Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Взаимное влечение людей не является непосредственным, оно в точном смысле термина опосредовано, то есть отношения между двумя людьми глубоко изменились по той причине, что тот и другой находятся на орбите центрального ядра: ядра, внушающего главным образом ужас, ядра, вокруг которого каждый из них вра-

1 См.: Фрейд. «Коллективная психология и анализ человеческого Я» в кни
ге «Эссе о психоанализе»: «Социальное чувство покоится на преобразовании
изначально враждебного чувства в позитивную привязанность».

2 См. следующее заседание.

91

щается, играет свою роль, взаимодействует с другим, и это ядро выступает как невидимый посредник этого взаимодействия. 1

Разумеется, я только что выразился безнадежно абстрактно. Я понимаю, что дал маловразумительные объяснения. У меня сейчас нет другого способа принести извинения, кроме как оправдать использование таких запутанных и безосновательных конструкций. Мне остается только попытаться воспользоваться этим несостоятельным средством как ключом. Если дверь, все время остававшаяся закрытой, откроется — как бы неуклюже ни звучала эта фраза — тот, кто овладеет ключом, вновь станет человеком.

Итак, сейчас я перехожу к более привычным вещам.

Существуют две очевидные формы взаимного влечения людей, в первую очередь — сексуальная притягательность, которую можно рассматривать как социальную в полном смысле этого слова. А также, я думаю, и смех является специфической формой этого взаимного влечения. Мне было бы несложно показать, что эти две формы взаимного влечения существуют непосредственно в человеке, но они пребывают обычно в имплицитном состоянии.

И прежде, чем я изложу свою мысль, я приведу в пример ясный образец категорий, которые я противопоставляю друг другу. Я выбрал бы эти примеры таким образом, чтобы они составили центральный сюжет, сердце этого доклада. Я думаю, что они представляют собой то, что невозможно не запомнить. Запомнить их просто: все, что я добавлю, рискует быть связанным с этими символами.

Ребенок, которому всего лишь несколько недель, реагирует на смех взрослого, отвечает ему, его смех является непосредственным и лишен всякой двусмысленности. 2

Напротив, совершенно очаровательная девушка, добрая, не может всякий раз удержаться от смеха, когда слышит о смерти знаменитого человека, — она, с моей точки зрения, смеется опосредованным смехом.

Последний пример я позаимствовал у одного английского психолога, который по вполне понятным причинам хорошо знал эту девушку. 3

1 На полях рукописи Батай записал: «Ядро тишины, молчания».

2 Несомненно, имея в виду это замечание, Кайуа упомянул о двусмыслен
ности стиха Виргилия: «incipe, parve puer, risu cognoscere matrem». Батай напи
шет об этом в примечаниях к «Виновному» (И.С. V . С. 389).

3 Валентайн С . В . Генетическая психология смеха // Journal de psychologie normale et pathologique. T. XXXII , № 9-10, ноябрь-декабрь 1936. Эту статью и вспоминал Батай на заседании Общества коллективной психологии: «Валентайн [...] говорит о девушке, обычно очень доброй и сердечной, но всякий раз, слыша о чьей-то смерти, она не могла сдержать смех. Мы знаем похожий случай с мужчиной, испытавшим эрекцию на похоронах до такой степени, что он должен был покинуть погребальную процессию, провожавшую его отца в последний путь» (И.С. I . С. 287). Последний пример, неизвестно откуда взятый, появится в работе «Литература и зло» («Сад»): «Молодой человек не мог видеть похороны, не приходя в возбуждение: из-за этого он должен был оторваться от погребального шествия, когда хоронил отца» (И.С. IX . С. 254).

Ничто не вызывает у меня затруднения, кроме разве что упоминания о случае непосредственного сексуального возбуждения: даже простейшее возбуждение, спровоцированное наготой, настолько опосредовано, насколько это вообще возможно. Я должен ограничиться словами о том, что любой сексуальный опыт, взятый в целом, должен быть отчасти непосредственным или, другими словами, предполагать переходные состояния, близкие животной активности.

Я бы охотно выбрал как пример опосредованного сексуального возбуждения историю, в которой объект был таким же, как в случае с молодой девушкой. Речь о человеке, который не мог бывать на похоронах, не испытывая при этом эрекции: в то же время он был исполненным почтительности сыном, так как, присутствуя на похоронах отца, был вынужден внезапно уйти.

Различие между противоположными формами, которые символизируют эти примеры, ясно дает понять, какие глубокие изменения претерпела человеческая жизнь вследствие активного воздействия социального ядра. С другой стороны, объяснения, к которым я теперь должен приступить, приведут, на мой взгляд, к верному решению проблемы смеха.

У меня несколько причин начать с самого поверхностного анализа смеха, хотя речь идет о наиболее сложной и обескураживающей проблеме в психологии. Но я должен сначала обосновать свое утверждение, что смех есть «специфическая форма взаимного влечения людей».

Рабо, стремясь определить эксклюзивный, по его мнению, фактор социальной агрегации, социального объединения, говорил следующее:

«Слово „влечение", в биологическом смысле, предполагает, — утверждал он, — позитивные факты». 1

Здесь есть момент упрощения, свойственный в некоторой степени потребностям точных наук. Но можно задать вопрос, касается ли это простых фактов или же только упрощенных. На самом деле Рабо упускает из виду основную сложность: тот факт, что индивид испытывает влечение к другому или другим индивидам, предполагает распознавание, а также сознательное или нет признание себе подобных. 2 Разумеется, Рабо в той мере, в какой он вообще пред-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самым лучшим образом гражданин создает
Сакральная социология коммуна господина коллежа
Таким образом
Столько само общество
Предохранить ее от заразы своей скверны

сайт копирайтеров Евгений