Пиши и продавай! |
**Джейн Мэнсфилд (1932-1967) - американская актриса, воплощавшая на экране и в жизни образ пустоголовых сексуальных 256 берг*, Софи Лорен и, особенно, Бриджит Бордо в Европе служат иллюстрацией этой новой женственности, пускающей в ход весьма действенные средства и облекающей в конкретную материальную форму свойственный молодости раскованный природный эротизм, выгодно подчеркнутый декольтированными платьями, облегающими юбками и трикотажем, сценами стриптиза и купания или «знойными» танцами. Такова Бриджит Бордо - «сексуальная зверюшка». В первое время после появления кинематографа сексуальность воплощал в себе стереотип женщины-вамп, знаковыми фигурами которого стали Теда Бара**, Пола Негри*** и Марлен Дитрих****. Женщина-вамп - с ее непроницаемыми, густо подведенными черным глазами, с ее вычурными украшениями и длинными мундштуками - навевала мысль о непостижимой и губительной женственности. Лишенная драматизма эстетика красотки с обложки, возведенная Мэрилин Монро в ранг мифа, ни о чем таком не напоминала. Таящая в себе загадку порочность женщины-вамп исчезает: легкая ранимость излучающего радость существа приходит на смену демонизму Эроса, чувственная красота воссоединяется с наивностью, с искренней и чистосердечной радостью жизни. Посредством небывалого блондинок: после ее внезапной смерти в автомобильной катастрофе выяснилось, что это был всего только глубоко продуманный и искусно преподнесенный имидж. *Анита Экберг (1931 г. р.) - шведская актриса; фильмы с ее участием пользовались особым успехом в 50-е годы. **Теда Бара (1890-1955) - одна из самых загадочных фигур мирового кино и первая женщина-вамп немого кинематографа, создательница бессмертных образов изощренно-порочных красавиц («Клеопатра», 1917;»Саломея», 1918); ей приписывали демонический характер и множество романтических историй. ***Пола Негри (1894-1987) - актриса польского происхождения; выступала в образе «страдающей вамп», близкой по характеру и судьбе к Кармен. ****Вспомним, с какой завораживающей силой Марлен Дитрих пела о мужчинах, которые слетаются к ней, как мотыльки на свет, и сгорают. 257 синтеза чувственности и невинности, сексапильности и уязвимости, любовных чар и нежности, эротизма и веселости эта голивудская sex goddess* сотворила самый блистательный архетип постфатальной женщины. Начиная с 40-х и 50-х годов образы женственности избавились от многовековой системы референтных корреляций с демонической красотой в пользу современной шаловливой и беззаботной сексапильности молодых женщин с точеными ножками, с гибкой и стройной фигуркой, с наивным и одновременно соблазнительным видом. И вместе с тем новизна стиля красоток с обложки распространялась не иначе как с обязательным воспроизведением характерных примет женственности, несущих на себе печать «классических» ожиданий мужчин в отношении женского тела: это и полная грудь, и округлый зад, и волнующие позы, и повышенная сексапильность взгляда и губ. И, несмотря на весь ее авангардизм, красотка с обложки в этом смысле остается «женщиной-несмышленышем», «сексуальным объектом», совершенно явно подогнанным под мужские желания и фантазмы. Вот почему красотка с обложки выступает в качестве компромисса между двумя системами представлений. С одной стороны, речь идет о современных взглядах, что находит конкретное выражение в эстетике стройного тела, длинных ног, keep smiling**, сексапильности, лишенной драматизма и отнюдь не брезгующей заигрыванием. А с другой стороны, о патриархальных, по сути своей, взглядах, воспроизводящих «женщинуобъект», чьими характерными приметами служат избыточные сексуальные прелести (грудь, бедра и провоцирующие позы), что, в свою очередь, заново воссоздает представления о женщине, побуждающие вспоминать скорее об «отдохновении для героя»***, чем об утверждении *Sex goddess (англ.) - богиня секса. **Keep smiling (англ.) - зд.: неизменная улыбчивость. ***Ср. у Ницше: «Настоящий мужчина хочет двух вещей: опасности и игры. Поэтому ему хочется женщины, как самой опасной 258 независимой женской идентичности. В сопряжении этих двух «разнородных» систем представлений как раз и заключается оригинальность стиля красоток с обложки. Период демократизации прекрасного пола знаменует собой закат мифологии фатальной, роковой женщины и соответственно вступление в свои права эйфорической культуры красоты, свободной от какой бы то ни было двойственности, от какого бы то ни было порочного и смертоносного содержания. Тысячелетний союз между женскими чарами и Танатосом уступил место безоговорочному преклонению перед красотой. Об этом свидетельствуют и живопись и кинематограф, поскольку они не предлагают нам больше образов инфернальной красоты: даже в фильмах, посвященных классической теме роковой женщины, звезды женского пола не выступают отныне под знаком смертоносной красоты^. И обвинения, традиционно выдвигаемые против соблазна женской красоты, совершенно исчезли из нашей повседневной жизни. «Нет таких красивых башмаков, чтоб они не стоптались», - говорили в деревнях. А еще там замечали: «Кто ищет розу, тому часто достается коровья лепешка». Все эти поговорки ушли в забвение, и теперь они способны только вызывать у нас улыбки, подобно другим пережиткам минувшей эпохи. Пришел конец обвинениям против выигрышной внешности женщины; конец анафемам против румян и кокетства: даже молодые девушки завоевали право пользоваться косметикой, не подвергаясь осуждению. У нас нет больше образов женщины-сфинкса: у нас теперь есть сверкающие улыбками образы звезд и топ-моделей; нас больше не предостерегают от опасностей красоты: нас неук- игрушки. Мужчина должен воспитываться для войны, а женщина для отдохновения воина; все остальное есть глупость» (Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра // Избранные произведения. Книга первая. М.: Сирин, 1990. С. 54). Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 9 женщины |
|
|
|