Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^Цит. по: Sullerot Evelyne, Histoire et mythologie de l'amour, Paris, Hachette, 1974, p. 204.

*Вот почему «восприимчивого мужчину не раз приводила в смущение его неспособность к полной отдаче, к максимализму в любви, на который способна женщина. Мужчина постоянно демонстрирует свою бездарность в любви и неспособность к совершенству, которого женщине удается достичь в этом чувстве» (Ортега-иГассет Х. Этюды о любви. Указ. соч. С. 159).

**Принцесса Конде (Анна Женевьева Бурбон) - сестра Людовика XIV (1638-1715); во времена Фронды, после ареста брата Мазарини, организовала настоящую междоусобную войну.

***Друз, Жюльетта (1805-1883) - французская актриса, преданная подруга Виктора Гюго, которая последовала за ним в ссылку и выполняла для него работу секретаря; почти все его рукописи, переданные в Национальную библиотеку, переписаны ее рукой.

^Edmond et Jules de Goncourt, La Femme au XVIII" siecle (1862), Paris, Flammarion, 1982, p. 181-188.

27

В современном обществе любовь призвана служить основным центром женской идентичности. Предполагается, что женщина, низведенная до роли суетного и неподвластного логике создания, по самой своей природе предрасположена к горячке страстей: «Я видел, как любовь, ревность, предубеждение и гнев достигают в женщинах такого накала, какого мужчине не дано испытать никогда»^. И Софи, героиня Руссо, «обладает очень чувствительным сердцем, и эта необычайная чувствительность порой наделяет ее такими порывами воображения, которые трудно обуздать»^. Потребность в любви, нежность, чувствительность все в большей степени проявляются как специфически женские атрибуты: «Умиление, сочувствие, доброжелательность, любовь таковы чувства, которые она испытывает и пробуждает чаще всего»^. Со времен классицизма выражение чувств считается более приличествующим женскому полу, нежели мужскому: мужчины проявляют в своих сокровенных признаниях большую осторожность, большую сдержанность, больший самоконтроль, чем женщины^. В XIX веке Бальзак провозглашает, что «жизнь женщины - это любовь». Поскольку женщина, по мнению Мишле*, не может жить без мужчины и без домашнего очага, ее высшим идеалом может быть только лишь любовь: «Каково ее природное предназначение, ее миссия? Во-первых, любить; во-вторых, любить кого-то одного; в-третьих, любить всегда»^. Традиционное пред-

^Diderot, Sur les femmes, in: Oeuvres, Paris, Gallimard, La Pleiade, p. 949.

^Rousseau, Emile, Paris, Gallimard, Folio Essais, p. 582.

^Pierre Roussel, Systeme physique et moral de la femme (1755), Ed. de Paris, 1860, p. 36.

^Daumas Maurice, La Tendresse amoureuse, XVI" - XVIII" siecle, Paris, Perrin, 1996, p. 176.

*Мишле, Жюль (1798-1874) - французский историк романтического направления, прозванный «Виктором Гюго в истории»; он проповедовал либерализм и антиклерикализм и был автором таких монументальных произведений, как «История Франции» (1833-1846).

^Michelet, L'Amour (1858), Paris, p. 61.

28

ставление о женщине как о создании, склонном к эксцессам и к преувеличениям, наряду с современными воззрениями, отказывающимися рассматривать женщину в качестве независимой личности, живущей для себя и за собственный счет, способствовали прочному увязыванию женской идентичности с тягой к любви. «Поэтому, воспитывая женщин, надобно иметь в виду их взаимоотношения с мужчинами. Нравиться мужчинам, быть им полезной, заслужить их любовь и уважение, воспитывать их в раннем возрасте, ухаживать за ними в зрелости, подавать им советы, утешать, делать им жизнь легкой и отрадной - таковы женские обязанности во все времена»^*, - писал Руссо: распределение по половому признаку ролей в области чувств коренится в представлении о женственности, самая суть которой в том, чтобы отдаваться, существовать ради другого, посвятить всю жизнь счастью мужчины. Воспевая власть страсти над женщиной и определяя женственность через любовь, наши современники узаконили ее местоположение в сфере частной жизни: взгляды на любовь подготовили почву для тиражирования в обществе представления о женщине, естественным образом зависящей от мужчины и не способной достичь полной самостоятельности.

Невозможно отделить исключительное место, отводимое любви в идентичности и в мечтах женщин, от целой совокупности социальных явлений, таких, в частности, как предназначение женщины для роли супруги, профессиональная несостоятельность женщин буржуазного сословия и их потребность в уходе от действительности в царство грез. К этому следует также добавить современное выдвижение идеала личного счастья и все большую легитимацию брака по любви. В конце XVIII века разворачивается то, что Чортер называет «первой

^Rousseau, Emile, op. cit., p. 539.

*Цит. по изд.: Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. Т. I. M.: Художественная литература, 1961. С. 556.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

52женщины
180причем женщина помещается на вершине пирамиды красоты культура женщина
Жертвой которой являются женщины
Неизменно останавливает женщин
Культу красоты

сайт копирайтеров Евгений