Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

**Моро, Гюстав (1826-1898) - французский художник и гравер, автор произведений на аллегорические и мифологические сюжеты, создавший собственный образ «прекрасной и безжалостной дамы» в картине «Мессалина».

***Кнофф, Фернан ( 1858-1921 ) - бельгийский художник и скульптор; на его картинах одно и то же женское лицо нередко воспроизводится трижды или даже четырежды: оно предстает перед нами неким «клише» женщины, своего рода иллюстрацией той популярной мысли (вспомним Дарвина: «Самец заключает в себе разнообразие, самка - род»), что разнообразие присуще только мужчинам, а женщины, как воплощение рода, лишены индивидуальных черт, и, по сути, есть только одна Женщина.

****Климт, Густав (1862-1918)-австрийский художник, внесший своим творчеством (картина «Поцелуй», иллюстрации к «Лисистрате») значительный вклад в развитие эротической живописи, хотя нельзя при этом не отметить, что его «постоянно притягивали самые извращенные аспекты человеческой сексуальности» (Edward Lucie-Smith, Eroticism in Western Art, op. cit., p. 145). Его картина «Саломея» (1909) изображает танцовщицу, на шее которой колье прочерчивает красную линию, словно отсекая ей голову, и ее голова с полузакрытыми глазами и приоткрытым ртом - выглядит совсем как мертвая.

^Claude Quiguer, Femmes et machines de 1900: lecture d'une obsession modem style, Paris, Klincksieck, 1979.

253

сохранило верность тысячелетнему архетипу женщиныдьяволицы. И уже после секуляризации культуры еще какое-то время никак не удавалось преодолеть патриархальное воображаемое в том, что касалось женского соблазна, отождествляемого с колдовскими чарами Евы.

В XIX веке представления о женщине складывались главным образом вокруг оппозиции двух великих классических стереотипов: целомудрие и развращенность, ангел и демон, красота непорочная и красота губительная. Невинные «Венеры» Кабанеля* или Бугеро**, с одной стороны, смертоносные «Евы» Штука или Фелисьена Ропса*** - с другой. Эта полярность двух противопоставляемых друг другу женских характеров утратила свои главенствующие позиции только со второй трети XX века: именно в это время начинается эпоха постфатальной женщины. Кинематограф фиксирует это изменение: на экранах появляется новый образ good-bad girl**** - женщины с повадками женщины-вамп, но с неж-

*Кабанель, Александр ( 1823-1889) - французский художник; особым успехом пользовалось его полотно «Рождение Венеры» (1863): публика восторгалась и сладострастной позой рожденной океанской пеной богини, и ее улыбкой, и чувственным взглядом.

**Бугеро, Адольф - художник, в творчестве которого мы нередко наблюдаем «волнующее сочетание расчетливости и невинности» (Edward Lucie-Smith, Eroticism in Western Art, op. cit., p. 121). Так, его полотно «Нимфы» (1902) превосходно воплощает мужской фантазм о женском гареме: на нем изображен порхающий рой из полусотни юных, розовых, обнаженных женщин, за которыми наблюдают возбужденные сатиры.

***Ропс, Фелисьен - бельгийский художник: он любил иллюстрировать декадентов (в частности, ему принадлежат иллюстрации к сборнику повестей Барбе д'Оревильи «Лики дьявола», куда входит и повесть «Изнанка карт, или Партия в вист»); наибольшей известностью пользовались его гравюры из цикла «Лики Сатаны». Художник был убежден в «жестокости характера современной женщины», в ее «злой воле, направленной против мужчин, которую она и не думает скрывать». Излюбленный сюжет его акварелей: женщина гигантских размеров и крохотные мужчины - ее игрушки или прислужники.

****Good-bad girl (англ.) - хорошая-плохая девушка.

254

ным сердцем, соблазнительной, но не порочной^. Вместе со стилем «победа обаяния», который воплощают в себе Рита Хейуорт* или Лорен Бокол, зажигательная красота освобождается от присущих ей прежде демонических свойств; традиционное противопоставление инженю «пожирательнице мужчин» уступает место новому архетипу, примиряющему между собой эротическую внешность и благородство чувств, сексапильность и чистую душу.

Но нет ничего, что демонстрировало бы крах воображаемого как вместилища проклятой красоты нагляднее, чем эстетика «секси» (повышенной сексуальности), созданная фотографами и специалистами по рекламе в 40-50-е годы. В этот период получает признание новый стиль красоты - стиль «красоток с картинок», изображения которых мало-помалу наводняют все вокруг, от цветных календарей до электрических бильярдов, от рекламных щитов до почтовых открыток. Красотки с картинок, будь то Варга, Петти или Драйбен, - с их длинными ногами, полной грудью, округлыми бедрами - соблазнительны, но не порочны, они возбуждают мужчин, но не пожирают их. В стройной, жизнерадостной, улыбающейся красотке с обложки не осталось совсем ничего инфернального, она больше напоминает игривую сексуальную куколку, чем жестокосердную красавицу. Впервые сексапильность соединяется с добродушным юмором и с веселым настроением: на настенных плакатах красотка с обложки изображена либо в необычном наряде, либо в комичной ситуации; она выставляет себя шаловливой, излучающей радость жизни,

^Этот небывалый прежде женский тип впервые был проанализирован Натаном Литсом и Мартой Волфенштайн (Nathan Leites, Martha Wolfenstein, Movies, Glencoe, 1950); см. также книгу Эдгара Морена (Edgar Morin, Les Stars, Paris, Seuil, coll. Points, 1972, p. 27-28).

*Рита Хейуорт (1918-1987) - актриса, исполнительница ролей неотразимых соблазнительниц, признанная в 40-е годы «богиней любви» и эротической королевой Голливуда.

255

с намеком на лукавство во взоре. Красотка с обложки это воплощение женского эротизма: в ней меньше демонизма и больше жизнеутверждающей силы.

Юные красавицы, нарисованные Элвгреном или сфотографированные Банни Йоджером, не усматривают образца для подражания ни в непорочной деве, ни в шлюхе, они преподносят себя как очаровательных куколок, аппетитных «классных девчонок», даруемых судьбой скорее для мимолетных любовных связей, чем для всепоглощающей страсти. До наступления «сексуальной революции» 60-х и 70-х годов «зажигательные», красочные, проникнутые молодым задором изображения красоток с обложки отразили пришествие женского эроса, свободного от всяческих тайн и от какой бы то ни было идеи греха. Начинается эпоха «Венер в джинсах», красавиц подросткового возраста, более склонных к веселости, чем к мрачности, скорее грубоватых, чем романтичных, и скорее разбитных, чем загадочных. Изображения красоток с обложки для области женской эстетики - это то же самое, что рок для эстрады: женская соблазнительность отныне повенчана с современным культом ритма, ударных инструментов и молодости с ее «жаждой жизни». Оппозиция между красотой эфемерной и красотой пагубной распалась, уступив место красоте «секси» лишенной всяких выкрутасов, повышающей тонус, приземленной, без глубины и трагизма.

Кинематограф также, на свой лад, благословляет воцарение красотки с обложки, выводя на экран звезд с потрясающими формами, которые отныне не играют в таинственность. Бетти Грейбл*, Мэрилин Монро, Джейн Мэнсфилд** в Соединенных Штатах; Анита Эк-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

417успех в личной жизни против успеха в общественной жизникарьера женщины
Женщины фигурируют в столь ничтожном количестве на самом верхнем уровне иерархии менеджмента
Гендерные проблемы словно лакомые кусочки пахучего сыра их запах возбуждает
Женоненавистнические представления на предприятиях
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 5 женщины

сайт копирайтеров Евгений