Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По словам Ш. Летурно, <человека можно назвать иерархическим
животным. За исключением может быть совершенно первобытных орд
Огненной Земли неравенство царит во всех человеческих обществах. Всю-
ду слабый подчиняется сильному: но в обществах со сложной
организацией, опирающихся на наследственную передачу привилегий,
право сильного под конец заменяется правом наиболее богатого; таким
образом свободная игра жизненной конкуренции, какой она является во
всем остальном органическом мире, извращается, и нередко бывает, что
слабейший, бронированный привилегией, побеждает сильнейшего и более
интеллигентного соперника. Это злоупотребление особенно резко проявля-
ется в обществах со' строгим разделением на касты, но и современные
наши государства в значительной степени еще причастны ему, даже и
наиболее демократические из них> ^°.

Уже из сказанного видно, что в лице человека интеллект или высшие
формы соотносительной деятельности, создающие богатства благодаря изоб-
ретениям, представляют собой лучшее орудие в борьбе за существование,
заменяющее собой крепкие зубы, острые когти, мощные мышцы. Но развитие
интеллекта, обязанное не индивидуальной жизни, вырабатывающей другие
органы борьбы, а социальной жизни, ибо только путем взаимообщения и
обмена личным или индивидуальным опытом и является возможным
развитие интеллекта ^', не исключает, однако, в мире человека и борьбы
физической в настоящем смысле слова, что доказывается бесчисленными
войнами, которые велись человечеством на протяжении всей истории и, к
сожалению, до сих пор не могут быть изжиты. К стыду человечества оно

^ Летурно Ш. Нравственность: Развитие ее с древнейших времен до наших дней. СПб.,
1908. С. 347.

не создало еще самого важного изобретения, которое раз и навсегда прек-
ратило бы войны между народами и драки между отдельными людьми.

Но конкуренция и соперничество происходят не только между людьми,
но и между различными учреждениями. Каждое правительственное учреж-
дение соперничает и конкурирует с другими аналогичными правительствен-
ными учреждениями. Каждая промышленная или торговая фирма, каждое
предприятие, каждая фабрика являются в той или иной мере конкурентами
и соперниками таких же учреждений в стране. Равным образом и учреждения,
занятые умственным трудом, конкурируют и соперничают друг с другом и
стремятся проявить себя в том или ином отношении лучше других.

Так, конкурируют и соперничают друг с другом разного рода школы,
как например, академии, университеты, институты и т.п., а также и другие
ученые и учебные учреждения от высших до низших, как конкурируют и
соперничают между собой и сами ученые и педагоги.

Словом, какую бы отрасль труда мы ни взяли, везде и всюду мы
встречаемся с конкуренцией и соперничеством соответствующих учреждений
и их представителей. Но в этом соперничестве, в этой борьбе, акте, казалось
бы, антисоциальном, мы имеем залог высокого социального совершенство-
вания.

Дело в том, что благодаря этой борьбе осуществляется тот социальный
отбор, который охраняет и дает развиваться социально полезным учреж-
дениям и предоставляет вымирать учреждениям, не отвечающим социальным
нуждам и нежизнеспособным. Этот социальный отбор в отличие от естест-
венного дарвиновского отбора не пользуется какими-либо небольшими ук-
лонениями в организации и не основывается на приспособлении к естест-
венным условиям жизненного существования, а имеет в виду лишь один
принцип - социальной полезности, который и определяет дальнейшую судьбу
всех вообще общественных установлений, которые сохраняются для потомства
опять-таки не в силу биологической наследственности, столь важной в есте-
ственном отборе Дарвина, а в силу социальной наследственности, как это
мной развито в другом месте ".

Все вышеуказанное показывает, что закон отталкивания, вызывающийся
конкуренцией, соперничеством и борьбой, является одним из основных
законов социального совершенствования, и, если без социального сближения
и сотрудничества неосуществима никакая социальная задача и никакое вообще
социальное строительство, то без конкуренции, соперничества и борьбы,
лежащих в основе закона отталкивания, нет совершенствования социального

Речь идет о законе, по которому общественные движения, проявляемые
различными социальными группами при условиях взаимоотношения пос-
ледних друг с другом, противодействуют одно другому таким образом, что
нарастание одного общественного движения вызывает стремление к противо-
действию со стороны другого общественного движения, ему противополож-
ного. Так, сильное развитие национализма дает толчок к развитию
социализма, и, наоборот, с другой стороны, сильная власть приводит к
усилению оппозиции. При развитии анархии в стране возникает стремление
в других группах поддержать власть и установить единение^'.

^ Бехтерев В. М. Социальный отбор и его биологическое значение// Вестник знания. 1912.
№ 12. С. 947-955; Он же. Значение гармонизма и социального отбора в эволюции
организмов//Природа. 1916. № 10. С. 1130-1158.

14>                                                               211

Во всех подобного рода случаях противодействие нарастает по мере того,
как развивается данное общественное движение.

Общественно-политическая  жизнь  складывается  из  стремлений
различных партий или кружков и двигается обыкновенно зигзагами то с
перевесом влияния со стороны одной из партий, то с перевесом влияния
со стороны других партий в зависимости от их силы. Но бывают моменты
в истории, когда наступает межпартийный конфликт, приводящий к обще-
ственному кризису.

Всякое новое общественное движение встречает ту или другую оппозицию
со стороны определенных общественных кругов. Но когда одно из общест-
венных движений получает преобладающее значение, против него начинают
действовать объединенные силы различных партий. Так, деспотическое уп-
равление подготовляет революцию, революция, в свою очередь, подготовляет
контрреволюцию.

Всякое вообще открытие или изобретение, будучи осуществлено,
стремится получить распространение в окружающей среде, и затем это
распространение идет все дальше и дальше, встречая сопротивление; с одной
стороны, в косности среды и в противодействии со стороны тех изобретений,
которые сталкиваются с новым изобретением. Допустим, что речь идет об
изобретении электрического освещения. Известно, что распространению его
препятствовало, и до сих пор препятствует, с одной стороны, косность
народных масс, а с другой стороны - противодействие со стороны пред-
ставителей газового и аужровского освещения. В конце концов, во всех таких
и аналогичных случаях придется путем подробного анализа признать, что
противодействие равно действию, будучи противоположным ему по направ-
лению.

С другой стороны, если мы имеем давление со стороны власти на те
или иные общественные слои, то и в этом случае возникает оппозиция со
стороны борющихся кругов общества, которая нарастает с тем большей
энергией, чем большую реакцию проявляет правительственная власть, и в
результате инертность массы и оппозиция достигает той степени, которая
уравновешена реакцией. Всякая революция, кроме инертности в массах,
встречает сопротивление в контрреволюционных, более умеренно настроенных
элементах, вследствие чего и здесь противодействие должно быть равно
действию и противоположно по направлению.

В борьбе партий сила одной партии встречает сопротивление со стороны
других, и первая будет распространять свое влияние до тех пор, пока
противодействие со стороны других партий не окажется равным ее силе,
будучи противоположным по направлению. Также и в войнах действие одной
силы будет преодолевать противодействие противоположных ей сил до тех
пор, пока это противодействие не достигнет равенства действию, будучи
противоположно ему по направлению.

В виде реакции против стремлений буржуазных классов развиваются в
обществе социалистические тенденции, в виде реакции против войн развива-
ется пацифизм и интернационализм.

Если с течением времени патриотизм в одних слоях населения слабеет
под влиянием интернационалистических взглядов, он непременно усилива-
ется в других слоях. Так, в России при большевистском движении во время
революции, когда солдаты под влиянием интернационалистической пропа-
ганды отказывались сражаться, стали возникать батальоны смерти,
офицерские батальоны чести и женские батальоны, явившиеся реакцией
против большевизма.

Вообще, при всяком усилении того или другого общественного движения,
как бы в противовес ему, начинает развиваться другое общественное движение,
ему противодействующее. Таким образом, каждый раз, при нарушении рав-

212

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



По которому личность без общества


сайт копирайтеров Евгений