Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«Человек, которого страх лишил потребности быть человеком», возложил свою самую большую надежду на науку. Он отверг тотальный характер, которым обладали его действия, пока он хотел жить своей судьбой. Дело в том, что акт научной деятельности должен быть самостоятельным, а ученый исключает всякий человеческий интерес, оказывающийся внешним стремлению осуществлять познание. Человек, взваливший на себя груз науки, сменил заботу о том, чтобы жить человеческим предназначением, на заботу об истине, которую надо открыть. Он переходит от тотальности к частному,

202

а служение этому частному требует, чтобы другие части не принимались в расчет. Наука — это функция, которая смогла развиться только после того, как заняла место судьбы, которой должна была служить.

Парадоксально, что функция не может осуществляться иначе, чем при условии, что она выдает себя за свободно избранную цель.

Все знания в целом, которыми располагает человек, обязаны своим существованием этому своего рода мошенничеству. Но если верно, что область человеческого увеличилась, то исключительно в пользу ущербного существования. 1

IV. Человек вымысла

Функция, которую присваивает себе искусство, оказывается не столь однозначной. Кажется, что писатель или художник не всегда согласны отвергнуть существование, а их отречение гораздо труднее заметить, чем отречение человека науки. Литература и искусство выражают нечто такое, что совсем не похоже на безмозглую птицу научных законов; созданные ими волнующие образы, в противоположность методически строго представляемой реальности, всегда появляются в поразительно привлекательных одеяниях. Но что означают все эти созданные кистью или пером призраки, вызванные к жизни, чтобы сделать мир, в котором мы пробуждаемся, немного более достойным для нашего бесцельного существования? Все оказывается ложным в образах фантазии. И все это ложно из-за обмана, который уже не знает ни колебаний, ни стыда. Таким образом, два основополагающих начала жизни оказываются строго разъединенными. Истина, за которой устремляется наука, оказывается истиной лишь при условии, что лишается смысла, а то, что вообще имеет хоть какой-то смысл, имеет его лишь при условии, что оказывается вымыслом.

Служители науки исключили человеческую судьбу из мира истины, а служители искусства отказались создавать мир истины из того, что тревожная судьба заставила их показать. Однако при всем этом нелегко ускользнуть от необходимости вести действительную, а не фиктивную жизнь. Служители искусства, конечно, могут наделить тех, кого они создают, существованием мимолетной тени, что, однако, нисколько не мешает им стремиться живыми войти в цар-

1 Из этого не следует, что науку надо отбросить... Критике подлежат ее моральные издержки, но не исключена возможность действовать в противовес им. В том, что касается социологии, даже необходимо действовать им в противовес во имя принципов познания.

Моральные издержки науки: в «Декларации об основании...» Коллеж представлялся как «частично отличающееся от обычного объединения ученых». В различных текстах Кайуа уже намекал на деморализующий и одновременно деморализаторский характер современной науки (см., в частности, «Приближение к воображаемому». С. 27).

ство истины, денег, славы и престижа. Следовательно, они просто не могут иметь иную жизнь, кроме ущербной. Нередко они думают, что одержимы тем, что изображают, однако, то, что не имеет подлинного существования, ничем и не владеет: на самом же деле они одержимы только своей карьерой. Романтизм приходит на смену богам, владевшим несчастной судьбой поэта, но избавиться благодаря этому от состояния ущербности не удается: поэт смог лишь превратить несчастье в новую форму карьеры, и ложь, адресованная тем, кого он не убил, стала еще более тяжелой.

V . Вымысел, поставленный на службу действию

Лицемерие, связанное с карьерой и вообще с собственным Я художника или писателя, вынуждает ставить вымысел на службу более прочной реальности. Если верно, что литература и искусство не образуют самодостаточного мира, то они могут подчиняться реальному миру, содействовать прославлению церкви или государства или же, если этот мир расколот, — религиозной или политической деятельности и пропаганде. Но в таком случае остается только украшательство или служба чему-то другому. Если институты, которым служит искусство, сами вовлечены в противоречивое движение судьбы, то искусство может натолкнуться на возможность служить глубинам человеческого существования и выражать их. Если же речь идет об организациях, интересы которых привязаны к обстоятельствам, к специфическим сообществам, искусство вносит в отношения между глубинами человеческого существования и групповой деятельностью такую путаницу, которая нередко шокирует и самих художников.

Чаще всего человеческая судьба может быть прожита только в вымысле. Однако человек вымысла страдает из-за того, что не осуществляет судьбу, которую сам описывает. Он страдает, что ускользает от вымысла, только делая карьеру. Вот тогда он стремится ввести преследующих его призраков в реальный мир. Но как только они начинают принадлежать миру, где истина передается через действие, как только автор связывает их с какой-нибудь особой истиной, они теряют имевшуюся у них ранее привилегию завершать человеческое существование и становятся не более чем унылыми отражениями расколотого на куски мира.

VI . Человек действия

Если истина, открываемая наукой, лишена человеческого смысла, если один только вымысел человека соответствуют его странной воле, то осуществление этой воли требует, чтобы этот вымысел был наделен истинностью. Тот, кого обуревает потребность тво-

204

рить, испытывает потребность быть человеком. Но он сразу же отвергает эту потребность, если согласен создавать только фантазии и ложь. Он достигает зрелости, лишь стремясь сделать реальность соответствующей своему мышлению: все силы в нем требуют подчинить капризу мечты мир, в котором он появился, мир, которого ему не хватает.

Между тем эта необходимость чаще всего проявляется лишь в смутной форме. Напрасно пытаться ограничиваться только осмыслением реальности, как это делает наука, и не менее напрасно стремиться ускользнуть от нее, как это делает вымысел. Только действие способно преобразовать мир, то есть сделать его похожим на мечту. «Действовать» звучит в ушах как эхо иерихонских труб. Не существует императива, который обладал бы более страшной действенностью, а для того, кто слышит его, незамедлительно и безусловно возникает неотвратимая необходимость перейти к самим актам действия. Однако, тот, кто требует от действия осуществления стремления, которое движет им, быстро получает странные ответы. Новообращенный узнает, что эффективная воля к действию — это то устремление, которое ограничивается хмурыми грезами. Он согласен: он тогда постепенно начинает понимать, что действие оставляет ему только преимущество осуществленного действия. Он надеялся переделать мир в соответствии со своей мечтой, а добился только того, что переделал свою мечту по меркам самой бедной действительности: ему остается только приглушить устремление, которое он нес в себе, чтобы иметь возможность ДЕЙСТВОВАТЬ.

VII . Действие, изменяющееся в мире, не может изменить мир

Первое отречение, которого требует действие от человека, желающего действовать, состоит в том, чтобы низвести свои мечтания до пропорций, предписываемых наукой. Забота о том, чтобы человеческая судьба разворачивалась в иной, отличной от вымысла, сфере, презирается доктринерами от политики. Она не может быть устранена из практики экстремистских партий, которые требуют от своих членов поставить на карту свою жизнь. Однако судьба отдельного человека становится реальной только при условии, что он борется. Требуется также, чтобы эта судьба совпадала с судьбой тех людей, в одном ряду с которыми он встречает свою смерть. А доктринеры, манипулирующие этими судьбами, низводят ее до уровня одинакового для всех благосостояния. Язык действия приемлет только одну формулу, которая соответствует рациональным принципам, управляющим наукой и поддерживающим ее отстраненность от человеческой жизни. Никто не считает, что политическое действие может определяться и оформляться под воздействием облика героев легенд. Справедливое распределение материальных и

205

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Когда я в первый раз употребил выражение сакральная социология традиции возможность
Олье Дени. Коллеж социологии философии 7 социологии
Граница отвращения между растраченными силами
Придающей тайному обществу значение достаточно стабильной функции
Олье Дени. Коллеж социологии философии 11 запрещено

сайт копирайтеров Евгений