Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

101. См. "Письма с Горы", письмо V, в котором Руссо поясняет суть
понятия о Правительстве в монархии и республике.

102. ...единение души и тела. - Сравнение это взято из философии
картезианства. Для Декарта существовали не только два принципа - душа и
тело, но и третий, посредствующий, представляющий собой союз этих двух.

103. ...среднее пропорциональное которой - Правительство. - Попытка
Руссо определить место и роль высшей исполнительной власти при помощи
математических аналогий отражает влияние господствующих тенденций века и
носит явно механицистский характер, своеобразным образом сочетающийся со
свойственным ему уподоблением государства и правительство двум - большему и
меньшему - организмам.

104. ...коллегию именуют "светлейший государь..." - Речь идет о так
называемом Большом Совете ("коллегия мудрых"). На этом примере видно также,
что для Руссо существует не только единоличный, но и коллегиальный государь.

105. ..в понимании геометров... - Во времена Руссо область отношений и
пропорций относили к компетенции геометров.

106. ..бывало до восьми императоров одновременно... - Имеется в виду
период резкого обострения кризиса Римской империи в III в. н. е., когда
императоров назначал сенат и возводила на трон преторианская гвардия.

107. ...что империя разделена. - Римская империя были окончательно
разделена при императоре Феодосии в 395 г. н. е. на Западную, с центром в г.
Риме, и Восточную, столицей которой стал Константинополь (Византия).

108. Это - Монтескье (см. "О духе законов", кн. III, гл. Ш)

109. ...один и тот же принцип... - это суверенитет, верховенство
народа.

110. Станислав Лещинский (1705-1709) - польский король ставленник
короля шведского Карла XII. Руссо мог взять эту цитату из "Замечаний о
правлении Польши" С. Лещинского, французский перевод которых появился в 1740
г. Близкое по смыслу место отсюда приводит Руссо в "Письмах с Горы" (письмо
IX, стр. 392) и вспоминает о них в своих позднейших "Соображениях об образе
Правления в Польше". Мабли приписывает слова эти не отцу, а деду С.
Лещинского. ("О правлении и о законах Польши", artie I, ch. 1. - Oeuvre,
t. VIII. Lodre, 1789, р. 67-68).

111. Первые общества управлялись аристократически. - Руссо здесь
отходит от античной традиции (Аристотель Политика, III, 10, 7), видевшей
древнейшую форму в монархии.

112. Слово "жрецы" - "retre" - происходит от латинского "reyter" -
"старейший" (заимствовано из греческого). "Старейшины" - "le aiee" -
от латинского "ateau", от "ate" - "вперед", "перед", т. е.
"первоприсутствующие". "Сенат" - "eat" - от латинского "eex", "ee" -
"совет старейших". Геронты - от греческого слова "gerote" - "старцы" -
название старейших членов племени, составлявших его совет.

113. Совсем иной, отрицательный отзыв о Бернской республике дает Руссо
в своих "Соображениях об образе Правления в Польше" (гл. XI).

114. Здесь явное заблуждение Руссо преобладание богачей Аристотель
видел в олигархии ("Политика", III, VII, 1279в), в аристократии же он,
верный патриархальным традициям античного полиса, считал возможным
осуществить наиболее совершенную гражданскую организацию общества при
условии численного и политического преобладания "среднего класса"
("Политика", IV, II, 1295 в).

115. Архимед (ок. 287-212 гг. до н. е.) - великий греческий математик и
физик.

116. Хотя в предыдущей главе Руссо и объявил худшим из видов правления,
основанных на законе, наследственную аристократию, но теперь читателю
становится ясно, что эта пальма первенства должна остаться за наследственной
монархией. Недаром в "Полисинодии аббат де Сен-Пьер" он приходит к выводу о
том, что "у всех народов, имеющих короля, абсолютно необходимо установить
такую форму Правления, которая могла бы без него обходиться" (см. J.-J.
Roueau. Political writig, v. I, р. 399).

117. Имеется в виду текст Библии из Первой Книги Царств, 8, именуемой
также первой книгой пророка Самуила, последнего судьи Израиля, которому Бог,
в наказание за отступничество его народа, открыл картину того произвола и
угнетения, которому его соотечественников подвергнет новый царь,
поставленный над ними в виде кары.

118. .. показал Макиавелли. - В следующих за этим строках и в
примечании, которое было включено составителями в издание его "Сочинений"
1782 г., Руссо дает этому противоречивому деятелю положительную
характеристику, довольно резко расходящуюся с его позднейшей репутацией.
Точка зрения Руссо имеет своих предшественников, например в лице Спинозы
(см. его "Политический трактат", гл. V, 7), и более отдаленных в лице
профессора права XVI в. в Оксфорде А. Жентили ("De Legatioiu", кн. III,
гл. 9), соответствующую выдержку откуда приводил П. Бейль в своем знаменитом
"Словаре" (ст. "Макиавелли"). Весьма существенно, что сходную позицию
занимал Дидро, который в статье "Макиавеллизм" в т. IX "Энциклопедии" (1765,
стр. 793) писал, что когда автор "Государя" создавал этот свой трактат, то
он им словно хотел сказать своим согражданам: "читайте хорошенько это
произведение. Если вы когда-либо согласитесь иметь повелителя, он будет
таким, каким я вам его нарисовал: вот хищный зверь, которому вы отдаетесь".

119. В "Государе" Макиавелли изображает Цезаря Борджиа (ок. 1476-1507),
известного своими чудовищными преступлениями, ценой которых он захватил
власть в ряде отдельных феодальных владений, на которые тогда распадалась
Италия.

120. Римская курия... - В оригинале "la cour de Rome", т. е. римский
двор, но в тексте речь явно идет о Ватикане, который один только присвоил
себе право налагать запрет на ту или иную книгу. Но в то же время имеется в
виду и двор папы как светского государя.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Которую разрешает общественный договор государства отличие
Имея никоим образом права обсуждать условия
Другие видят происхождение
Глава i о правительстве вообще Я предупреждаю читателя отношение правления
Соображениях об образе правления в польше

сайт копирайтеров Евгений