Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^ Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. С. 93.
" Там же.

деятельности - в конкретных формах взаимного дополнения индивидами
друг друга, распределения функций и усилий для достижения поставленной
цели: <Недостаточность личности в каком-либо отношении является как бы
импульсом, побуждающим искать восполнения ее в другой личности> ".
Таким образом, в основе объединения людей в социальные группы лежат
социальные предпосылки - <полезность связи в общественном смысле>.

Среди факторов социальной интеграции Бехтерев называет также
<социальный отбор>, заключающийся, согласно его взглядам, в обеспечении
социальной поддержки тем членам коллектива, которые наиболее полно
отвечают и соответствуют интересам коллектива. Наконец, в число объединя-
ющих группу факторов Бехтерев включал также общение, проявляющееся в
разных формах - в виде взаимного подражания, внушения, убеждения. В
его работах дается глубокий содержательный анализ и характеристика ука-
занных форм психического взаимодействия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
В ТРУДАХ В. М. БЕХТЕРЕВА

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга
занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории
и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева.

Характеризуя роль общения, Бехтерев оценивает его как механизм осу-
ществления совместной деятельности и формирования ее коллективного
субъекта, условие сохранения и распространения индивидуального опыта,
передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности обще-
ственных ценностей. Общение у Бехтерева выступает как средство
объединения людей в группы, условие социализации личности. Характеризуя
роль общения в развитии и формировании личности, В. М. Бехтерев писал:
<Различные личности находятся в различных условиях в смысле общения
их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания,
что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития
каждой данной личности> ^. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче
общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется
развитие личности, подчеркивал, что люди, выросшие в общении с более
разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с
теми людьми, круг общения которых более ограничен. Этот вывод ученого
получил убедительное подтверждение в многочисленных психолого-педа-
гогических исследованиях, а также в конкретной учебно-образовательной и
воспитательной практике.

Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере
специфических видов общения: подражания и внушения. <Не будь подра-
жания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи,
а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе
подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род
взаимной индукции и взаимовнушения> ".

Значение внушения как фактора проявления общественных процессов
подробно рассматривается Бехтеревым в его работе <Роль внушения в обще-
ственной жизни>. Определяя внушение как одну из форм психического
влияния людей друг на друга, Бехтерев относил его к области бессознательной
психической деятельности, непосредственной  передаче определенных
<психических состояний от одного лица к другому>, протекающему <без

" Там же. С. 102.
" Там же. С. 67.
" Там же. С. 8.

участия воли воспринимающего лица, нередко даже без ясного с его стороны
сознания> ^.

Именно специфика внушения как формы <непосредственного прививания
психических состояний, идей, чувствований и ощущений> без опоры на
логические формы убеждения и доказательства определяет практически
универсальный характер внушения в качестве средства психологического
воздействия. Этим обусловлена, по Бехтереву, и роль внушения в общест-
венной жизни как эффективного средства управления массовыми
движениями, объединения людей вокруг общей задачи. Бехтерев отмечал,
что <подчас внушение или прививка идей играет гораздо более видную роль,
нежели логическое убеждение. Всякий общавшийся с народом, знает это
хорошо по собственному опыту...> ^". Он вскрывает также условия, при
которых внушающие воздействия протекают эффективно: единство настро-
ений, чувств, переживаний людей; <однородность собрания>, его <мо-
ноидеизм>; направленность на единую цель.

Общение Бехтерев разделяет на непосредственное и <посредственное>
(опосредствованное). В основе указанной дифференциации - наличие или
отсутствие каких-либо <посредников> в процессе взаимодействия людей.
Непосредственное общение понимается им в буквальном смысле слова: как
вид межличностного взаимодействия (лицом к лицу), осуществляющегося
исключительно посредством органов чувств человека. Опосредствованное
общение, по его мнению, характеризуется степенью и уровнем опосредст-
вованности.

Содержащееся в работах Бехтерева описание системы посредников
общения представляет большой интерес и существенно расширяет и обога-
щает наши представления о способах передачи информации в процессе
коммуникативного взаимодействия. Давая более широкую, нежели в совре-
менной психологии, трактовку средств общения как всего того, что определяет
коммуникативный процесс и способствует его осуществлению, Бехтерев
использует для этого совокупность понятий: <посредники>, <специфические
раздражители>, <побудители действий>, <средства объединения людей> и т. д.
В более узком 'смысле слова средства общения определяются им как знаковая
система, используемая для кодирования и передачи коммуникативного воз-
действия.

Особую роль в этом контексте он отводит речи - <устному и печатному
или писанному слову>, которая рассматривается им как способ воздействия,
условие интеграции людей в социальные общности, как наиболее важное и
эффективное средство общения или <обмена мыслями в человеческом обще-
стве> ^. Наряду с речью в качестве средств общения Бехтерев выделяет
широкий класс средств невербального воздействия: зрительные (письма,
телеграммы), слуховые (телефон), осязательные (азбука слепых, прикосно-
вения, поцелуи, ласки, побои, половое общение, температурные и
электрические раздражители), обонятельные и др. Заслуживает внимания
также рассмотрение органов чувств как условий или предпосылок интеграции
людей, организации их коммуникативного взаимодействия.

Включение в число посредников общения материальных вещей,
памятников истории и культуры значительно расширяет временные границы
общения, включая в его сферу людей, живущих в разные исторические
периоды. <Посредники могут объединять людей не только находящихся на
огромном расстоянии друг от друга, но и живущих в разные эпохи. Папирусы,
памятники древности, археологические находки разве не объединяют нас с

^ Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. № 1. С. 3.
^ Там же. С. 4.
^ См. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. С. 105.

10

людьми, жившими в древние века и даже в доисторическое время? Точно
так же памятники искусства... могут быть посредниками взаимодействия и
общения между людьми, принадлежащими разным народам и разным эпо-
хам> ^. Эти положения Бехтерева выводят нас на проблемы исторической
памяти, обозначают перспективы исследований в области исторической
психологии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Конкуренции коммерческой
О потере навсегда близкого человека
Обыкновенно взрыв рево- люции происходит в те периоды народной жизни
Мы здесь ограничимся лишь данными о соотношении крупных кол- лективных движений в человеческом мире
Насилиями без достаточного противодействия со стороны властей

сайт копирайтеров Евгений