Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Перед человечеством открываются необозримые горизонты в познании тайн природы. Естествознание не может существовать без философии, как и философия без естествознания. Идеи великих преобразователей естествознания Н. Коперника и Г. Галилея, А. Эйнштейна и Н. Винера, М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева, И. М. Сеченова и И. П. Павлова были не только естественнонаучные, но и философские. В ходе современной научно-технической революции во весь рост встают фундаментальные теоретические вопросы разработки философских основ познания всех специфических форм движения материи. Появляется необходимость оттачивать философский язык — орудие разума. Все эти

241

проблемы должен разрешить диалектический материализм. Философия марксизма-ленинизма теперь — система философских наук, включающая в себя не только диалектический и исторический материализм, но и историю философии и философские вопросы естествознания, логику, этику, эстетику, научный атеизм. Эта целостная система научной философии тесно связана с революционной политикой марксистско-ленинской партии, помогает ей решать великие задачи строительства коммунизма и формирования нового человека в СССР. Марксистско-ленинская наука вообще, и философия в частности, должны исследовать проблемы огромной теоретической значимости, связанные с обобщением опыта строительства коммунизма, опыта мирового коммунистического и рабочего движения, достижений современного научного знания.

Противники материалистической философии, отвергая ее, тем самым становятся сторонниками иной философии, глубоко чуждой жизненным интересам трудящихся. Многие современные ревизионисты марксизма отказываются от воинствующего материализма. В 1969 г. Р. Гароди в книге «Большой поворот к социализму» заявил, что коммунистическая партия «не может иметь официальной философии», ее «философия не может быть в принципе ни идеалистической, ни материалистической, ни религиозной, ни атеистической». Он проповедует концепцию «мировоззренческого нейтралитета», стремясь лишить партию боевой материалистической философии. В 1971 г. Э. Фишер в брошюре «Революция не такова» заявил, что «марксист может верить в бога». Не бывает марксистов теистов. Там, где вера в бога, нет марксизма, там же, где есть марксизм, нет места теизму.

Непримиримая борьба против отрицания диалектического и исторического материализма — важное условие, для того чтобы туман иллюзий не скрыл от взоров людей дороги социального прогресса. Философия воспитала у людей в борьбе с религиозными верованиями мощный разум, приучила к рациональному мышлению, глубокому анализу языка и отвлеченных понятий, научному исследованию, дедукции и индукции, анализу и синтезу, помогла опытному естествознанию осознать, что такое открытие, эксперимент, гипотеза, дала понятия бытия, материи, вещества, энергии, элементов, атомов, процесса,

242

развития, причинности, закона, формы, структуры, рефлекса и т. д.

Философия, положившая начало физике, математике, различным направлениям естествознания, основоположница психологии и педагогики, будет и в дальнейшем рождать новые науки, помогать людям совершенствовать искусство. Не случайно Ф. Шеллинг называл искусство «органоном философии», а Ф. М. Достоевский писал, что философия есть та же поэзия, только высший градус ее. Н. А. Добролюбов верно отметил, что истины, которые философы только предугадывали в теории, гениальные писатели умели схватывать в жизни и изображать в действии. Философия действительно первоначально была очень близка к поэзии. Известный индолог Г. Ольден-берг говорил, что индийские философы — братья поэтов, они облекали в замысловатый убор острой диалектики поэтические произведения своей фантазии. В Элладе первые научные сочинения часто писались в стихах. Великие поэты были философами. Поэма «О природе вещей» Лукреция Кара, «Божественная комедия» Данте и «Фауст» Гете были и философскими откровениями. Сочинения Эразма Роттердамского, Джордано Бруно и Мишеля Монтеня одновременно и произведения искусства. О философских воззрениях Александра Герцена, Федора Достоевского и Льва Толстого пишут диссертации. Философия влияла на литературу. Еврипид изучал софистов, Данте — средневековых мыслителей, Мольер — Гассенди, Лессинг — философов эпохи просвещения, Гете — Спинозу, Шиллер — Канта, Пушкин — французских и английских материалистов XVII и XVIII вв., Горький — Маркса, Энгельса и Ленина. Еще Аристотель мечтал о грядущем слиянии искусства и науки во «всеобщей мудрости». Гегель призывал к тому, чтобы философия приблизилась к поэзии — наставнице человечества. Возможно, что в будущем еще больше окрепнут связи между поэзией и философией.

Некоторые буржуазные идеологи в противовес диалектическому и историческому материализму распространяют идею Лейбница о грядущем синтезе восточной и западной философии, под которыми понимают религиозно-философские учения Востока и течения современного идеализма в Западной Европе и США. В Гонолулу с 1949 г. издается журнал «Философия Востока

243

и Запада», устраиваются международные конференции, на которых проповедуется слияние философии различных народов на основе религии и мистики.1 Отвергая материалистические традиции философии на Востоке, развитие там научного знания, сторонники такого теософского единства уверяют, будто бы на Востоке сквозь густую пелену религиозного тумана никогда не прорывались лучи света материалистического миропонимания.

Народы Востока имели древние традиции свободомыслия, рационализма и материализма, которые стремились вытравить из сознания масс жрецы различных религий. Эксплуататорским классам на протяжении веков удавалось держать трудящихся в религиозном плену, но эти времена прошли. В. И. Ленин предвидел, что народы Востока в борьбе за свое освобождение обратятся к просвещению, научному знанию. Он писал: «Не значит ли это, что сгнил материалистический Запад и что свет светит только с мистического, религиозного Востока? Нет, как раз наоборот. Это значит, что Восток окончательно встал на дорожку Запада, что новые сотни и сотни миллионов людей примут отныне участие в борьбе за идеалы, до которых доработался Запад» (3, 21, 402).

Путь к мудрости состоит не в поисках синтеза мистики и рационализма, а в овладении самой передовой и революционной философией классиков марксизма-ленинизма. Подлинное философское знание всегда интернационально. Придет время, когда человечество объединит рассыпанные истинные духовные сокровища всех народов в одну великую коммунистическую культуру, сердцем которой будет диалектический и исторический материализм, развитый применительно к новым задачам общества. Марксистско-ленинская философия всегда в пути, она не имеет предела в своем развитии, устремляясь вперед в научном познании и революционном преобразовании мира. Эту философию нельзя соединить с религией, нет никаких оснований для подобных «конвергенции». Там, где начинаются религиозные верования, кончается истинная философия. Всякое научное философское рассуждение аргументировано доказатель-

1 См., например: S. Nasr. Conditions for meaningful comparative philosophy. Philosophy of East and West, Honolulu, 1972, vol. 22, № 1, p. 53—61.

244

ствами, всякий результат философской рефлексии не нуждается в вере. Зато в религии догмы, т. е. положения, принятые на веру, критическому исследованию не подлежат. Септимий Тертуллиан восклицал: «Мысль есть зло». Придавая философии форму веры, сторонники их слияния извращают сущность философии, лишая ее собственного содержания и самостоятельного значения. В 1843 г. К. Маркс указывал, что религия и философия представляют собой крайние противоположности, но свойство быть крайностью кроется лишь в сущности философии, так как она имеет значение истинной действительности, а религия — иллюзорная действительность. «Крайности не требуют никакого опосредствования, ибо они противоположны друг другу по своей сущности. Они не имеют между собой ничего общего, они не тяготеют друг к Другу, они не дополняют друг друга». К. Маркс приветствовал «пламенное стремление к решающей борьбе», когда научная философия как «одна из крайностей берет верх над другой» (1, 1, 321—322).

Вопреки мнению ревизионистов, предлагающих полностью отказаться от признания антитезы научного и религиозного мировоззрения, она существует и никакое «примирение» и «объединение» науки и религии, наведение мостов между ними невозможно.

В условиях современного кризиса-христианства противоречие между ним и наукой стало слишком велико и очевидно. На пороге третьего тысячелетия происходит вытеснение религиозной веры философским знанием. «Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания, — писал К. Маркс, — и этим... уничтожает религию как таковую» (1, 26, ч. 1, 23).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. М-, 1954.

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Духовенство принимало меры к ограждению студентов от мудрствований новейших философских систем
Слово философ впервые употреблено великим древнегреческим мыслителем пифагором философия философию
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 1 единство
Приходилась противоположная часть зодиака против правого глаза
Каждый человек отнимает вещи своего брата существовании произведении

сайт копирайтеров Евгений