Пиши и продавай! |
Дело в том, что это упоение силой является, как оказалось, не только германским. Оно является вообще западным, как об этом свидетельствует вся история Запада... ЖАН ПОЛАН 1 (Директор «La nouvelle revue francaise»)Если меня что-то и беспокоит в вашей анкете, так это скромность. Вы не решаетесь поставить, как мне кажется, главный вопрос, на который не было бы иной возможности ответить, как только «да» или «нет». Вот, что я хочу этим сказать. Первый вопрос: если верно (как говорите вы), что мы оказались лишенными руководителей сознания или же отданными на откуп только директивам (посредственным), которые приходят к нам из газет, из науки, от издателей, то не произойдет ли из-за этого катастрофа? Очень даже возможно. Но в конце концов не пытайтесь напугать меня. Я не являюсь принципиальным противником катастроф. Вполне возможно, что в них есть что-то хорошее. А может быть, они и просто необходимы. Если я возьму кого-то для себя в руководители сознания, то это произойдет не из-за опасения или предосторожности. Просто я признаю, что мне он нужен. Я хочу сказать, что человеческое положение таково, что я могу понять его или хотя бы найти подход к его пониманию только через посредство третьего лица. Верно ли это? И происходят ли на самом деле в глубине нашей жизни такие события, за понимание которых я вообще не мог бы ухватиться? В этом и есть весь вопрос. И не стоит от него уклоняться. Второй вопрос: не станет ли необходимым (говорите вы) основание нового универсализма с целью «устранить, превзойти, овладеть» племенными религиями и их грозным возвращением? Пусть так. Я допускаю, что это и в самом деле может быть необходимым. И, разумеется, на практике. Но в конце концов будет ли это правильным? В этом и есть весь вопрос, ибо если вы при этом будете придерживаться утилитарного, то никогда не получите ничего, кроме более слабой копии племенных религий. Верно ли это? Я хочу сказать, действительно ли в самом центре нашей жизни может произойти событие, значимое для всех нас, причем настолько важное или странное, что как только оно станет По поводу Жана Полана и его отношений с Коллежем см. выше. известным или как только мы станем предчувствовать его, оно начнет управлять нашей жизнью и нашим мышлением. И в этом тоже состоит главный вопрос. И не говорите мне, что я подменяю один вопрос другим. Нет. Скорее я пытаюсь прояснить подлинный смысл вашей анкеты, ответить на вопросы которой никто из нас не отказался. Во всяком случае, я такого человека не вижу. Быть может, небесполезно было бы этот смысл уточнить. А может быть, это нам и не удалось бы, если бы мы заранее не чувствовали, в чем заключается ответ. КОЛЛЕЖ СОЦИОЛОГИИ 1Проблемы, поднятые вашей анкетой, являются как раз теми проблемами, которые вот уже в течение двух лет стремится глубоко изучить и решить Коллеж Социологии. Именно к этой цели направлена вся его работа, все его шаги, все его выступления. Впрочем, эта направленность к одной цели отнюдь не является чем-то неожиданным. Ваш организатор опроса участвовал в обсуждениях, из которых Коллеж Социологии собственно и вышел. Его подпись стоит под Декларацией, которая оповестила об его основании, более того, организация именно ему обязана наименованием, которое она носит. Как бы то ни было, Коллеж Социологии не в состоянии в нескольких поспешно и тщетно написанных строчках подвести итог всему, что было главным в его деятельности. По этому поводу он лишь вынужден напомнить, что рассматривает в качестве своей единственной задачи задачу поиска ответов на вопросы, поставленные вашей анкетой, что он претендует на то, чтобы по мере имеющихся у него средств самому быть этим ответом. ПЬЕР МАБИЙЯ припозднился с написанием вам письма. Поначалу я хотел отправить вам ответ на вашу анкету. Но в результате я этого не сделал. Анкета ставит столь важные вопросы, что нескольких поспешно на- 1 Заметка организатора опроса. Постараемся рассеять всякие недоумения: Если Коллеж Социологии обязан своим названием организатору опроса, то сам организатор опроса, напротив, ничем не обязан Коллежу. Отношения организатора опроса с основателями Коллежа начались задолго до «основания» самого Коллежа. Коллеж и т. д. без наивности не может претендовать на какую бы то ни было монополию и без фанфаронства настаивать на том, что он дает ответы на поставленные в данном случае вопросы уже самим своим существованием. Социология во всей ее совокупности |
|
|
|