Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

145. Ср. с Гоббсом ("Левиафан", гл. XXVI).

146. Ценз - В древнем Риме со времени нового государственного
устройства Сервия Туллия проводились имущественная перепись населения
граждан и распределение их на пять классов. На основе этой переписи - ценза
- осуществлялись раскладка податей, распределение граждан по центуриям в
войска, давалось право участия в выборах, право быть избранным, занимать
известные должности. Перепись населения касалась только римских граждан.

147. Эта глава, как и последняя глава третьей книги с красноречивым
названием "Способы предупреждать захват власти", направлена против Совета
Двадцати пяти в Женеве - органа власти буржуазной олигархии и подготовляет
непосредственное разоблачение последней в "Письмах с Горы" Руссо.

148. ...великому царю... - имеются в виду, вероятно, походы на Грецию
персов при царе Дарии I Гистаспе (550-485 гг. до н. е.).

149. ..австрийскому дому. - Речь идет о династии Габсбургов.

150. Комиции - народные собрания в Древнем Риме.

151. Гракхи - народные трибуны (в 133 г. до н. е. Тиберий и в 123 г.
Гай), безуспешно пытавшиеся провести в жизнь аграрные и другие реформы в
интересах плебеев.

152. Ликторы - служители (преимущественно из вольноотпущенников),
которые давались высшим магистратам для услуг и приведения в исполнение
наказаний. Они носили при себе пучки розог.

153. ...рабы выполняли его работу... - Это приближение к пониманию
рабовладельческого характера греческой демократии.

154. В дальнейшем эта позиция полного и безоговорочного отрицания Руссо
представительной системы несколько видоизменилась. В главе VII своего
проекта реформ образа правления в Польше (1772) Руссо признает, что
"законодательная власть не может проявляться сама по себе и не может
действовать иначе, как через депутатов" ( J.-J. Roueau. Oeuvre,
comlete, t. III. Pari, 1964, р. 926). Поэтому речь может и должна идти
лишь о более частой смене этих депутатов и о предъявлении им императивных
мандатов, т. е. наказов избирателей, чтобы не допустить той
бесконтрольности, которую Руссо клеймил в практике английского
парламентаризма.

155. Многие утверждали... - В сущности это были все авторы,
трактовавшие со времен средних веков общественный договор как акт
подчинения. Они изображали его как формальное и взаимное обязательство -
подданных повиноваться, а государя - править в общих интересах. Эта
концепция в XVIII в. стала общим местом мы находим ее и в "Энциклопедии"
(статья "Политическая власть", т. I), и в "Рассуждении о неравенстве" Руссо.
Но, в силу различных соображений, ее не принимали Гоббс и Локк.

156. Имеется в виду тезис Пуфендорфа ("О праве естественном и о праве
международном", кн. VII, гл. II, 8) о том, что за актом ассоциации
следовал акт подчинения.

157. Здесь Руссо использует аргументы, при помощи которых Гоббс ("О
гражданине", гл. VII) показывает, как политический организм переходит от
первоначальной демократии к аристократии или к монархии.

158. ...временная форма... - К этому абзацу с особенной энергией
привлекал внимание членов Совета Двадцати пяти прокурор Женевы Троншен,
упирая на то, что Руссо рассматривает существующие формы политической
организации как опытные и потому сугубо временные.

159. Этот раздел главы - о периодических собраниях - явился для
Генерального прокурора Женевы Троншена основным материалом для обвинения
Руссо в стремлении к ниспровержению всех существующих правительств (C. G.,
t. VII, р. 373).

160. См. Гроций. О праве войны и мира, кн. II, гл. V, 24, где
провозглашается такого рода право за каждым подданным при условии, что он
его осуществит в одиночку, а не в группе и не тогда, когда Государство в нем
нуждается (мысль, высказанная Руссо в примечании).

161. В Берне тюрьма, где отбывали наказание осужденные за наиболее
тяжелые преступления, называлась "Schalle hau" или "Schallewerk", т. е.
дом, заведение с колокольчиками, вероятно потому, что арестантам вешали,
посылая их на общественные работы, на шею колокольчики в Женеве же
исправительная тюрьма носила прозвище "дисциплина" - ("La dicilie"), что
значило в ту эпоху "бичевание" и "плеть". Поэтому слова Руссо "mi aux
oette et, a la dicilie" означают в обоих случаях, учитывая эту игру
слов, - заключить в тюрьму или подвергнуть исправительным работам.

162. См. Тацит. История, I, 85.

163. Отон, Марк Сальвий (32-69 гг. н. е.) в 69 г. н. е. был на короткое
время провозглашен императором.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Руссо Ж. О причине неравенства философии 1 правлении
Абсолютно необходимо установить такую форму правления
Самим государством
Выводит в конце концов человека из
Руссо Ж. О причине неравенства философии 4 решение

сайт копирайтеров Евгений