен тем, что Руссо видел первое
правило деятельности законодателя в создании или укреплении национального
характера.

91. Предположения эти носят произвольный характер, и Вольтер был прав в
их критике (см. его "Idee reulicaie", XXXVII).

92. Проблема эта была поставлена Аристотелем в его "Политике" (VII, 4,
1326 а-в), затем вновь Монтескье в "Духе законов" (кн. VIII).

93. ...срок неизбежного их падения. - Тут усматривали реминисценции из
Макиавелли ("Рассуждение на десятую главу Тита Ливия", 1, 6) и из Монтескье
("Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. IX).

94. ...собственными средствами... - Мысль эта, возможно, восходит к
взглядам Аристотеля ("Политика", VII, гл. IV, 1326 а-в).

95. ...вернул и отстоял свою свободу... - Речь идет о борьбе жителей
Корсики против Генуи и Франции, успешно возобновленной ими в первой половине
XVIII в.

96. ...этот островок еще удивит Европу. - В этом пророчестве хотели
видеть предсказание появления Наполеона Бонапарта, родившегося на Корсике
семь лет спустя, в 1769 г. Но, конечно, Руссо имел в виду нечто совсем иное,
а именно: он видел в неиспорченности корсиканцев духовной и материальной
цивилизацией, в лучших сторонах их натуры, проявившихся в борьбе за
независимость, в энергии их предводителя Паскуале Паоли источник тех свежих,
созидательных сил, которые могут позволить этому небольшому народу
осуществить у себя идеал свободы и справедливости.

97. Тласкаланская республика... - была признана испанцами во время их
завоевания Мексики.

98. ...для Рима - добродетель. - Идеалистическая мысль эта
сформулирована Руссо под явным влиянием Монтескье, писавшего об этой,
свойственной каждому из государств, своей особой цели: "Так у Рима была цель
- расширение пределов государства, у Лакедемона - война, у законов иудейских
- религия, у Марселя - торговля, у Китая - общественное спокойствие, у
родосцев - мореплавание" ("О духе законов", кн. XI, гл. V. - Избр. произв.,
стр. 289). Как видим, на историю Рима Монтескье смотрел более реалистично,
нежели Руссо, постоянно ее идеализирующий.

99. ...от этого не улучшается. - Как это часто бывает у Руссо, цитата
эта из книги д'Аржансона "Соображения о древнем и нынешнем Правлении
Франции" неточна. Вот текст этого места: "Та или иная отрасль торговли,
приобретаемая ценою денег, приносит лишь мнимую выгоду Королевству в целом и
лишь обогащает несколько городов или частных лиц, которые уже и так
находятся в довольстве".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Руссо Ж. О причине неравенства философии 12 граждан
В силу особых причин государство погибло преждевременно
Руссо Ж. О причине неравенства философии 1 государства
Варнавитами в венеции называли обедневшую часть знати древнем магистраты
Руссо тем самым фактически отрицает традиционную богословскую аргументацию божественного происхождения природе состояние

сайт копирайтеров Евгений