Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не менее важное место в системе научных взглядов Бехтерева занимает
его энергетическая концепция. Суть ее заключается в утверждении энер-
гетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной
некую  <свободную  энергию>,  представляющую  <дематериализацию>
физических тел. Понятие энергия таким образом рассматривается в кон-
цепции Бехтерева в качестве базового, субстанциального, предельно широкого,
выступающего в качестве основания как психических, так и материальных
явлений, источника развития и проявления всех форм жизнедеятельности
человека и общества.

В ходе взаимодействия человека с миром внешняя (<свободная>) энергия,
по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преоб-
разуется в них в нервно-психический процесс. Проявляя те или иные формы
социальной активности, человек (или общество), наоборот, превращает нер-
вно-психическую энергию в свободную энергию, тем самым пополняя
мировое энергетическое пространство. В этом постоянно осуществляющемся
энергообмене между человеком и миром, по Бехтереву, - источник их су-
ществования и развития, их вечности и неуничтожимости.

Особую актуальность энергетические идеи Бехтерева приобретают в на-
стоящее время, в период обострения интереса к проблемам биоэнергетики,
активизации обсуждений и дискуссий об источниках психической энергии,
природе и характеристиках телепатических процессов, экстрасенсорных

^ Об этом см.: Будилова Е. А. Указ. соч.; Кольцова В. А. Проблемы социальной психологии в
трудах Г. В. Плеханова// Психол. журн., 1981, № 5. С. 137-149; Парыгин Б. Д. Вопросы
социальной психологии в работах Г. В. Плеханова // Проблемы общественной психологии.
М., 1965. С. 95-118.

явлений, сверхсенситивных способностей и т. д. Концепция Бехтерева может
стать важным источником исследования и объяснения этих пока еще чрез-
вычайно слабо изученных явлений, что, в свою очередь, выступит условием
расширения возможностей развития и управления внутренней психологиче-
ской средой человека.

Если при рассмотрении природы психических и социально-психо-
логических явлений Бехтерев выступал с позиций механицизма и
энергитизма, то в определении методов психологического исследования он
проявлял себя как сторонник строго объективного подхода. Утверждая
принцип объективности в исследовании психической деятельности индивида,
Бехтерев распространил его и на область социально-психологических явлений.
Указывая на неприменимость методов субъективного анализа, самонаблю-
дения для изучения коллективной или <собирательной личности>, он создавал
коллективную рефлексологию на основе объективного метода исследования,
предполагающего, в первую очередь, изучение внешних форм поведения
людей в зависимости от внешних же воздействий. Данное положение обос-
новывалось им посредством двух утверждений. Это, во-первых, мысль о том,
что все внутреннее выражено вовне, и поэтому в исследовании психики
необходимо и достаточно изучить совокупность имеющихся в распоряжении
исследователя внешних объективных данных, и, во-вторых, это - указание
на отсутствие необходимых методических средств для выявления и распоз-
навания внутренних, субъективных переживаний людей. Последнее, с точки
зрения Бехтерева, особенно значимо для коллективной рефлексологии. Ис-
следователь здесь стоит перед задачей по внешним проявлениям реконст-
руировать внутренние переживания других людей, что, согласно взглядам
ученого, невозможно осуществить на основе интроспекционистских методов
самопознания, ибо <бывшее в личном опыте воспроизводится при соответ-
ствующем описании другого человека, однако, воспроизводится не так, как
переживает данное состояние другой, а как сам слушающий переживал его
когда-то> ^

Дальнейшее развитие социально-психологической теории (в частности,
специального ее направления - социальной перцепции)  подтвердило
правильность сделанного Бехтеревым вывода о зависимости социального
восприятия  от  индивидуального  опыта,  личностных  особенностей
воспринимающего субъекта. С другой стороны была доказана необходимость
и возможность использования в социально-психологическом исследовании
наряду с объективными показателями также и субъективных оценок состо-
яний, переживаний и отношений людей по поводу разных сторон их сов-
местной деятельности и общения.

Бехтерев первым в отечественной психологии дал определение предмета,
задач и методов социальной (или <общественной>, как он ее называет)
психологии, сделал попытку разработать ее теоретические основы.

Он указывает, что сферу общественно-психологического исследования
составляет изучение разных социальных групп и социальной стороны
личности: <Предметом общественной психологии является изучение психо-
логической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц,
проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря
общению их друг с другом. Безразлично, будет ли это случайная толпа или
общественный митинг, или правительственное собрание - везде проявляются
общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия
многих лиц, связанных друг с другом теми или иными условиями> ".

^ Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. М.-Пг., 1921. С. 47.
Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб,
1911. С. 8.

В социальной группе между ее членами возникают определенные
психические отношения, обеспечивается согласование их усилий, и на этой
основе появляется <соотносительная деятельность>. Задача общественной
психологии состоит в том, чтобы исследовать взаимоотношение личности
и коллектива, выявить закономерности поведения людей в группе, <условия,
при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов,
становятся социально-психологическим явлением>, возникает совместная де-
ятельность.

Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной
социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив
рассматривается им как нечто целое, как <собирательная личность>, имеющая
свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц.
Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе дея-
тельности коллектива. <Проявления собирательной личности... подчиняются
такой же закономерности, какая открывается при строго объективном реф-
лексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые
формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной
личности, так и для собирательной личности...>^ Указанная исходная ме-
тодологическая посылка приводит Бехтерева к выводу о необходимости,
исследуя общественную жизнь, прослеживать те же рефлексы <в форме
общественных движений> и то же их развитие, которое имеет место в
деятельности отдельной личности.

Постановка проблемы совокупного или собирательного субъекта (субъекта
коллективной деятельности) как предмета социально-психологического иссле-
дования в трудах Бехтерева заслуживает пристального внимания как чрез-
вычайно актуальная и для социальной психологии сегодняшнего дня. Ведь,
по сути, здесь находит отражение взгляд на социальные общности (группы
и коллективы) не как на механическую сумму, а как на нечто единое и
целостное, что соответствует современным системным представлениям о
природе сложноорганизованных объектов. В подобной постановке вопроса
содержится имплицитное понимание социальной общности как субъекта
психической деятельности, обладающего специфическими внутренними ме-
ханизмами саморазвития.

В то же время здесь проявляется недооценка Бехтеревым своеобразия в
закономерностях поведения личности и социальной группы. Психическая
жизнь человека не ограничивается уровнем рефлекторной деятельности, она
более сложна, включает сознательную регуляцию поведения и деятельности.
В еще большей мере это относится к явлениям социально-психологическим,
представляющим собой качественно иной, более высокий уровень
организации, законы которого не сводимы к законам, регулирующим
индивидуальное бытие человека, тем более - к рефлекторным механизмам
психической деятельности. Как показывают социально-психологические
исследования, включение человека в коллектив или социальную группу
приводит к возникновению ряда новых факторов, к актуализации
специфических социально-психологических механизмов взаимодействия, не
имевших места на уровне индивидуальной психической деятельности
(индивидуальной лишь относительно, ибо деятельность человека всегда
социально опосредована). К этому же выводу приходит фактически и сам
Бехтерев, анализируя полученные им в конкретном социально-психологиче-
ском исследовании данные, характеризующие особенности соотносительной
деятельности людей в группе.

Понятие коллектив определяется Бехтеревым предельно широко как любая
социальная группа или общность вообще. Им дана характеристика разных

^ Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. С. 13.

социальных групп, предложена их классификация. Основой этой
классификации выступает уровень организованности группы, направление
ее активности, степень общности интересов составляющих ее членов. Учиты-
вая указанные показатели, Бехтерев подразделяет коллективы (или группы)
на организованные и неорганизованные, различающиеся по уровню спло-
ченности.

В определении коллективов, сформулированном Бехтеревым, в качестве
главного, доминирующего признака выделяется объединение людей вокруг
общей цели для осуществления совместной деятельности. <Очевидно, что
только общность интересов и задачи является тем стимулом, который побуж-
дает коллектив к единству действий и придает самый смысл существованию
коллектива> ". Общность цели рождает, в свою очередь, общность организации
и общность деятельности.

Бехтерев подчеркивает интегрирующую функцию цели, рассматривая ее,
таким образом по сути, в качестве системообразующего признака коллектива.
<Всякий нарождающийся самостоятельный коллектив начинает свою жизнь
с самоопределения, ... он устанавливает и выясняет свои собственные задачи
и цели, отмежевывая их от задач и целей других коллективов. Только после
этого устанавливаются определенные отношения такого коллектива к
другим> ^.

В противоположность взглядам Г. Тарда, Г. Лебона, Н. Михайловского
и других Бехтерев подчеркивает необходимость дифференцирования понятий
<организованная общность> и <толпа>, учета специфики разных социальных
групп и характера взаимодействия составляющих их лиц. Это положение,
реализуемое Бехтеревым прежде всего в его экспериментальной практике,
является принципиально важным, противостоящим попыткам перенесения
закономерностей поведения людей в толпе  на закономерности взаимо-
действия людей в рамках организованных общностей.

В современной отечественной психологии коллектив рассматривается как
высшая ступень групповой организации, характеризующаяся высоким уров-
нем сплоченности, интегрированности деятельности, коллективистической
направленности его членов. В качестве важнейшего его признака, критерия,
дифференцирующего коллектив от других социальных общностей, выделяется
общественная полезность, ценность осуществляемой в коллективе деятель-
ности. Развитие общества ставит перед исследователями новые важные воп-
росы, касающиеся социальной природы коллектива, путей гармонизации
коллективистических и индивидуалистических тенденций в развитии
личности в коллективе, соотношения общественной полезности и личностной
значимости деятельности как факторов, обеспечивающих влияние коллектива
на личность и т. д. В работах Бехтерева мы не найдем ответов на- эти
вопросы, но и без этих работ, лежащих в фундаменте отечественной социаль-
ной психологии, сама постановка указанных вопросов едва ли была бы
возможна.

Бехтерев специально изучает вопрос о факторах объединения людей в
социальные общности. Предпосылки процессов социальной интеграции он
видит в <социальных инстинктах>, которые <приводят даже животных одного
и того же вида к совместной жизни стадами> ". Важным стимулом
объединения людей в группы является, по Бехтереву, их <взаимная нужда-
емость> друг в друге, проявляемая в филогенезе в виде необходимости
<объединения сил для целей нападения и защиты> ", а в ситуации совместной

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другую оппозицию со стороны определенных общественных кругов

Стенической мимико-соматической реакцией

человек чего-либо подобного

сайт копирайтеров Евгений