Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тождественному членению подчинено сущностное и идентифицирующее отношение обоих полов к самой этой страсти. Несомненно, горячка ожидания, любовь с первого взгляда, «кристаллизация»*, ревность - все это чувства, общие для обоих полов. Но на всем протяжении истории мужчины и женщины никогда не отводили любви одного и того же места, никогда любовь не была для них равноценной и никогда они не придавали ей одинакового значения. Вот почему Байрон мог сказать, что любовь для мужчины - всего только одно из занятий, тогда как существование женщины она заполняет полностью. А Стендаль, рассуждая о женских мыслях, мог добавить: «Девятнадцать из двадцати обычных для

естественный, и, таким образом, прелюбодеяние женщины как в объективном отношении, по своим последствиям, так и в субъективном отношении, по своей противоестественности, гораздо непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины» (Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. С. 384).

*»Кристаллизация». - В трактате «О любви» (1822) Стендаль изложил оригинальную теорию, согласно которой в основе любви лежит своего рода «кристаллизация» чувств; он писал: «Нам доставляет удовольствие украшать тысячью совершенств женщину, в любви которой мы уверены; мы с бесконечной радостью перебираем подробности нашего блаженства. Это сводится к тому, что мы преувеличиваем великолепное достояние, которое упало нам с неба, которого мы еще не знаем и в обладании которым мы уверены» (Стендаль. Собр. соч.: В 12 т. Т. 7. М.: Правда, 1978. С. 14). По замечанию испанского философа и культуролога Ортеги-и-Гассета, высказанному им в эссе «Этюды о любви» (1939), «любовь, согласно этой теории, не что иное, как порождение фантазии. Не в том дело, что в любви свойственно ошибаться, а в том, что по природе своей она сама есть заблуждение. Мы влюбляемся, когда наше воображение наделяет кого-либо не присущими ему достоинствами. Впоследствии дурман рассеивается, а вместе с ним умирает любовь» (Ортега-и-Гассет Х. Этюды о любви // Звезда. 1991, #12. С. 143).

23

них грез связаны с любовью»^. И даже если идеальная любовь мыслится как «равная и разделенная», именно несоизмеримость инвестиций в любовь каждого из двух полов сил, несхожесть их мечтаний и надежд структурируют на протяжении веков социальную и фактически переживаемую реальность этого явления.

^о любви. Кн. 1. Гл. VII.

24

От любви-вероисповедания к любви-тюрьме

Женская любовная страсть

«Одно и то же слово "любовь", - писал Ницше, означает разные вещи для мужчины и женщины»^. Для нее, продолжает Ницше, любовь - это самоотречение, безусловная цель, «совершенная преданность душою и телом»^. Совсем по-иному любовь проявляется у мужчины, который желает сделать женщину своей, завладеть ею ради собственного обогащения и увеличения собственной жизненной силы: «Женщина отдается, мужчина использует ее в качестве дополнения»^. Симона де Бовуар посвятила замечательные страницы теме обусловленного полом различия ролей, питаемых любовью, и отнюдь не равного значения любви для одного и другого пола*. Любовь не дается мужчинам как некое при-

^Веселая наука. Кн. V. С. 363.

^Там же.

^Simone de Beauvoir, Le Deuxieme Sexe, Paris, Gallimard 1949, t. II. chap. XII.

*Содержание и смысл эссе Симоны де Бовуар подробно рассмотрены в статье Н. И. Полторацкой «Книга Симоны де Бовуар "Второй пол" в контексте современной культуры» в кн.: Бовуар Симона де. Второй пол, СПб.: Алетейя, 2002.

25

звание, таинство, идеал жизни, способный заполнить всю жизнь без остатка: для них она скорее второстепенная цель, нежели единственный смысл бытия. Совершенно другую позицию занимает влюбленная женщина, которая живет только ради любви, не думает ни о чем, кроме любви, и каждый свой вздох посвящает возлюбленному - одной и единственной цели своего существования. «Я умею только любить», - писала Жюли де Лепинас*. И ей вторила Жермена де Сталь**. «Единственный способ существовать для женщин - это любовь, история их жизни с любви начинается и ею же заканчивается». Вместе с тем Симона де Бовуар подчеркивает, и вполне справедливо, что нередко женщины отводят в своей жизни любви куда меньше места, чем детям, быту и домашним обязанностям. И все-таки нельзя не признать, что редко доводится встречать женщин, которые никогда не мечтали о «большой любви», редки среди них и те, кто в ту или иную минуту жизни не проявили склонности к любовному недугу. У женщины возникает гораздо более настойчивая, более порабо-

*Лепинас, Жанна Жюли Элеонора де (1732-1776) - французская писательница, натура страстная и меланхолическая; была незаконной дочерью графини д'Альбон, которая дала ей превосходное воспитание, но тщательно скрывала от нее происхождение; после смерти матери поступила в 1754 г. в компаньонки к маркизе Дюдефан и скоро снискала симпатии многих известных людей, и особенно Д'Аламбера; ее салон стал местом сбора блестящего общества; не отличаясь красотой, она очаровывала всех живой остроумной беседой; ее письма были изданы в 1809 г.

**Сталь (Сталь-Гольштейн), Анна Луиза Жермена де (17661817) - знаменитая французская писательница, теоретик литературы, публицист; в своих романах она бунтовала против патриархальных обычаев, отстаивая свободу чувств, и создавала образы независимых в своих мнениях и непокорных женщин («Дельфина» (1801), «Коринна, или Италия» ( 1807) и др.). Заметим кстати, что в отношениях со своим возлюбленным, французским писателем Бенжаменом Констаном, она никогда не считала себя в чем-то уступающей ему, поскольку, как дочь Никкера, министра финансов при Людовике XVI, Ж. де Сталь изначально занимала особое место в европейском обществе.

26

щающая и более ненасытная потребность в любви, чем у мужчины. Отсюда и отчаяние женщин, рождаемое существованием без любви: «Утратив величие любви, я утратила и себя саму [...] теперь я всего лишь обыкновенная женщина», - писала Констанс де Сальм^.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Повлиявшей на жизнь женщины оно
Три четверти из этих изнасилованных студенток
Посвященная гендерным проблемам
Для мужчины сексуальная потребность это обычная потребность вроде голода
С непревзойденной суровостью осуждали это свойственное женщинам ночное правление

сайт копирайтеров Евгений