Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

576


лизма и утвердить между исследователями «моральное сообщество», впрочем, связанное с «вирулентным характером изучаемой области». Эта область должна была состоять во взаимосвязи бытия человека и бытия общества. Для этого требовалось изучить «особо глубинные человеческие феномены», те из них, которые имели отношение к мифу и понятию сакрального. Результаты социологии должны были, таким образом, соответствовать «самым насущным устремлениям людей, а не специализированным научным потребностям».

О Университетская Пресса Франции.

1958 Жорж Батай. Автобиографическая заметка // Полное собрание сочинений. VII . 1976. С. 461.

Когда «Контратака» распалась, Батай тут же решился сформировать вместе с теми из своих друзей, которые принимали участие в журнале и среди которых были Жорж Амброзино, Пьер Клоссовски, Патрик Вальдберг, «тайное общество». Оно повернулось бы спиной к политике и рассматривало бы только религиозную цель (но антихристианскую, в сущности ницшеанскую по характеру). Это общество и было сформировано. Его намерения передавались частично журналом «Ацефал», четыре номера которого вышли в период с 1936 по 1939 г. Коллеж Социологии, сформированный в марте 1936 г. [sic: следует читать 1938 г.], стал в некотором роде внешней деятельностью этого «тайного общества». Этот «Коллеж», сферой которого была не социология во всей ее совокупности, а только «сакральная» социология, стал известен благодаря серии выступлений-лекций. Его основателями были, кроме Батая, еще Роже Кайуа и Мишель Лей-рис. Левицкий, Жан Полан, Жорж Дютуи выступали в нем со своими лекциями.

© Издательство Галлимара, 1976.

1963 Роже Кайуа. Человек и сакральное. Париж, 1963 // Подборка «Идеи». № 24. Предисловие к третьему изданию.

[...] я воображал, что смогу превратить смелое знание во всесильный рычаг в его собственной области. В этих условиях я почти не был способен отличить обучение, которое я собирался получить в Практической школе высших исследований у Марселя Мосса и Жоржа Дюмезиля, от обучения, которое вместе с Жоржем Батаем и Мишелем Лейрисом я рискнул предложить в скромной аудитории Коллежа Социологии, только что основанного нами.

Не одна страница настоящего томика объясняется таким двусмысленным происхождением, связанным с потребностью воссоздать в обществе активное, бесспорное, властное, всепоглощающее сакральное начало вместе со стремлением истолковывать хладнокровно, корректно, научно все то, что тогда мы, без сомнения наивно, называли глубинными пружинами коллективного существования. Я сказал активное сакральное начало, а тогда мы предпочитали говорить активистское, во всяком случае между нами, чтобы стало заметным, будто мы мечтаем о чем-то более высоком, чем простое действие. Мы думали о черт знает какой головокружительной

577


заразительности, об эпидемическом взрыве. Само собою разумеется, что мы не придавали этому активистскому эпитету тот специфический смысл, который он получил от совсем недавней реальности. 1 Мы ссылались прежде всего на химию и на внезапный, взрывчатый, неотразимый характер некоторых химических реакций. Это была, конечно, надежда на чудо, а фактически все эти пустые амбиции так и остались мертвой буквой. Я уверен, что, даже если бы не случилась война, они все равно приказали бы долго жить. Я упоминаю о них только для того, чтобы обратить внимание на то, что гораздо чаще, чем думают люди, пылкость этого рода могла стать вдохновенным источником для трудов, которые в дальнейшем оказывались совсем другого характера, с более низкой температурой, одним словом, плодами расслабляющего усилия.

© Издательство Галлимара, 1950.

1967 Роже Кайуа. Расхождения и сообщничество // N.R.F. Апрель 1967 («В память об Андре Бретоне»), С. 691. Воспроизведено в «Клетке шахматной доски» (Париж, 1970) под заголовком «Сюрреалистическое вмешательство (Расхождения и совпадения)».

Я отдалился от сюрреализма только для того, чтобы еще дальше отдалиться от литературы, смысл чего я сумел понять только гораздо позднее и медленно.

В то время я основал вместе с Жоржем Батаем, как раз для того чтобы порвать с литературой, Коллеж Социологии. В жизни повторяется множество вещей, особенно тогда, когда такого повторения стремятся избежать. Я, как и Жорж Батай, натолкнулся на трудности, идентичные тем, с которыми я столкнулся совместно с Андре Бретоном, в частности со сходной склонностью плохо взвешивать, что представляют собой слова, а что представляют собой вещи, а тем более существа. На этот раз конфликт, который так никогда и не разразился, относился к возможности объединить или, напротив, ослабить усилия, исходя из допустимости ритуального умерщвления человеческой жертвы, давшей на то свое согласие. Позиция Батая по этому пункту была столь же ожесточенной, сколь и определение, данное Бретоном простейшему акту сюрреализма: выйти на улицу с пистолетом в руке и стрелять по случайным прохожим.

© Издательство Галлимара, 1970.

1968 Пьер Клоссовски. Между Марксом и Фурье // Le Monde. 31 мая 1969. Добавление к № 7582 (страничка, специально посвященная Вальтеру Беньямину).

Я встретил Вальтера Беньямина в ходе одной из встреч, проводимой «Контратакой», как именовало себя эфемерное слияние группы Андре Бретона и группы Жоржа Батая в 1935 г. Позже он стал прилежным посе-

1 Во время алжирской войны он обозначал террористические группы крайне правого толка, которые, как, в частности, ОАС, противостояли голлистской политике в Алжире.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Я считаю возможным определить эти сложные существа следующим образом 1 существо сознания
Необходимо бегло проследить общую эволюцию национального чувства в германии
Под названием социология священника
Существующими в соседних обществах
Намек на выступление лейриса сакральное в повседневной жизни 8 января

сайт копирайтеров Евгений