Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

61. ...частичные ассоциации... - Гоббс называет их "подчиненные
объединения".

62. См. д'Аржансон "Соображения о древнем и нынешнем правлении
Франции", гл. II. Как это часто бывает у Руссо, цитата приведена не совсем
точно.

63. Нума Помпилий - по преданию, второй из семи римских царей. С его
именем связан ряд правовых и религиозных реформ.

64. Сервий Туллий (578-534 гг. до н. е.) - шестой римский царь, сын
одного из богов и рабыни Тарквиния Приска, который сделал его своим зятем.
Сервию Туллию приписывается реформа, разделившая население столицы, включая
плебеев, на основании имущественного ценза, на 193 центурии, а все население
и всю территорию Рима на 4 городских и 26 сельских округов, или триб. Он был
убит своим зятем Тарквинием Гордым. Имена Нумы и Сервия объединены с Солоном
как автором реформ, отнюдь не предупредивших рост политического неравенства
между отдельными группами граждан.

65. Макиавелли. История Флоренции, кн. VII.

66. См. Локк. О гражданском правлении, гл. VIII.

67. Спрашивают: как частные лица... - Это ответ на вопрос, поставленный
Локком (см. "О гражданском правлении", гл. IX)

68. ...то право, которого у них нет. - Самоубийство с точки зрения
Руссо не есть использование права. См. письмо милорда Эдуарда в "Новой
Элоизе" Руссо (часть III, письмо XXII. Избр. соч., т. II, стр. 325-331). Ср.
Локк, назв. соч., гл. III

69. ...кого опасно оставлять в живых. - Этот ход рассуждения приводит к
выводу о том, что право наказания и его пределы может определяться только
правом законной защиты общества. Эту точку зрения несколько позже разовьют
итальянские просветители: Ч. Беккариа, в его ставшей знаменитой книге "О
преступлениях и наказаниях" и Г. Филанджери.

70. То, что есть благо и соответствует порядку... - В данном, более
широком аспекте понятие о порядке (ordre) ведет свое происхождение от
философии Платона. Об этом говорит, в частности, следующее далее указание на
божественное происхождение справедливости.

71. Возможно, Руссо имеет в виду даваемое Монтескье определение закона
как отношений, неизбежно вытекающих из природы вещей ("О духе законов", кн.
I, гл. I. - Избр. произв., стр. 136)

72. ..я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредством
законов... - Эта позиция Руссо оказала в дальнейшем сдерживающее влияние на
формирование республиканской идеи во Франции, так как затрудняла усвоение
классовой природы монархии. Проявилось это, в частности, в линии поведения
М. Робеспьера в дни политического кризиса лета 1791 г, когда впервые
возникло массовое демократическое республиканское движение, к которому он,
однако, не примкнул.

73. ...в своей книге о Правлении. - Это название скорее может
обозначать сочинение Платона "Государство", однако место, которое имеет в
виду Руссо, находится в диалоге "Политик", гл. Х-ХШ и XXIX-XXXII (Платон.
Сочинения, ч. VI. М., 1879, стр. 69-71, 98-100, 127).

74. ...создают правителей Республик. - См. Монтескье. Размышления о
причинах величия и падения римлян, гл. I (Избр. произв., стр. 50).

75. ...от царской власти. - В первом наброске Руссо употребил по
традиции термин "ouveraiete", связанный с "ouverai" - государь,
верховный правитель. Но поскольку он вложил в это понятие новое содержание,
именуя сувереном только народ в его совокупности, то он заменил его другим
понятием "royaute" (королевская, царская власть).

76. ...Децемвиры никогда не присваивали себе... - Децемвиры - коллегия
из десяти лиц (отсюда ее название), избиравшаяся у римлян для различных
поручений. Руссо имеет в виду наиболее известную, созданную в 451 г. до н.
е., выработавшую законы, выгравированные на десяти медных досках. Ввиду
недостаточности этих законов, избранные в 450 г. децемвиры сделали
необходимые дополнения ("Законы 12 таблиц"), но не сложили с себя
чрезвычайных полномочий по истечении их срока и вели себя диктаторски, что и
вызвало их отрешение от власти.

77. Те, кто смотрят на Кальвина лишь как на богослова... - Кальвин
(1509-1564) - один из главных представителей движения буржуазной реформации.
С 1541 г. он стал во главе теократического правления протестантской Женевы,
подавляя оппозицию суровыми мерами, вплоть до смертной казни. При нем
преследовались театр, танцы и иные светские развлечения. Суровый дух
кальвинизма имел известное влияние на формирование взглядов Руссо, а фигуру
самого Кальвина здесь он явно идеализирует. Изменяя в целом свой взгляд на
настоящее и прошлое Женевы, под влиянием событий 1762 г., Руссо увидел
по-иному образ Кальвина, о котором напишет во втором из своих "Писем с
Горы", что это был, конечно, великий человек, но в конце концов это был
человек, и "что особенно скверно - богослов у него было честолюбие гения,
чувствующего свое превосходство и возмущающегося, если это оспаривают".

78. ...его "Наставление". - Имеется в виду сочинение Кальвина
"Наставление в христианской вере" (1536), представляющее собой как бы свод
воззрений протестантизма.

79. ...подлинное чудо... - Фигура законодателя близка в глазах Руссо к
традиционному образу пророка. См. кн. II. гл. II первого наброска
"Общественного договора" и "Письма с Горы", письмо III.

80. ...иудейский закон и закон потомка Исмаила... - Потомок Исмаила -
Магомет арабы рассматривают себя как потомков Исмаила и его 12 сыновей.
Иудейский закон - законодательство Моисея, высокую оценку которому Руссо
дает во II гл. "Соображений об образе правления в Польше" и в одном из
дошедших до нас набросков ("О евреях").

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В своей книге о правлении
Ведущий свое происхождение от древнегреческой терминологии в которой оно означало
Уже прекращали сбор голосов то
Когда государство распадается
Кто властвует над законами

сайт копирайтеров Евгений