Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дай Бог, чтобы он оказался прав! Когда этот день настанет, это
будет победой уроженцев Магриба, а следовательно, и нашей победой,
победой нашего общего дела. Тем более что успехи интегризма в мире
грозят поражением самым искренним крестовым походам за веру. Фран-
ция, конечно, не перестала быть христианской страной, но стала тер-
пимой в отношении веры, страсти утихли. Мы, французы, давно покон-
чили с религиозными войнами, и все же несколько столетий, прошедшие
после их окончания, еще не изгладили из нашей памяти их жестокость.
Кому же хочется, чтобы на нашей земле разгорелись новые религиозные войны?

Эта и следующая главы представляют собой картину экономической
жизни Франции, рассмотренной в длительной временной протяжен-
ности. Я попытаюсь проследить пути ее развития после 1000 года,
вернее, начиная с 1450 года, ибо применительно к этому периоду
у нас есть достаточно сведений, чтобы поставить серьезные вопросы
и попытаться дать на них верные ответы. Но даже если мы сузим
рамки, нам предстоит охватить огромный период времени. Кроме
того, нам придется углубиться в историю экономики. По этой и по
множеству других причин я счел необходимым начать с французской
деревни, отталкиваться от нее и судить об экономической жизни
в целом, исходя из ее роли. Поэтому я озаглавил вторую часть
моего труда «"Крестьянская экономика" до XX века». Термин «кре-
стьянская экономика», которым я буду постоянно пользоваться, изобрел
не я. Я позаимствовал его из основополагающей и «освобождающей»
статьи Даниэля Торнера, которая вышла в мае - июне 1964 года '
и в которой он попытался очистить язык нашей науки от ничего
не значащих формулировок, в том числе от выражения «азиатский
способ производства», бывшего тогда в большом ходу.

Разумеется, он не собирался обозначать термином «крестьянская
экономика» один лишь крестьянский сектор, являющийся составной
частью всякой экономики и некогда преобладавший над другими. Он
хотел определить тот тип экономики в целом, где сельское хозяйство
преобладает над другими видами деятельности, которые обязательно
существуют наряду с ним и которые будут постепенно развиваться
и оттеснять его.

По мнению Даниэля Торнера, именно соотношение между сельским
хозяйством и прочими видами деятельности в первую очередь определя-
ет характер общества и является его главной отличительной чертой.

8

Страны Западной Европы еще недавно находились на стадии «крестьян-
ской экономики», а многие развивающиеся страны находятся на ней
и поныне; экономику можно считать «крестьянской» до тех пор, пока:

- на долю сельского хозяйства в ней приходится половина (или
больше) всей продукции;

- в сельском хозяйстве занята половина (или больше) населения;
- сельскохозяйственное производство зиждется на труде крес-
тьянских супружеских пар, вернее, крестьянских семей (в противовес
крупным хозяйствам: феодальным, буржуазным или капиталисти-
ческим - основанным на присвоении продуктов чужого труда). Этот
замкнутый крестьянский мирок в той или иной форме подвергается
эксплуатации, но сохраняет некоторую независимость и непосред-
ственную связь с рынком.

Однако речь идет об экономике, находящейся на стадии развития,
которая предполагает:

- существование мощного государства, обладающего более или
менее разветвленным аппаратом;
- тесное общение, сближающее город и деревню.
Таковы критерии «крестьянской экономики» в понимании Даниэля
Торнера, и я, со своей стороны, полностью разделяю его мнение.
Читатель заметит, что если не доводить эти критерии до крайности, с их
помощью можно описать систему, целостную картину: если в центр
модели мы помещаем город и государство, значит, мы вводим туда
законодательство, промышленность, все формы обмена, кредит, даже
капитализм, делающий свои первые шаги. С другой стороны, очевидно,
что прилагательное «крестьянская» указывает на первостепенную важ-
ность сельского хозяйства: на нем все держится, оно охватывает все
стороны жизни, прочие виды деятельности не более чем островки
посреди моря. Но эти островки все же существуют.

Все страны Европы пережили многовековой период «крестьянской
экономики». Потом он закончился, в одних странах раньше, в других -
позже. Франция выходила из этого периода медленнее, чем другие
страны: это опоздание несомненно оставило глубокий след в нашей
истории. Еще в 1947 году Луи Шевалье утверждал, что во Франции
«крестьянская жизнь [была] в каком-то смысле привычным самосозна-
нием страны, ее возможностей и пределов. Только благодаря крестьян-
ству Франция в любой момент ясно понимает, что она может себе
позволить и от чего ей следует отказаться» '. Обеспечивая нормальную
работу общественного механизма, сельское хозяйство само по себе да-
вало «некоторое представление о Франции». Эта несомненная важность

Глава третья. Сельские инфраструктуры                     9

сельского хозяйства, эти глубинные реалии его существования, это
отставание в развитии- благо они (что сомнительно) или зло, как
полагают многие историки?

Мы постараемся не столько дать оценку, сколько ответить на воп-
росы: как, почему, за счет чего во Франции сохранились избыточные
и приносящие все меньше и меньше пользы крестьянские массы? Что
тому виной: природные ли богатства нашей страны, способствовавшие
тому, что в ней чересчур долго преобладало сельское хозяйство, или
долгая консервативная история, чья сила зиждется как на заложенной
в ней инерции, так и на неоспоримых успехах, история, ход которой
трудно было резко изменить? Эти вопросы красной нитью проходят
через всю главу. Более того, они будут занимать нас до самого конца
нашего труда.

I СКОЛЬКО ВЕКОВ ДЛИЛСЯ
ВО ФРАНЦИИ ПЕРИОД
«КРЕСТЬЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ»?

Первым делом надо расставить вехи: в течение какого времени
(функционального, с моей точки зрения) можно наблюдать классичес-
кую модель крестьянской экономики, позволяющую сделать полезные
выводы из прошлого и предположения относительно будущего? Можно
говорить о появлении классической модели, когда ясно видна одна из ее
составляющих; она действует, когда в работу вовлечены все ее элемен-
ты; она постепенно разрушается, когда главные ее пружины одна за
одной выходят из строя...

Конечно, город и деревня, то есть некий порядок и некие разграниче-
ния, существовали начиная с римской Галлии; как обстояло дело
в прежней, независимой Галлии, мы точно не знаем. Однако во времена
римских городов модель, быть может, еще не достигла своей полноты,
потому что существование в сельской местности вилл с их рабами
противоречило условию, которое выдвинул Даниэль Торнер, а именно,
что в «крестьянской экономике» по меньшей мере половину продукции
должны производить семейные хозяйства, обладающие некоторой сво-
бодой действий ^ Конечно, в римской Галлии были свободные крестья-
не, но они вряд ли производили большую часть продукции. С другой
стороны, города хирели, уступая главенствующую роль виллам; проис-
ходило дробление пространства, отмирание государства, мир находился
как бы в преддверии феодального строя, который появился лишь через
несколько столетий. Крестьянская экономика, как мне кажется, утвер-
дится окончательно лишь после 1000 года, когда произойдет решитель-
ный поворот и деревню, как нашу, так и европейскую, потрясет взрыв.
Я попытаюсь показать, как много было в экономике, начиная с этой
эпохи, характерных признаков, которые мы ищем,- разумеется, одни
из них выражены более ярко, другие - менее ярко. В данном случае
выводы нас ждут бесспорные и вполне предсказуемые.

Вплоть до нынешнего дня. Еще совсем недавно, во времена Марка
Блока, все бы удивились тому, что крестьянская экономика оказалась во
Франции такой жизнестойкой и даже перешагнула границу XX века. По

1. Сколько веков длился во Франции период «крестьянской эконоиикн»?      II

свидетельству такого серьезного агронома, как Люллен де Шатовье *,
около 1840 года крестьяне: мелкие собственники, фермеры, арендато-
ры - обрабатывали почти две трети французских земель; к 1881 году
доход от сельского хозяйства уменьшился, но все еще составлял около
половины валового национального дохода; в 1931 году городское населе-
ние только еще готовилось перегнать сельское население, которое до тех
пор превосходило его. Поэтому французская деревня с ее глубинными
реалиями, ее весом, ее потребностями долгое время была, быть может,
«семейным дневником» нашей страны, не зная которого невозможно как
следует ее понять. Неожиданный, стремительный, катастрофический
развал этой крестьянской Франции, пришедшей к нам из самого дале-
кого прошлого, произошел совсем недавно, на наших глазах.

Морис Пароди в своей новой книге «Экономика французского общес-
тва после 1945 года» произносит ей надгробное слово, лаконично заяв-
ляя: «Сельское хозяйство, которое еще в 1968 году было "главной
отраслью национального производства", ибо в нем было занято
3125 000 человек, в 1977 году утратило свое первенство, ибо числен-
ность занятого в нем населения уменьшилась до 2 миллионов» \ Перево-
рот произошел меньше, чем за 10 лет. Легче заметить его результаты,
которые бросаются в глаза, чем уловить, какие процессы, какие переме-
щения к ним привели, как постепенно опустели деревни, как проис-
ходила миграция населения, как стремительно богатели наши города:
все они разрослись поистине чудесным образом. Марк Блок не мог
вообразить себе такого потока, такой лавины, когда в 1930 году опуб-
ликовал «Особенности истории французской деревни». Не мог вооб-
разить такого поворота событий и Даниэль Галеви ', когда в 1934 году
совершал путешествие по деревням центральной Франции, как соверша-
ют паломничество в Святую Землю.

Следовательно, перед нами стоит задача связать катастрофы и раз-
рушения настоящего времени с привычными и традиционными воззре-
ниями на многовековой процесс: как бы там ни было, катастрофы эти
являются итогом замедленного, долгое время тормозившегося развития.
Мы принуждены взглянуть на проблему под новым углом зрения
и пересмотреть привычное восприятие XIX века как века революцион-
ного, модернистского и модернизированного, гордого своими достижени-
ями, и увидеть в нем естественное продолжение прошлого, чьи послед-
ние всплески, хотим мы того или нет, пришлись на этот век, а иные
дошли даже и до нас.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На тот же год города франш конте насчитывали сален 6 630 жителей
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 5 франции
Стреми лись прорваться сквозь препоны внутрифранцузского рынка
К этому времени марсель укрепит свое влияние во множестве городов кавале на фракийском побережье
Восточная границы границы стороны

сайт копирайтеров Евгений