Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

16. ...дети Сатурна... - Сатурн - римское имя греческого бога Кроноса,
младшего из Титанов, отца Зевса.

17. ...Робинзон... - Имеется в виду герой романа "Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо из Йорка" (1719) английского писателя Даниэля
Дефо (1660-1731).

18. Всякая власть - от Бога... - Воспроизведение текста из Евангелия:
"Ибо нет власти не от Бога" ("Послание к римлянам апостола Павла", 13).
Утверждая, что повиноваться следует только властям законным, и определяя
закон как выражение общей воли членов данного общества, Руссо тем самым
фактически отрицает традиционную богословскую аргументацию божественного
происхождения, а следовательно, незыблемого характера прерогатив всякого
монарха.

19. Это одна из центральных по значению глав всего трактата. Написана
она, вероятно, в период разработки главного вопроса - о природе
общественного договора, - одной из последних, ибо нет следов ее
происхождения в первом наброске трактата и по сравнению с самим заголовком и
замыслом разработана она совсем в другом плане. Предполагалось, очевидно,
вначале историческое рассмотрение вопроса об античном рабстве (в плане "Духа
законов" Монтескье, который гл. II кн. XV своего труда посвятил взглядам
римских законников на происхождение рабства). Но вместо спора с Аристотелем
и другими авторами древности, Руссо ополчается на Гроция, Гоббса и
Пуфендорфа. Задача главы - опровергнуть тезис первого из них о том, что
вовсе не является истиной, будто суверенитет всегда и без исключения
принадлежит народу. Тем самым Руссо готовит читателя к восприятию гл. I кн.
II - О неотчуждаемости суверенитета.

20. ...говорит Гроций. - Имеются в виду следующие слова этого философа:
"Каждый человек волен отдаться кому угодно в личную зависимость"...". Так
разве же не волен свободный народ также подчиниться кому угодно "...", не
сохранив за собой ни малейшей доли этой власти" (см. Гуго Гроций. О праве
войны и мира. Кн. I, гл. III, VIII, стр. 128).

21. Уже один из первых оппонентов - п. Люзак в "Письме анонима к Ж. Ж.
Руссо" (1766) - выступил против того, что последний свел понятие об
"отчуждении" только к двум случаям - дать или продать, и заявил, что оно
означает всякую передачу права, почему и может осуществляться многими путями
и способами.

22. ...как говорит Рабле... - Имеется в виду роман "Гаргантюа и
Пантагрюэль" великого французского писателя-гуманиста Ф. Рабле (1483-1555),
изобразившего потребности короля в крайне преувеличенном виде.

23. ..в пещере Циклопа... - Имеется в виду "Одиссея" Гомера, в девятой
песне которой содержится этот эпизод. Циклоп - одноглазый великан в
греческой мифологии.

24. ...безумие не творит право. - См. Ш. Монтескье. "О духе законов",
кн. XV, гл. II.

25. Гроций и другие видят происхождение... права рабовладения еще и в
войнах. - См. Г. Гроций. О праве войны и мира, кн. III, гл. VII, "О праве на
пленных", где он писал: "По природе, т. е. независимо от человеческих
действий, или в первобытном состоянии природы, никто из людей не является
рабом... В этом смысле можно принять за истину изречение юристов, что
рабское состояние противно природе. Однако, когда рабство возникает в силу
акта человека, т. е. вследствие договора или правонарушения, оно не
противоречит естественной справедливости. Провозглашая, что взятые в войне,
формально объявленной (oleellmet, что ошибочно передано в цитируемом выше
нашем новейшем переводе, как "торжественная (!?) война"), все пленные
становятся рабами в силу международного права, Гроций присоединяется к
мнению тех античных авторов, которые маскировали подлинные цели этого
порабощения заботой о жизни пленных и в связи с этим само наименование раба
(ervu) выводили из обычая сохранять им жизнь (ervare), вместо того чтобы
убивать.

26. ...от природы люди вовсе не враги друг другу. - Это утверждение
прямо направлено против концепции Т. Гоббса (см. "О гражданине", гл. I и
"Левиафан", ч. II, гл. ХШ), которая подвергается еще более острой и открытой
критике в незавершенной работе Руссо "Состояние войны" (см. J.-J. Roueau.
Political writig, with itroductio ad ote y C. E. Vaugha, v. I.
Camridge, 1915, р. 281-308).

27. ...не может существовать войны частной... - Этот тезис Руссо
направлен одновременно как против концепции войны каждого против каждого в
естественном состоянии, развивавшейся Гоббсом, так и против политической
практики осуждаемого здесь Руссо феодализма.

28. ...Установлениями Людовика IX... - Людовик IX - французский король
из династии Капетингов (1226-1270), по прозванию Святой. Подразумеваемые
здесь преобразования способствовали укреплению центральной власти и
преодолению проявлении феодальной раздробленности и анархии.

29. ...что прекращались Божьим миром... - Под этим названием (Pax Dei
или Treuga Dei) известны постановления, принимавшиеся первоначально в
порядке самозащиты католической церковью, а затем воспринятые в своих
интересах и королевской властью в ряде стран в средние века: запрещение
вести военные действия в определенные дни и периоды (праздники и посты) и
отношении духовенства, монастырей и церквей, затем женщин, купцов и т. д.

30. ...системы самой бессмысленной... - В данном случае Руссо, как и
многие его современники, под феодальным правлением (gouveremet feodal),
по-видимому, подразумевает существование иерархии политической власти и
сохранение широких прерогатив в руках более крупных владетельных сеньоров,
соперничество и борьба которых принимает форму характерных для этой эпохи
феодальных междоусобиц. Говоря о том, что эта система противна всякому
упорядоченному внутреннему управлению, Руссо употребляет термин olitie,
ведущий свое происхождение от древнегреческой терминологии в которой оно
означало "внутреннее устройство". Боясь, чтобы термин этот не был смешан с
olitique (политика) Руссо предупреждал издателя "Общественного договора"
Рея, в письме и нему от 23 декабря 1761 г., о недопустимости подобной
ошибки. В дальнейшем изложении Руссо многократно пользуется этим понятием,
но уже выраженным в словах французского языка (olice) и значение которого
восходит к древнегреческой "политике" в смысле "правление", "внутреннее
управление", как это передавали по-русски в XVIII в. - "уставы благочиния".

31. ...Катон-сын начинал свою военную службу... - Речь идет о Марке
Порции Катоне Лицинии, который служил в 173 г. до н. е. в римских легионах в
Лигурии (южное побережье современной Франции и граничащие с ним области
Италии), умер в 152 г. до н. е.

32. ...Катон отец написал Попилию... - Отец Марка Порция Катона Лициния
Марк Порций Катон Старший, или Цензор (234-149 гг. до н. е.). Попилий - Марк
Попилий Лений, будучи консулом в 173 г. до н. е. успешно вел войну в
Лигурии.

33. ...осаду Клузиума... - Клаузиум - главный город Этрурии, где в 225
г. н. е. галлы одержали победу над римлянами.

34. ...победитель не имеет более никакого права на их жизни. - Ср. Ш.
Монтескье. О духе законов, кн. X, гл. Ш, "О праве завоевания", в которой уже
были высказаны эти мысли (Избр. произв., стр. 275-277).

35. Ср. Монтескье. "О духе законов", кн. XV, гл. II.

36. ...не приводит к уничтожению состояния войны... - Этот вывод вносит
существенный корректив в сказанное Руссо выше о том, что якобы рабы начинают
любить свое рабское состояние.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Руссо Ж. О причине неравенства философии 11 деятель
Требуется установить таким же образом власть исполнительную голосов государства
Всякая религия была
Руссо видел первое правило деятельности законодателя в создании
Соображениях об образе правления в польше

сайт копирайтеров Евгений