Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

227

него земля — это метеор, т. е. тело, окруженное воздухом, которое свободно парит в нем, не имея никакой опоры. Земля — цилиндр, высота которого равна 1/3 основания («подобна отрезку колонны»), не падает вследствие самого своего центрального положения, «равного расстояния отовсюду». Анаксимен же думал, что земля держится в воздухе вследствие своей плоской формы. Возникновение философии оказалось связанным с опровержением обыденного представления, что земля, обладая огромной тяжестью, не может свободно плавать в воздухе, так же как развитие философии в новое время было связано с критикой того, казалось бы, очевидного факта, что земля неподвижна.

Обычно космологические воззрения Фалеса объясняют тем, что он был сыном народа-мореплавателя, указывают, что стоит прочесть Одиссею, чтобы понять, какую роль в жизни грека играло многошумное море: с детства он прислушивался к рокотам его волн, видел товары, привозимые из далеких стран, знал о беспредельности вод. Родной город Фалеса Милет лежал на полуострове в объятиях моря. Корабли бороздили водную поверхность Черного и Средиземного морей, расширяя и упрочивая колониальное господство милетян. Все хозяйство Ионии покоилось на мореплавании. Богатство, мощь и благосостояние Милет зависели от водной стихии, и господство над природой было равносильно для Фалеса господству над водой. Но не только Иония зависела от воды. Восточные деспотии держали в своих руках неограниченную власть благодаря тому, что опирались на водные источники. Поэтому и на берегах Нила, Ганга и Двуречья вода считалась мировой силой. Наблюдение над явлениями прилива, над образованием песчаных отмелей наводило на мысль о воде, как образующем начале. Аристотель писал: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа остается... Таким же образом (не допускают они возникновения и погибели) и

228

для всего остального; ибо должно быть некоторое природное естество — или одно или больше, чем одно, откуда возникает все остальное, причем само это естество остается в сохранности. Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие чего он и высказал мнение, что земля находится на воде); к этому предположению он, можно думать, пришел, видя, что пища всех существ — влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего (все) возникает, это и есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к своему предположению, а также потому, что семена всего (что есть) имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода» (8, 23).

Древние мыслители развивали предположение Аристотеля, полагая, что не только растения питаются влагой, но даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Из учения Фалеса следует, что испарения с земли возносятся к небесам, а с дождем влага вновь возвращается в землю, стало быть вода действительно пребывает в вечном круговороте. Спустя двадцать четыре века после Аристотеля известный физик В. Гейзенберг повторил слова Ф. Ницше, что идея Фалеев о воде как основе всего сущего очень странная. Он считал, что Фалес пришел к этой идее в результате метеорологических наблюдений над изменением воды, которая принимает разные формы: пар, облака, снег, лед. Были ли космогонические воззрения Фалеса основаны на наблюдениях об океане или о круговороте воды, это остается загадкой, но главное состоит в том, что они противоположны теокосмогоническим взглядам. Поэтому прав Аристотель, который противопоставлял Фалеса как «фи-сиолога и философа» теологам — Гомеру, Гесиоду, орфикам. Открытие Фалеса состояло в том, что он выдвинул идею о происхождении всего естественным путем из самостоятельно развивающейся материи. Это был подвиг гения, начавшего штурм Олимпа. А. И. Герцен писал:

«Судьба Олимпа была решена в ту минуту, как Фалес обратился к природе; отыскивая в ней истину, он, как и другие ионийцы, выразил свое воззрение независимо от языческих представлений. Жрецы поздно выдумали наказывать Анаксагора и Сократа; в элементе, в кото-

229

ром двигались ионийцы, лежал зародыш смерти элевзинских и всех языческих таинств» (23, 150).

Многие идеалисты пытались мистифицировать фалесовское понятие воды, превратить ее в духовное первоначало, в отвлеченную от материи таинственную субстанцию. Даже Гегель вынужден был отметить, что мнение Цицерона, будто Фалес полагал, что бог — тот разум, который все создал из воды, есть домысел Цицерона.

В. И. Ленину очень понравилось, как Гегель критиковал Риттера за то, что он в «Истории ионической философии» приписывал Фалесу то, чего у него нет. Гегель указывал, что Аристотель относил к Фалесу утверждение о воде как первоначале всех вещей, тогда как. только Анаксимандр ввел это понятие. Фалес знал первоначало как начало во времени, но не как начало, лежащее в основании вещей. В. И. Ленин записал, что «превосходно за строгую историчность в истории философии, чтобы не приписывать древним такого „развития" их идей, которое нам понятно, но на деле отсутствовало еще у древних. У Фалеса, например, нет еще понятия ???? [начала] (как принципа), нет еще понятия причины)) (3, 29, 222).

Фалес был гилозоистом («гиле» — вещество, «зоэ» — жизнь), т. е. мыслителем, оживотворяющим материю, рассматривающим природу как живое существо, которое не только ощущает, но и мыслит, хотя подобными свойствами обладает только высокоразвитая органическая материя. Гилозоистами наряду с первыми философами-материалистами древности были Спиноза, Дидро, Геккель. Их воззрения отличались от раннего наивного гилозоизма, не знавшего разделения на материю и дух. Предположение о гилозоизме Фалеса основано на том, что для него начало находилось в самодвижении, т. е. оно в этом смысле живое. Некоторые ученые, называя Фалеса гилозоистом, понимают под гилозоизмом не оживотворение, а одушевление природы. Примитивный гилозоизм Фалеса, вероятно, восходит к аниматизму (оживотворению) и анимизму (одушевлению) природы, но философ очень далеко ушел от них, хотя и предполагал, что действие магнита объясняется наличием у него души. Аристотель писал: «По-видимому, и Фалес, как помнят о нем, принимал душу за движущее начало (за

230

начало движения), ибо он признал душу в магните, потому что магнит движет железо» (51, 23).

Многие племена не могли найти естественного объяснения необычайному свойству магнита, а поэтому верили, что в нем сидит дух, притягивающий железо. Так, например, индейцы сильно удивлялись свойствам магнита. Они рассматривали с изумлением маленький карманный компас, смотрели на него как на нечто сверхъестественное, как на живое существо. В Древнем Китае магнитный компас широко использовался для гадания. Еще в старину в Западной Европе говорили, что «магнитный камень, положенный под тюфяк блудницы, сбрасывает ее с греховного ложа». Если Фалес выделил магнит как предмет, обладающий душой, то это значит, что философ отрицал наличие души у всех прочих вещей, как в это верят анимисты. Взгляды Фалеса на магнитное притяжение, возможно, были началом перехода его от анимизма к первым физическим наблюдениям и опытам с магнитом и янтарем.

Из допущения Фалесом существования души для объяснения действия магнита были сделаны неоправданные выводы. Фалеса стали считать верующим в какую-то «мировую душу», как источник движения всех предметов. Душу Фалес отличал от тела, но считал ее материальной, тонким (эфирным) веществом, движущим началом. В допущении Фалесом наличия души уже содержался зачаток возникновения будущих идеалистических философских воззрений. «При всем наивно-материалистическом характере мировоззрения в целом, — писал Ф. Энгельс, — уже у древнейших греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывает душу), у Анаксимена она—воздух (как в «Книге бытия»), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным» (1,20,504).

Аристотель предполагал, что Фалес, может быть из веры в то, что «мир одушевлен» пришел к мысли, что «мир полон душ, духов и богов». Изречение «Все полно богов», которое приписывается Фалесу, могло ему и не принадлежать, так как оно приписывалось различным мудрецам. Но если это изречение и принадлежало Фалесу, то оно не ставит под сомнение наличие у него на-

231

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В древнем египте каждая часть зодиака ассоциировалась с той
В западной европе опубликовано много статей о зависимости его философии от мидийских магов
Допускающее более свободное движение небесных светил
В период возникновения философии преобладало натуральное хозяйство
Эти памятники еще ярче показали бы связь вольнодумства с зачатками философии

сайт копирайтеров Евгений