Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(15,532)

Миф об Атлантиде как колыбели древнейшей мудрости разрабатывался астрологами и алхимиками в Западной Европе еще в эпоху Возрождения. Они утверждали, что жители Атлантиды добились могущества с помощью «тайных наук». В XVIII в. французский масон Фабр д'0ливье уверял, что около миллиона лет тому назад красная раса, населявшая гигантский остров в Атлантическом океане, покорила все народы земного тара благодаря своим успехам в магии. Высшие оккультные знания этой расы якобы сохранились в Древнем Египте с его иероглифами, сфинксами, пирамидами и мумиями. Атлантида погибла в пучинах водной стихии в наказание за неповиновение таинственным силам. В XIX в. оккультисты распространяли «эзотерическое предание», согласно которому великий маг Тот прибыл из Атлантиды в Египет и передал его жрецам «изумруд-ные таблицы», содержавшие сокровенную мудрость человечества. Теософы и антропософы рассказывают в своих книжках об Атлантиде, ссылаясь на вымышленные источники, будто бы хранящиеся в древних индийских храмах и доступные только посвященным, что она была основана четыре миллиона лет тому назад представителями высшей расы, прилетевшими с другой планеты. Пока атланты были благочестивы, они обладали «врилом» (силой внутри нас), которая помогла им познать весь мир и добиться величайших успехов в развитии науки и техники, но когда атланты забыли бога, то были за это наказаны извержением вулкана, землетрясением и потопом. Высшие маги предвидели катастрофу и спаслись на своих кораблях, перелетев в соседние страны, где их приняли за богов.

Эти измышления — смесь больной фантазии с шарлатанством. Основательница теософии авантюристка Е. П. Блаватская, создатель антропософии Р. Штейнер

179

писали в своих откровениях, что тайны Атлантиды они познали с помощью ясновидения. В. Скотт Эллиот, опубликовавший в 1896 г. книгу «История Атлантиды», уверял, что описания жизни атлантов он получил путем «психометрии»: все события, происходящие в мире, будто бы оставляют свой астральный след, и можно по нему восстановить историю Атлантиды. Льюис Спенс писал в книге «Проблемы Атлантиды», изданной в 1925 г. в Лондоне, что «не разум и не научные изыскания приведут в конце концов к раскрытию древних тайн Атлантиды. Людям, одаренным интуицией, являются удивительные видения: они одарены даром чтения „неземных" сообщений и благодаря этому проникнут в тайны Атлантиды» (83, 135). Богоискатели очень увлекались мифом об Атлантиде. В 1930 г. Д. С. Мережковский написал книгу «Тайна Запада, Атлантида и Европа», в которой провозглашал религию «эликсиром жизни».

Мистические измышления об Атлантиде имеют реакционный смысл. Они часто проникнуты расизмом, внушая веру в то, что высшая раса атлантов была осново-положницей мировой культуры. Мистики принижают все достижения науки и техники, которые, но их словам, являются остатками магии атлантов, укрепляют религиозные суеверия. Не случайно некоторые представители духовенства поддерживают вымыслы об Атлантиде, видя в этом мифе доказательство истинности библейского сказания о всемирном потопе, ниспосланном богом в наказание людям. В 1968 г. архимандрит Мефодий опубликовал в болгарском журнале «Духовная культура» статью «Новые свидетельства об Атлантиде и потопе». Он пишет, что отголосок атлантической катастрофы сохраняется в предании о всемирном потопе. Египетские жрецы, так же как и Библия, утверждали, что бог наказал древних людей за их грехи. Поскольку «сегодня утонувшая Атлантида принимается как бесспорный факт» (?), рассуждает архимандрит Мефодий, библейское сказание о всемирном потопе приобрело очертание реального события. Попытки связать гибель Атлантиды с всемирным потопом не новы. Когда-то И. Донелли напечатал книгу «Атлантида — допотопный мир», утверждая, что катастрофа, вызвавшая гибель Атлантиды, — это всемирный потоп, которым бог наказал людей за их непомерную гордость своими знаниями. Многие христианские мистики

180

считали атлантов пропавшими коленами израильскими, а гибель Атлантиды — гибелью Содома и Гоморры. В России министр народного просвещения А. С. Норов, издавший книгу об Атлантиде, видел в этом «поучительном сказании» духовное оружие против материализма. Он писал, что древние евреи во время своего пребывания в Египте рассказали жрецам о том, как бог покарал атлантов во время всемирного потопа, а от жрецов это сообщение стадо известно древнегреческому мудрецу Солону, а затем философу Платону.

Об Атлантиде впервые поведал Платон около 355 г. до н. э. История Атлантиды изложена им в двух его диалогах—«Тимей» и «Критий». Сведения о ней он получил будто бы от своего родственника, прадед которого был связан с правителем Афин Солоном. Солон в Египте при посещении одного храма рассказал жрецам о потопе при Девкалионе. Старший из жрецов сказал Солону, что афиняне не имеют представления о давно прошедших временах и даже об их собственной истории. «Многим катастрофам подвергались люди, — сказал жрец, — величайшие из них случаются от огня и воды». Жрец рассказал, что десять тысяч лет назад был гигантский остров, населенный атлантами. Правители атлантов вели захватнические войны, напали и на Афины, но воины Афинского государства проявили чудеса храбрости и доблести, победив превосходивших их атлантов. После этого произошло землетрясение и в один день и в одну ночь исчезли победители и побежденные. Афиняне провалились сквозь землю, а остров Атлантиды погрузился на дно моря.

В этом рассказе очень много несообразностей. Геродот сообщает, что Солон посетил Египет при фараоне XXVI династии Амазисе, но этого не могло быть, ибо оба эти деятеля жили в разное время. Описание жрецом «прекраснейшего государственного устройства в Афинах», якобы существовавшего десять тысяч лет назад, во многом напоминает социальный строй, выдуманный Платоном в его «Республике». Ученик Платона Аристотель еще при жизни своего учителя заявил, что весь его рассказ об Атлантиде выдуман им в целях распространения политических и философских взглядов. Страбон и Плиний Старший также скептически относились к рассказу об Атлантиде. Плутарх, признавая, что Солон изучал

181

философию у египетских жрецов, рассматривал предание об Атлантиде как завершение у Платона героического эпоса. Неоплатоники считали сказание об Атлантиде аллегорией.

Современные ученые относят сказание об Атлантиде к мифам, указывая на то, что оно сообщается не историками, а философом-поэтом, который часто ссылался на фантастические события, чтобы подкрепить какое-нибудь свое философское рассуждение. Он рассказывал в диалоге «Государство» об Эре, который будто бы погиб в бою, попал в загробный мир, а затем, возвратившись оттуда, поведал о том, что пришлось ему увидеть в царстве теней. Платон полагал, что «для сохранения общественного благоденствия можно иногда отступать от правды», доказывал пользу далеких от правды мифов, если они служат назидательным целям; «для законодателя это великий пример, что можно убедить души молодых людей в чем угодно».

Известный английский исследователь вопросов исторической географии Дж. Томсон писал: «„Атлантида" Платона была придумана... с совершенно определенной целью. В своей „Республике" он изобразил идеальное государство и претендовал на то, что если бы оно действительно существовало, то было бы достаточно сильным, чтобы дать отпор любому из реальных государств... Позднее у Платона появилась своеобразная идея показать, что некогда такое государство действительно существовало и на деле проявило свою силу... Атлантида — плохая Утопия, поднятая из пустынных пучин моря с политической целью... Теория о погружении суши в море была тогда в большом ходу... Древним более простительно, чем нам, поддаваться мистификациям авторов утопий» (79, 139—141).

Платон преследовал цель восхваления своего идеального аристократического государства, которое смогло победить даже атлантов. Он хотел внушить, что неверие в богов жестоко наказывается небом, а поэтому в назидательных целях борьбы против атеизма придумал миф об атлантах. Он ненавидел вольнодумцев, так как считал, что из-за них «происходят смуты». По Платону, «казнь, бичевание, заключение в тюрьму, изгнание и т. д.» ожидают людей, утверждающих, «будто нет тех богов, признавать которых предписывает закон» (Законы X, 889—890).

182

В различных странах сочинили множество мифов о том, будто боги наказывали гордых людей, мечтавших проникнуть в тайны мироздания и уподобиться богам, извержением вулканического огня или всемирным потопом. У Платона поэт Критий говорит об атлантах:

«В продолжение многих поколений... они оставались покорны законам и относились дружелюбно к родственному божеству, ибо... держались образа мыслей истинного..., высказывая смирение... Но когда доля божества, от частых и обильных смешений со смертною природой, в них наконец истощилась, нрав же человеческий одержал верх, тогда ... они развратились... Бог же богов Зевс..., решившись, ... собрал всех богов» (65, 518— 519), чтобы покарать нечестивых атлантов. В. Я. Брюсов использовал это сообщение в поэме «Город Вод», рисуя его обитателей богоборцами:

Дерзко умы молодые

Дальше, вперед посягнули,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В древнем вавилоне
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 3 философии
Которым трудился под солнцем
Введение в философию история истории
Шахнович М. Происхождение философии и атеизм атеизма философии 6 философии

сайт копирайтеров Евгений