Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

с землей, оно также, по их мнению, состояло из суши, воды, каналов. Млечный путь — это небесная река Нил.

В статье «Древнеегипетская астрономия», опубликованной в 1971 г. в двенадцатом номере журнала «Вопросы истории», И. А. Стучевский утверждает, что в отличие от вавилонской астрономии египетская наука о звездах и небесных явлениях не знала астрологических увлечений. В этом смысле египетские жрецы-звездочеты явно превзошли по трезвости суждений своих вавилонских собратьев. Хотя нет древнеегипетских гороскопов, но астрологические верования в Древнем Египте были распространены, а в эллинистическо-римскую эпоху «появляется интерес к гороскопам» (82, 147).

До нас дошел папирус, относящийся приблизительно к 1200 г. до н. э., который содержит расписание счастливых и несчастливых дней, а также правила о том, что следует и чего не следует делать в эти дни, когда можно и когда нельзя есть и солить рыбу, купаться, зажигать огонь и смотреть на него, в какое время можно и когда нельзя выезжать на Нил, видеть женщин и т. д. Особенно неблагоприятным днем, в котором предписано было остерегаться несчастья, считалось 25-е число каждого месяца. Этот день сохранился как «несчастливый» и в календаре средних веков. Неделя в Египте начиналась с субботы. Первый час этого дня посвящался Солнцу, второй — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Сатурну, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне.

Библия, так же как священные предания древних египтян, поддерживает веру в небесные знамения. В Библии говорится, что бог создал «светила на тверди небесной для определения дня и ночи и для знамений» (Бытие, 1, 14).

Астрологические заблуждения были широко распространены в Индии. Древнейшая индийская астрономия, несмотря на замечательные наблюдения (списки 27 созвездий), также находилась под сильным влиянием астрологических заблуждений. Многие историки науки утверждают, что в Древней Индии наблюдения над небом начались из-за того, что жрецам необходимо было знать время для периодических жертвоприношений, которое определялось по движению небесных светил. В действительности систематические наблюдения за небом в Древней Индии, как и во всех странах, были вызваны потреб-

133

ностыо регулировать сельское хозяйство, знать сроки начала работ. К. Маркс отмечал, что индийская община имела своего «календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное время для различных земледельческих работ» (1, 23, 570). Даже в современной Индии правоверные индуисты продолжают следовать советам астрологов, верят во все приметы, определяющие счастливые и несчастливые минуты, часы, дни и месяцы. Гороскоп, составленный для каждого ребенка, служит важнейшим личным документом индуиста, в какой-то мере заменяющим метрическое свидетельство. В Индии весной 1962 г. паника охватила миллионы людей, когда астрологи предсказали наступление конца света в этом году.

Индийские представления об истории человечества как непрерывном движении по кругу сложились под влиянием наблюдений за сменой времен года. В индийских мифах часто выражается идея вечности мира. В развитии его регулярно повторяются четыре периода (манвантра) как фантастическое отражение смены четырех времен года. Вера в то, что круговорот мира завершается всемирным потопом, возникла под впечатлением того, что происходит в сельской местности после каждого сезона дождей. В Индии после октябрьской жатвы наступает прохладная погода — время изобилия, которая сменяется иссушающим зноем, высушивающим поля перед севом, а затем страшные тропические дожди затопляют всю страну, после чего годовой цикл повторяется вновь.

Наблюдения за регулярностью движения небесных тел, чередованием времен года, дня и ночи привели к идее о существовании во Вселенной «риты» (от слова «ри» — ходить, движение, дорога), «хода вещей», «порядка мира». Возможно, что рита означало путь, дорогу, по которой двигаются небесные светила, смену времени года, дня и ночи. В ведах говорится, что сами боги произошли от риты, рита — отец всего, благодаря рите небо и земля стали тем, чем они есть, вся Вселенная покоится на рите и движется по ней. «Утренняя заря возникает в соответствии с ритой... Год — колесница риты с 12 спицами... Скрывающийся в водах и растениях огонь, производимый людьми с помощью дров, есть порожденный ритой отпрыск. Водные потоки послушно следуют своим путем,

134

подчиняясь закону риты... Рита — это закон, пронизывающий весь мир, закон, которому должны повиноваться все боги и люди... Рита устанавливает нормы нашей морали. Он — всеобщая сущность вещей» (70, 88). В Авесте роль риты играет представление «аса». Возможно, что «дао»—основное понятие китайской религии даосизма, в которой астрология занимает большое место, так же как понятие «риты» в Индии, «тео» (я двигаюсь) в Древней Греции, — возникло под влиянием наблюдений за движением небесных светил. Слово «дао» (путь) изображается иероглифом, состоящим из двух частей:

«голова» и «идти», и восходит к представлению о пути и движении. Периодичность и закономерность обращения небесных светил была возведена в абсолют, обожествлена. В Индии верили, что рита, по которому движутся небесные светила, появился раньше всех богов, возникших из него. Даосизм также провозглашает, что дао появилось прежде «небесного владыки», из дао вышли все боги. Есть сходство между санскритскими словами «тео» и «дью» (бог, небо) и китайскими «тянь» и «дао». Поэтому предполагают, что вера в дао заимствована из Индии.

Астрология была широко распространена и в Китае. Судя по иероглифическим надписям на костях животных и панцирях черепах, китайцы по крайней мере за полторы тысячи лет до нашей эры производили наблюдения над астрономическими явлениями. В «Шуцзине» («Книге хроник»), написанной примерно в XI—VII вв. до н. э., говорится, что появление на горизонте в вечерние сумерки четырех созвездий, современные названия которых Гидра, Скорпион, Водомер и Плеяды, возвещает соответственно приход весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Древним китайцам было известно 28 зодиакальных созвездий: Дракон, Черепаха, Тигр и Птица, что соответствовало весне, зиме, осени, лету, а также востоку, северу, западу и югу. В каждом созвездии было по семь звезд:

шея, корень, сердце, хвост, стропила, стена, желудок, клюв, колодец, ива, птичье крыло и т. д. В V—III вв. До н. э. китайские астрономы разделили звездное пространство, расположенное около небесного экватора, на двенадцать созвездий, назвав их животными: Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Конь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. В книге «Шицзи» созвездия названы име-

135

нами императоров и наиболее известных вельмож. При императорском дворе, а иногда и при дворцах князей, содержались специальные астрологи, на обязанности которых лежало составление календарей и наблюдение за небесными светилами. Многие из гаданий этих звездочетов о счастливых и несчастливых днях, связанных с расположением звезд и планет, сохранились в огромной астрологической литературе, созданной даосами в средневековом Китае.

В Древнем Китае астрономию очень трудно было отделить от астрологических заблуждений. Там, как и во всех древних странах, верили, что есть звезды, которые управляют погодой, дождем и ветром, что от небесных светил зависят все события на земле. Из древней книги «Гоюй» известно, что император У-ван в 1122 г. до н. э. начал войну тогда, когда звезды предвещали ему удачу. Астрология освящала власть императора. В храме Конфуция в городе Сучжоу близ Шанхая хранится карта звездного неба, высеченная на камне в 1247 г. На ней написано:

«Если на земле хороший, добрый император, то солнце ярко блестит, если на земле плохой император и поступает несправедливо, то на солнце появляются темные пятна или происходит затмение солнца», «Луна является на небе как бы министром или большим чиновником. Если министр или большой чиновник на земле не слушается императора и действует самостоятельно, то у луны бывают затмения» (75, 131—182).

В Китае еще в начале XX в. существовало особое государственное бюро наблюдений за небом, которое издавало ежегодно календарь с указанием дней, пригодных для тех или иных дел. Там и сейчас сохранилась астрологическая календарная система, распространенная также и в Японии. В ней годы объединены в циклы, каждый из которых охватывает 60 лет. Весь цикл соответствует пяти «стихиям»: дереву, огню, земле, металлу и воде. Каждая стихия состоит из мужской и женской частей, выраженных в нечетных и четных числах. Цикл делится на 12 периодов, соответствующих 12 знакам зодиака. Так, например, один год будет называться годом «дерева и мыши», второй год—годом «дерева и коровы», третий— «огня и тигра» и т. д. Каждый год цикла имеет свои суеверные приметы, связанные с магией, табу и мантикой.

Философы-идеалисты, видящие в астрологии основу развития астрономии, не понимают того, что было

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 5 философия
Жители атлантиды добились могущества с помощью тайных наук
История философии
Предыстория философии
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 5 философии

сайт копирайтеров Евгений