Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^Pierre Rosanvallon, Le Sacre du citoyen, op. cit., p. 130-145.

306

средство раскрепощения женщины^. Тогда же всячески расхваливали и косметическую продукцию как способ, способный сохранить молодость и прочный брак. Отныне потребление, молодость и красота входят в круг новых обязанностей домохозяйки. Само собой разумеется, что идеал хорошей жены и матери от этого нисколько не пострадал, однако жертвенная риторика, которая сопутствовала ему прежде, оказалась погребенной под стандартами индивидуалистической ориентации на благосостояние и власть соблазна. На смену морали бережливости и самоотречения пришли диктат потребления, сулящие радость товары и феерическое разнообразие всевозможных новинок. Начинается новый период, который ознаменован симбиозом домохозяйки с потреблением: удачные покупки, экономия времени и труда, благоденствие ребенка, достигнутое за счет продуктов потребления, обольстительная внешность - таковы новые властные требования, предъявляемые к современной супруге и матери. Уже в 20-е годы в языке торговли присутствовало в зародыше то, что станет доминировать в 50-е годы: именно в эти годы суровые проповеди стали потихоньку отходить на задний план под влиянием формирующихся образов женщин веселых, кокетливых, улыбчивых, нашедших свое счастье, благодаря «чудесам» комфорта. Подобное повышение престижа в обществе женщины-потребительницы имело первостепенное значение; оно свидетельствовало не только о новой моде, повлиявшей на жизнь женщины: оно, как мы позднее в этом убедимся, способствовало еще и исторически обусловленному преодолению идеала женщины-домохозяйки.

^Stuart Ewen, Consciences sous influence: publicite et genese de la societe de consommation, op. cit.

307

Современное положение женщины-домохозяйки

Хотя образец супруги, посвятившей себя заботам о домашнем очаге, и является вполне современным изобретением Нового времени, на нем все-таки лежит печать принципов, характерных для патриархальных обществ. Идеология женщины-домохозяйки, как мы убедились, создавалась посредством отказа от женщины-личности, имеющей равные права с мужчиной и независимой от него. В противовес всем современным ценностям, прославляющим свободу распоряжаться собой по собственному усмотрению, хозяйка дома зажата в тиски устоев, сложившихся в ее домашнем мирке: она не принадлежит себе, она «по самой своей природе» принадлежит семье, в точном соответствии с законами холизма*. С другой стороны, ограничивая круг занятий женщины работой по дому, обрекая ее на экономическую зависимость, этот

*Холизм - сформулированное южноафриканским философом Я. Х. Сматсом в произведении «Холизм и эволюция» (1926) учение о целостности, суть которого состоит в гипертрофировании формулы «целое больше своих частей» вплоть до абсолютного приоритета целого над его частями.

308

идеал всего только продлевает существование как освященного традицией положения женщины, так и принципа иерархии полов. С этой точки зрения институт женщин-домохозяек служит скорее выражением преемственности, имеющей очень давнюю традицию, нежели какой-нибудь исторической инновации.

И все-таки если взглянуть на это под другим углом зрения, женщина без профессии выглядит продуктом общественного развития, типичным для демократического Нового времени. Прежде незанятость в хозяйственной деятельности была аристократической привилегией, одинаково распространявшейся на оба пола господствующего класса. По отношению к подобному порядку, диктуемому знатностью происхождения, институт женщины-домохозяйки представляет собой бесспорное его отрицание, поскольку разделение на занятых и незанятых отныне основано исключительно на половой принадлежности. Отныне привилегии общественного положения и происхождения не выступают больше в качестве критерия при делении на тех, кто производит, и тех, кто не производит: единственным критерием выступает врожденное различие мужчина/женщина; и нет больше аристократического этоса, а есть универсальные нормы рациональности, предписывающие нам уважать высоконравственную и семейную жизнь, а также заботиться о здоровье женщины и о ее идентичности. Конечно, в среде обездоленных женщины все еще продолжали работать, однако это никоим образом не отменяло того факта, что идеал домохозяйки распространялся на всех женщин любого социального положения в соответствии с нравственными законами мира, отвергающего и дворянские отличия, и привилегии классов и сословий. С одной стороны, женщина - хозяйка дома выступает продолжательницей тысячелетней традиции, но зато с другой - она олицетворяет миропорядок Нового времени, ибо служит средством реализации наглядных и простых дихотомических норм, коренящихся в требованиях «разума» и самой природы.

309

Нет никаких сомнений в том, что незанятость домохозяйки в производственной деятельности выступала в качестве отличительного признака, позволявшего сделать очевидным существование дистанции и социального размежевания между высшим и средним классом, с одной стороны, и классом трудящихся - с другой. Посредством незанятости своих жен в общественном труде привилегированные классы устанавливали собственное социальное отличие, и в то же время они пытались возродить, на особый манер, распространенный среди дворян обычай показного расточительства^. Однако это не позволяет нам просто и бесхитростно поместить фигуру женщины без профессии в жесткую схему продолжения аристократической культуры демонстративного безделья. Женщина-домохозяйка - такая, какой ее себе представляли в XIX и в XX веках, - на самом деле глубоко проникнута типичными для эпохи Нового времени принципами ведения хозяйства, труда и эффективности. Об этом свидетельствуют и те обязанности, которые на нее возлагают: ей надо рационально вести свой home, проявлять рачительность и хозяйственность, наводить в доме чистоту и порядок, стоять на страже здоровья семьи и все делать для того, чтобы ее дети поднялись на более высокую ступень общественной лестницы. Вместо того, чтобы афишировать свою праздность, ей, наоборот, никогда не следует оставаться без дела; вместо того чтобы демонстрировать такой образ жизни, в каком даже «внимательное рассмотрение не обнаруживает никакой цели, никакого далеко идущего намерения»^, она берет на себя обязанности, признанные первостепенно важными для будущего детей, семьи и нации. Идеал женщины-домохозяйки, не вписываясь в логику унаследованных от аристократической культуры и подчеркнуто возвышенных представлений о женщине-даме,

^Об этом см.: Katherine Blunden, Le Travail et la Vertu, op. cit., p. 32-34.

^Thorstein Veblen, Theorie de la classe des loisirs, op. cit., p. 55.

310

служит иллюстрацией современных ориентаций и приоритетов: здесь и важность воспитания и гигиены; и признание - а также повышение - роли матери в формировании ребенка, и все более значительные инвестиции семьи в ребенка. Супруга-мать, даже если она и не занята оплачиваемым трудом, тратит силы на выполнение полезной и «плодотворной» миссии: добиться экономии средств, хорошо вести домашнее хозяйство, обеспечить лучшее будущее для своих детей. Отсюда и проистекает разнородность свойств такого социального образования, как домохозяйка. Если, с одной стороны, весталка домашнего очага продолжает, на новый лад, аристократический этос с его обычаями расточительства, то, с другой стороны, она являет собой некий, по сути своей глубоко современный, институт, выработанный рационализированием семейной жизни, гигиеной жилища, заботой о воспитании, первостепенной значимостью ребенка и его будущего.

Часто подчеркивали, и не без оснований, что идеал хозяйки дома способствовал приданию женщинам дополнительной значимости в замкнутом пространстве семьи, устранению их от выполнения общественных функций, обесцениванию длительной учебы девочек. Однако правда состоит в том, что подобное «заточение» никак не вредило развитию сопутствовавшего ему процесса выхода женщинами за пределы традиционных знаний и умений. Сначала это происходило под воздействием высших учебных заведений с их стремлением вырвать девушек из-под влияния церкви; затем под воздействием медиков, которые взяли на себя труд по внушению матерям новых правил кормления, умывания и пеленания малышей. Все чаще речь шла о том, чтобы подготовка женщин велась с учетом научных достижений, о том, чтобы подорвать доверие к традиционным навыкам и осуществлять руководство матерями, обучая их новым принципам ухода за младенцами и гигиене. С начала XX века, и особенно в период между двумя войнами, любая помощь со стороны врачей доходила до жен-

311

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

406женщины политики предприятий
Воспринимаемой ими как средство приобщения личности к подлинной жизни
чем женщина
Неизбежных обещаний жениться понимает женщины
что женщинам остается только личности чувства

сайт копирайтеров Евгений