Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пассивная эротика женщины формирует желание мужчины не как волю и агрессию, а как притягательность, влечение, как притяжение, воздействующее на маятник искателя подземных родников. Для мужчины сексуальная потребность - это обычная потребность вроде голода и жажды, и она не направлена ни на какой отдельный объект. Однако, по справедливому замечанию французского философа Александра Кожева, в отношениях между мужчиной и женщиной Желание будет по-настоящему человечным лишь тогда, когда мужчина желает не тело, но Желание женщины. То есть, когда он хочет быть «желанным» или, лучше сказать, «признанным» в своей человеческой ценности, в своей реальности человеческого индивидуума. Некоторые его свойства, в частности свойства, относящиеся непосредственно к жизни, могут интересовать только женщину; он может быть мужественным, обаятельным, удачливым, нежным, жестоким только по отношению к ней, отмечает Симона де Бовуар, и если он ценит в себе эти не столь очевидные качества, его потребность в женщине

490

становится абсолютной. Женщину часто сравнивают с водой, и не без оснований: она - то зеркало, в которое глядится мужчина-Нарцисс.

Обычно мы склонны воспринимать отношения между мужчинами и женщинами «прежде всего как силу любви, как страсть, которая сводит вместе два противоположных полюса, и забываем, что такое яростное притяжение нужно только тогда, когда равносильное сопротивление удерживает их в разъединенном состоянии»^, - подчеркивал Карл Юнг. Ему вторит Эрих Фромм: «Когда люди нуждаются друг в друге, между ними складываются отношения не только гармонии, поддержки и общего благоденствия, но и борьбы и дисгармонии. Взаимоотношения партнеров по сексу не исключают антагонизмов и враждебности»^. Соблазн игра, пол - функция, утверждает Жан Бодрийяр. Соблазн принадлежит к ритуальному строю, пол и желание - к природному. Столкновением этих двух фундаментальных форм и объясняется борьба женского и мужского, а вовсе не биологическим различием или наивным соперничеством в погоне за властью. Во всем этом и находит свое выражение то, что Шпенглер назвал «потайной протовойной полов».

Адольф Гуггенбюль-Крейг, посвятивший себя исследованию проблем брака, пришел к заключению, что любой супруг спустя какое-то время после свадьбы наталкивается на патологические аспекты психики своего партнера, которые неизменны и для обоих имеют мучительные последствия. Чтобы брак не разрушился, ктото должен уступить, и легче уступает тот, кто менее подвержен психопатии. Если один из супругов охладевает, другому не остается ничего другого, как с большей пылкостью демонстрировать любовь даже в том случае, если партнер реагирует на это очень слабо и неадекватно.

^Юнг Карл Густав. Mysterium Conjunctionis. Указ. соч. С. 111.

^Фромм Эрих. Догмат о Христе. Указ. соч. С. 104.

491

А потому все, кто советует супругам заботиться только о себе и не потворствовать слабостям своей половины, лгут. Мужчина и женщина дополняют друг друга лишь отчасти, а потому правильное понимание брака подразумевает освобождение от «комплекса гармонии». Брак отнюдь не гармоничный союз, однако он является плацдармом индивидуации, поскольку супруги помогают друг другу познать мир, добро, зло, высокое и низкое, одним словом, - бытие.

По наблюдениям Натали Иник, для мужчины отношения между двумя полами важны прежде всего с точки зрения сексуального доминирования одного пола над другим, но для женщины, в отличие от него, важна оппозиция внутри собственного пола между женскими статусами, а также способ, каким они используют мужчин для того, чтобы различаться между собой в зависимости от их отношения к другому полу - близости к мужчине, доступу в сексуальный мир, видимости и стабильности их места в обществе. Большинство женщин, как тонко подметил еще Руссо, хотят быть не столько любимыми, сколько предпочитаемыми.

Женщина, мечтающая о том, чтобы ее «предпочли», чтобы в ней увидели не безликое воплощение пола, а неповторимую личность, никуда не подевалась и не исчезла: она рядом с нами. Эта женщина и теперь тайно взволнована сильным, тонким, вкрадчивым зовом мужчины, она и теперь озабочена тем, как бы ей заставить его перейти от отстраненно-сексуального отношения, представляющего собой модус жизни мужчины, к погружению в любовь, происходящему под знаком проникнутого чувством полного слияния, которое представляет собой женский модус жизни. «Потребность быть признанной в качестве человеческого существа, быть отмеченной в своей неповторимости способна оказаться более насущной, чем потребность в любви», - отмечает Николь Берри и добавляет: «Разве чувство нашей идентичности не важнее и не настоятельнее, чем удоволь-

492

ствие?»^. А потому, рассуждая о близости между мужчиной и женщиной, всегда необходимо отчетливо сознавать, «что же мы будем иметь в виду, говоря о чувстве единения: истинную любовь как реальное решение проблемы существования или же незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом?»^.

Неспроста мужчины в восприятии женщины (так же, как и женщины в восприятии мужчин) - это лица противоположного пола: даже пороки у них проявляются по-разному. Эрих Фромм верно подметил, что для мужского тщеславия характерно стремление показать, какой он «везунчик». Мужчине обязательно надо объявить, что он не боится неудачи. Подобное тщеславие пронизывает все поступки мужчины. Страсть к престижу - основная черта характера мужчины. Женское тщеславие иного рода, им управляет желание привлекать, ей необходимо доказать (и прежде всего самой себе), что она может нравиться. Мужчины, стремящиеся обольстить женщину, не ограничиваются только сексуальной привлекательностью, поскольку в их распоряжении разные способы завоевания женщины - это и физическая сила, и социальное положение, и богатство. Что же касается сексуального благополучия женщины, то оно (в этом единодушны все исследователи и это хорошо показал в своей книге Жиль Липовецкий) полностью зависит от ее способности очаровать мужчину. Женское стремление быть привлекательной вытекает из ее сексуальной роли; забота о сексуальной привлекательности - вот сущность женского тщеславия^. А посему, если принять мысль Юнга о том, что двумя основными причинами психических катастроф выступают, с одной стороны, разочарование в любви, с другой - неутолен-

^Nicole Berry. Le Sentiment d'identite, Paris, Editions universitaires, 1987, p. 14,78.

^Фромм Эрих. Искусство любить. Указ. соч. С. 34.

^Об этом см.: Фромм Эрих. Догмат о Христе. Указ. соч. С. 105, 106.

493

ная жажда власти, легко будет себе представить, для представителей какого пола какая из этих причин важнее.

«Мужчина делает историю, женщина же и есть история. Таинственным образом здесь обнаруживается двойственный смысл всех живых событий: с одной стороны, они представляют собой космическое протекание как таковое, но, с другой - это есть последовательность самих микрокосмов, охватывающая это течение, его защищающая и поддерживающая. Вот эта-то "вторая" история и есть в полном смысле мужская история - политическая и социальная: она сознательнее, свободнее, подвижнее. Она уходит глубоко назад - в истоки животного мира и в ходе жизни высоких культур принимает свой высший символический и всемирно-исторический облик. Женская же - первая история, вечная, материнская, растительная (в самом растении есть чтото женское), лишенная культуры история последовательности поколений»^. Перенесение интереса на «материнскую» историю способствовало формированию представлений о темпоральности и темпоральном анализе. Пробуждение внимания к настоящему, характерное для XX века, в свою очередь, с неизбежностью повлекло за собой многие существенные изменения в мировосприятии, которые мы теперь и определяем как пришествие эры постмодерна. Другой важный феномен культуры, который следует упомянуть в этом контексте, - это критика Нового времени с позиций постмодерна, направленная в первую очередь против оптимистической веры в рациональное мироустройство и в науку. К середине XX века стала набирать ускорение смена ценностей: разум как объединительная сила и гарант всеобщего просвещения и порядка начал тогда вызывать сомнения и был отвергнут, но не ради торжества иррациональности, а во имя другого разума, не чуждого ни тьме, ни распаду единства, ни даже заблуждению. Это измене-

^Шпенглер Освальд. Закат Европы. Указ. соч. С. 341.

494

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женщины
Женщины устремляют свои мечтания к сердечным делам
Она привела всего лишь к дальнейшему закреплению традиционной модели неравноценности красоты двух полов
Красоту как личную заслугу
Необычайную приверженность женщин к эстетике стройности как нельзя лучше объясняют также потрясения ритуалы красоты

сайт копирайтеров Евгений