Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

лесу приписывали сочинения «О равноденствии» и «О солнцестоянии» и руководство по астрономии для моряков. Фалес, возможно, одним из первых начал в Элладе борьбу против астрологии. В «Пире семи мудрецов» Плутарх не случайно изобразил Фалеса преследующим насмешками мага Диоклеса. Фалес утверждал, что Луна «по природе своей землистая», чем отвергал все измышления о ее божественной природе. Он первый в Ионии открыл Малую Медведицу, созвездие Повозки, годовое движение Солнца и месячное движение Луны.

Особенную известность Фалес приобрел, предсказав полное солнечное затмение, вероятно, в 585 г. Древнегреческий историк Фукидид (460—395 гг. до н. э.) приводит факты, свидетельствующие о том, что затмение луны воспринималось эллинами как дурное предзнаменование. Из-за этого, по их представлениям, окончился неудачей Сицилийский поход полководца Никия. Фалес пытался растолковать, что ничего сверхъестественного в затмении Солнца нет и происходит оно потому, что Луна в это время находится между Землей и Солнцем «по прямой линии, тогда отражение Луны получается на Солнце, словно в зеркале» (51, 21). До Фалеса греки не знали, что затмение повторяется каждые 6585 дней, т. е. через 18 лет с небольшим. Он определил год в 365 дней, а месяц в 30 дней, рассматривал ночь без всяких мифологических олицетворений, тогда как теология Мусэя изображает ночь как первое порождение хаоса, в теогонии Ономакрита ночь возникла раньше всех сущностей. Когда Фалеса спросили, что возникло раньше — день или ночь, он ответил: ночь одним днем раньше. У греков было в обычае считать время по числу ночей.

Возникновение ионийской философии связано было с кризисом религиозного миропонимания и с частичной демифологизацией всей культуры. Мудрецы критиковали астрологические заблуждения. Гекатей Милетский, «много странствующий муж», собиравший в VI в. до н. э. исторические и географические сведения, сообщал:

«Я записываю то, что мне представляется истиной; сказания же эллинов многочисленны и, как я думаю, смешны». Доверие к мифам пошатнулось еще больше, когда был изучен крайний Запад, где будто бы жили циклопы и разные другие мифологические чудища. Фантастическая география Гомера рухнула. В 610 г. до н. э.,

224

когда Фалесу, вероятно, было 14 лет, египетский фараон Неко поручил финикийским купцам объехать Африку. Геродот пишет в своей «Истории» об Африке, называя ее Ливией: «Она со всех сторон омывается морями, кроме той ее части, которая примыкает к Азии. Это открытие принадлежит Неко, фараону Египта, который, отказавшись от попытки соединить каналом Нил с Аравийским заливом, снарядил в плавание корабли с командой из финикиян, приказав им дойти до Геракловых Столпов (т. е. до Гибралтарского пролива. — М. Ш.) и минуя их, возвратиться в Египет через Средиземное море. Финикияне вышли из Египта Эритрейским морем, держа путь в Южное море. С наступлением осени они высадились на берег там, где в этот момент находились, и, засеяв участок земли, стали ждать урожая. Сняв урожай, они снова пустились в путь и, пропутешествовав таким образом два года, на третий миновали Геракловы Столпы и направили суда домой. Вернувшись, они заявили — я, со своей стороны, не верю их рассказам, а остальные как хотят, — что, когда они плыли вокруг Ливии (т. е. огибали мыс Доброй Надежды, — М. Ш.), солнце светило им справа. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем» (Геродот, IV, 42).

Это открытие сравнивают с великими географическими открытиями XV в. Эллины представляли небо как свод, по которому движутся светила, восходящие из реки Океан и погружающиеся опять в нее при заходе, а землю — в виде щитообразной плоскости, по краям которой находится суша, а посередине впадина, наполненная Средиземным морем, в центре которой Греция. Океан обтекает этот земной щит кругом и вливается в Средиземное море через Гибралтарский пролив. После открытия финикиян Океан из реки стал беспредельным морем, что изменило и представление об отношении воды и суши между собой. Теперь возникает предположение, что не вода находится на земле, а земля на воде, ибо беспредельная вода уже не может по своему объему уместиться на земле, имеющей пределы. Аристотель писал в «Физике», что «все так называемые натурфилософы всегда придавали (полагали) беспредельному некоторый субстрат из так называемых стихий, как например воду или воздух, или среднее между ними» (Физика, III, 4, 203). Здесь подразумевается и Фалес, для

225

которого вода была беспредельной стихией. Симплиций указывал: «... полагающие же в основании одну какую-нибудь стихию считали ее по величине беспредельной, как, например, Фалес воду» (51, 20).

Фалес стал основоположником эллинской философии из-за того, что свел все многообразие явлений и предметов к единой основе — первостихии или первоначалу — к «влажной природе», к воде. По словам Галена, Фалес гордился тем, что заменил четыре элемента одним. Он учил, что все возникает из воды и в нее же превращается. Фалес, конечно, знал мифы разных народов о воде, как начале всех начал. Аристотель и Плутарх утверждали, что эту идею Фалес заимствовал из Египта. Аристотель писал: «Некоторые полагают, что и очень древние, занимавшиеся первыми и задолго до нашего поколения богословием, так же смотрели на природу»

(8,23).

Многие ученые считают, что воззрения Фалеса о воде восходят к древневосточной мифологии,1 к теокосмогони-ческим представлениям Гомера (Илиада, VIII, 13—16;

XIV, 246) и Гесиода (Теогония, 116-133, 720-725). Геосид полагал, что хаос существовал прежде всех вещей. Ферекид отождествлял хаос с водой. Зенон из Кития называл воду хаосом, производящим течь. Но у Гесиода и Ферекида хаос — мифологическое существо, земля не рождается из него, а только следует за ним. У Фалеса нет никаких фантастических измышлений для объяснения перехода уже существующей материи — реальной воды — в другое состояние.

Космогонические идеи первых философов были направлены против теокосмогоний, которым придавалось большое значение в орфизме. Пророк Эпименид Критский призывал к аскетическим очищениям. Во второй половине VI в. до н. э. с его именем связаны были теогонии, объяснявшие происхождение всего от воздуха и ночи. Вероятно, что некоторые орфики возводили все к мифологическим образам воды и земли. В самом Ми-лете был распространен культ Посейдона — бога моря, старейшего и почтеннейшего между богами. Он почитался как земледержец, могучий воды колебатель, твердыня, на

1 См.: R. Conti. Cosmogonip nrientale e filnsofia prosocratira. Roma, 1967.

которой стоит весь земной мир. Представители двенадцати городов ионийского союза собирались для совещания недалеко от мыса Микале, именно там, где был воздвигнут храм Посейдону, считавшемуся покровителем этого союза.

Воззрения Фалеса о воде как основе всего сущего имели свои корни в древних народных представлениях, выраженных в мифах, но для Фалеса вода лишена каких-либо признаков персонификации, он принимает ее как основу, исходя не из мифа, а из новых данных о роли океана во Вселенной.

Философия первых греческих мыслителей, по мнению историка философии М. И. Каринского, так же как и философия Коперника и Галилея, берет начало в космологических спорах. Ионийские мыслители задавались вопросом: на чем держится земля? Земля висит без поддержки в воздухе и неминуемо должна упасть вниз. Фалес должен был задуматься о том, как небесные светила, опустившись на западе, могут проникнуть сквозь твердую массу земли, чтобы явиться снова на востоке. Земля, очевидно, не простирается до низа Вселенной, под землей какое-то вещество, допускающее более свободное движение небесных светил, нежели земля, и может служить для нее опорой. Таким веществом может быть вода. Аристотель сообщает, что, по мнению Фалеса, земля держится на воде подобно тому, как плавает дерево. Вода находится и под землей, вода — опора земли и начало всех начал. Поэтому одни ученые полагали, что Фалес представлял себе Вселенную островом, плавающим в мировом океане, по образу маленьких греческих островов, окруженных со всех сторон морем. Другие считали, что для Фалеса Вселенная — жидкая масса, которая заключает в себе большой воздушный пузырь, имеющий форму полушария; вынутая поверхность этого пузыря — наше небо; на нижней плоскости поверхности наша земля плавает наподобие пробки в океане, имеющем форму круга. Вода под тяжестью земли выступает в промежутках между нею и небесным шаром в виде океана. Из нее и образуются моря, реки, озера, и от ее движения происходит землетрясение. Над землей плавают небесные светила то по небесному своду, то вокруг земного плоского диска.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если тебя позовут родители
Скучно об отношении философии к религии
Шел к философско абстрактному пониманию его
Представляющим собой единство противоположных начал

сайт копирайтеров Евгений