Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

12      '              Глава третья. Сельские инфраструктуры

отрасли промышленности, городские службы, новые виды транспорта,
тысячи новых форм общественной жизни... С одной стороны, новшест-
ва, с другой - консерватизм. Современная Франция долго презирала
и хулила прежнюю, отрицала ее значение для общества, обвиняла ее
в косности. Уже в XVIII веке в Провансе для горожанина «крестья-
нин- злое хитрое животное, полудикий хищный зверь» "'. Подобные
любезности по отношению к деревенским жителям расцветают в XIX
веке пышным цветом и проходят через все столетие. Не доказывает ли
это, что крестьянская экономика продолжала свою глубинную жизнь
наперекор желаниям и вопреки усилиям новой Франции, которая хочет
стать полноправным членом содружества промышленных стран? Жак
Лаффит (1767-1844), политический деятель и банкир, жалуется на то,
что щедрая на изобретения Франция XIX века вынуждена сбывать свою
продукцию нищей Франции века XIV °. Двойственность родной страны
для него очевидна: «Действительно,- пишет он в 1824 году,- есть
несколько торговых городов и несколько провинций, которые приняли
участие в промышленном подъеме нашей эпохи и в которых сосредото-
чены капиталы, наживаемые весьма недорогой ценой; но все остальные
земли, находящиеся во власти невежества, рутины, бедности, совершен-
но истощены и сильно отстают от той Франции, которую можно назвать
цивилизованной» '.

Таким образом, бедная, нищая, трудолюбивая, простодушная, но
при этом наделенная тяжелым характером, скупая - по природе или по
необходимости - Франция уцелела; жителям этой Франции приходи-
лось экономить соль и длинные толстые контрабандные спички; всю
ночь сохранять огонь под слоем золы, чтобы наутро не разжигать очаг
заново; печь хлеб не чаще раза в неделю, и еще: всю жизнь довольст-
воваться - и мужчинам, и женщинам - всего одним парадным плать-
ем; делать все, что можно (пищу, дом, мебель, одежду), своими руками:
так, крестьяне в Коррезе еще в 1806 году «носят одежду из толстого
домотканого сукна, которое сваляли своими руками из шерсти своих
овец» '", зимой, в холода, спать рядом со скотиной, согреваясь ее теплом;
не иметь никаких удобств, соответствующих требованиям современной
гигиены ", и, экономя свечи, «идти вслед за солнцем» и даже впереди
него: «Большая часть населения [встает] на рассвете, утренняя месса
повсеместно начинается еще до зари» ^.

Да, пока этот прочный, работящий, спокойный мир крестьянства,
который помнят и любят мои ровесники, мир, отличающийся самобыт-
ным обликом, привычками, близостью к земле, неприхотливостью,
более чем скромными потребностями, не исчезнет, история Франции,

1. Сколько веков длился во Франции период «крестьянской экономики»?      13

жизнь французов будут иметь особую основательность, особое звучание,
особый тип взаимоотношений с природой.

Поль Дюфурне, лучше всех знающий прошлое и настоящее Савойи,
человек моего возраста, полагает даже, что «быки и лошади продлили
неолит почти до наших дней». Это, пожалуй, некоторое преувеличение.
Но, добавляет он, «я помню, как в поле, близ моего деревенского дома,
где я собираю мезолитические и неолитические кремни, я видел старика
крестьянина, который «лущил» " землю своей мотыгой. В моем пред-
ставлении он сродни первым людям, которые обрабатывали этот учас-
ток земли пять, а то и шесть тысяч лет назад. Я еще застал последних
представителей этого исчезнувшего мира. На моих глазах стремительно
стирались его следы, прерывалась устная традиция. Многие древние
пути, проложенные еще на ранних этапах истории человечества, теря-
ются под лесной порослью, шпалерами и сельскохозяйственными куль-
турами из-за того, что по ним невозможно проехать на современных
транспортных средствах. Около 1960 года по всем по ним еще можно
было пройти, во всяком случае, пешком» '*.

Эти дороги, еще вчера живые, а нынче исчезающие, неисчислимы.
Самые заметные - горные тропы, по которым перегоняли скот на
летние пастбища. С тех пор как сотни тысяч баранов перестали ежегод-
но торить их, они вновь заросли кустарником,- таковы склоны Эгуаль-
ского массива и горы Лозер, где первые стада оставили широкие тропы
едва ли не четыре тысячи лет назад, где-то около 2000 года до н. э.
Редким стадам, которые пастухи гонят сегодня на высокогорные пас-
тбища, приходится продираться сквозь заросли утесника и дрока.
Странная картина^!

XI век: не столько начало традиции, сколько ее закрепление. Итак,
остатки крестьянской экономики, постепенно разрушающейся в течение
последних десятилетий, исчезли совсем недавно или исчезнут очень
скоро. Но где начало этого процесса, где его истоки?

Несомненно, он зарождается, когда происходит разделение: дерев-
ня - городок - город, о котором мы уже не раз говорили ". Скажем,
начиная с XI, а кое-где с XII века. Более того, я бы даже сказал вслед за
некоторыми историками, что в Средние века либо «деревня преобладала
над городом» '", либо сельскохозяйственные работы приводили к появ-
лению городов и видов обмена, необходимых для их жизни '°, Но
в чем-то верно и противоположное объяснение: расширение обмена,
в том числе и обмена с дальними странами, которое не следует сбрасы-

14                    Глава третья. Сельские инфраструктуры

вать со счетов '", вызвали подъем городов, который в свой черед вызвал
подъем сельского хозяйства. Произошел параллельный рост, взаимодей-
ствие. Крестьяне все активнее распахивают новь, и их деятельность не
только удовлетворяет нужды деревенского населения, которому требу-
ется все больше и больше пищи; излишки сельскохозяйственной продук-
ции, находящиеся под жестким контролем сеньоров, церкви или монас-
тырей, кормят города, постепенно разрастающиеся под наплывом лю-
дей, который объясняется расцветом торговли с дальними странами,
а также распространением городских ремесел, более сложных и замыс-
ловатых, чем ремесла сельские.

Во всяком случае, раннее развитие, предвестник будущего,- свиде-
тельство высокого уровня экономической жизни того времени. Если мы
хотим найти одну - но не единственную - отправную точку, важно
рассмотреть, как происходил подъем к этим верхним этажам. Как
только обрисовываются их контуры, начинается долгий процесс станов-
ления экономики, называемой «крестьянской».

Яркий - быть может, даже слишком яркий - пример тому являет
собой Западный Прованс в Х веке. Своим ранним развитием он обязан
Средиземному морю. Среди деревень уже вырастают города: Авиньон,
Экс, Арль, Тараскон. Вокруг них появляются предместья, они поглоща-
ют близлежащие деревни, при необходимости захватывают крестьян-
ские ремесла, создают много собственных ремесел... Барки, плавающие
по Роне и Дюрансе, очень рано начинают перевозить драгоценную соль,
добываемую на берегах Средиземного моря, и обязательно заходят по
пути в Сен-Жиль, Тараскон, Авиньон, Пон-Сент-Эспри. По этим же
рекам плывут «плоты [из стволов деревьев], срубленных в горах Гапан-
сэ и Диуа» ^°; впоследствии - важное новшество! - предметом обмена
становится зерно.

Прежних рынков стало недостаточно, и в XII веке появляются
ярмарки, одна в Пон-Сент-Эспри, две в Гапе (одна в седмицу праздника
Рождества Богородицы, другая в день Святого Арнуля), кроме того,
народ съезжается на ярмарки в Сен-Поль-де-Шато, во Фрежюс, в Ма-
рсель, в Авиньон, в Бокер... Караваны ослов везут из деревень в го-
родские красильни канцелярское семя ", мел для отбеливания тканей
и папоротник для протравки. Этому местному обмену сопутствует
торговля с дальними странами: с Ближнего Востока привозят пряности,
перец, шелк.

Так создается система отношений между местной торговлей и торгов-
лей с дальними странами. «Ломбардцы приезжают на ярмарки в Сен-
Жиль или Фрежюс не только для того, чтобы привезти шелк и пряности

1. Сколько веков длился во Франции период «крестьянской экономики»?      15

и увезти меха; они нагружают свои корабли солью, за которую в Генуе
приходится платить большую пошлину, лесом, который сплавляют по
Роне до Сен-Жиля; пшеницей [...], тюками с сукном, пошлина за
которые уже уплачена ". В 1190 году на ярмарках во Фрежюсе, наряду
с другими panni de colore * и шелком, торговали сукном из Сен-Рикье,
Шартра, Этампа, Бове, Амьена, Арраса» ^. Всеобщий прогресс способ-
ствует тому, что более высокий тип отношений распространяется повсю-
ду, вплоть до деревень, которые оказываются втянуты в торговлю,
исподволь лишающую старинное сельское ремесленное производство
его исконных свобод.

Не остаются в стороне и деньги. В каролингских мастерских Мар-
селя и Арля (с IX века) чеканят монету, позже налаживается ее чеканка
в Павий, а с XI века - в мастерских Мельгея (ныне Мотио около
Монлелье). К концу века крестьяне начинают платить часть оброка
деньгами. Денежное обращение активизируется в XII веке одновременно
с пышным расцветом торговли, которая связывает города, деревни
и купцов **.

Конечно, раннее развитие Прованса - отнюдь не правило. В том
движении, которое охватывает все «французское» пространство, из-
редка случаются рывки вперед, но гораздо чаще наблюдаются от-
сталость и застой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как составить вексель по форме
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 11 прованса
Служили специальные пассажирские суда
И все же эти средневековые города были за редкими исключениями весьма скромными поселениями
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 3 миллионов

сайт копирайтеров Евгений