Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Недавние исследования демографов и историков, проведенные по
методу и критериям Л\и \нри (на основе церковно-приходских книг),
показали, что и городские, и сельские жители стали рождать меньше
детей. Эти исследования позволяют определить примерную плодови-
тость замужних женщин по тому. какими были   регулярными или
нерегулярными   перерывы между рождением их детей. Вот некоторые
результаты: французы начали ограничивать рождаемость рано, гораздо
раньше, чем другие народы Квропы. Историки могут объяснять это как
им угодно, но не подлежит сомнению, что Французская революция -
эпоха если не возникновения, то стремительного развития контрацепции.

Так, в Мелане. маленьком городке на Сене, в сорока семи километрах
от Парижа, до 1740 года 90 процентов супружеских пар, похоже, не
ограничивали или почти не ограничивали число детей; остальные 10
процентов были либо бездетными, либо имели мало детей. Начиная с
1740 года число этих последних увеличивается и к 1764 году доходит до 17
процентов, а это означает, что часть остальных супружеских пар также
начинает использовать противозачаточные средства; с 1765 года по 1789
год к контрацепции прибегает уже почти четверть общего числа супру-
жеских пар. Однако великий перелом наступает только около 1790 года:
пропорция бесплодных или регулярно применяющих меры против зача-
тия супружеских пар подскакивает с 24,1 до 46,5 процента между 1790
годом и 1814 годом и с 46,5 до 59,4 процента между 1815 и 1839 годом "".

Так обстоит дело не только в Мелане, но и во многих других местах.
Но можно ли распространить наш вывод на Францию в целом? Вряд ли.
«В Руане,  пишет Ж. П. Барде,- взятие Бастилии не ускорило рас-
пространения противозачаточных средств, которые широко применя-
лись уже почти целое столетие» "". Убедительно аргументируя свои
утверждения, он говорит: «В 1670 году в Руане было по восемь детей (в
семье], в 1800 году - не больше четырех. Руанцы меньше чем за
полтора столетия приобрели удивительное мастерство в «пагубных
секретах». Как им удалось за четыре или пять поколений вполовину

III. Проблемы последнего времени

уменьшить свое потомство? Демографический анализ не обнаруживает
противозачаточных рецептов, но позволяет высказать некоторые сооб-
ражения о типах контрацепции» ""'.

Наоборот, в Иль-де-Франсе, в деревнях Бомон-ле-Нонен, Mapiiiepv
и Ле-Мениль-Терибюс (сейчас коммуны департамента Уаза, округа
Бове) '"' к контрацепции, похоже, начинают прибегать только в конце
XVIII века. Так же и в Шатийон-сюр-Ссн, где снижение рождаемости
отмечается между 1772 годом и 1784 годом "", в то время как в Сенгсн-
ан-Мелантуа, близ Лилля, в особом, маргинальном, внешнем районе
Франции, этот процесс, еще более .(апоздалый, поначалу очень медлен-
ный, наберет силу только в середине XIX века. П Вандея даже около
1830 года почти не затронута «мальтузианской революцией» '"".

В этом нет ничего удивительного, ибо разные области по-разному
реагируют на одни и те же явления. Одни и те же обстоятельства не
обязательно приводят к одним и тем же последствиям. Те или иные
объяснения, которые априори кажутся очевидными, в одном месте
подтверждаются, а в другом - нет. Так, в Бретани, как и в Нормандии,
«простолюдины пользуются уравнительным наследственным правом» и
проявляют «внимательную заботу о ребенке» '"" -- два мотива, которые
обычно побуждают семьи уменьшить число своих отпрысков. Но не
похоже, чтобы в Бретани царили такие же мальтузианские нравы, как в
соседней Нормандии.

В самом деле, чем шире круг исследуемых фактов, тем сложнее их
интерпретировать. Нужно учитывать множество факторов: в каком
возрасте женятся родители, кормит ли женщина сама или отдает ребен-
ка кормилице, род занятий, общественное положение, культурный уро-
вень, который, как мы видели, определяет даже форму семьи, право или
обычай, регулирующий наследование (они в разных провинциях раз-
ные), наконец, эффективность проповедей Церкви, весьма озабоченной
этой проблемой. Всякая попытка общего объяснения скорее всего окон-
чится неудачей: в разных местах и в разные эпохи дела обстоят
по-разному. Общее объяснение годится, только если заранее допускает и
учитывает различия и разлад. Пусть так. Но тем не менее стоит
попытаться понять, откуда взялось предохранение от беременности,
которому суждено было распространиться по всему миру, и почему
французы освоили его гораздо раньше, чем другие народы.

Напомним, что не следует, как это часто делают, сваливать все на
век Просвещения или на бурные неустойчивые годы Французской
революции. Речь идет не об открытии, которое распространилось, как
распространяются обыкновенно культурные достояния или поветрия.

176               Глава вторая. Население с Х века до наших дней

Не будем также думать, что противозачаточные средства были изоб-
ретены, как инотда утверждают, французской аристократией эпохи
Людовика XIV или Людовика XV, что дурной пример был подан
герцогами и пэрами или современниками госпожи де Севинье, весьма
озабоченной тем, чтобы ее дочь не рожала слишком часто '"'.

Контрацепция уходит корнями в глубь веков. Так, по словам ис-
ториков, добровольное снижение рождаемости нанесло роковой удар
великому государству греков; в Риме, начиная с блистательной эпохи
Августа, детей становится все меньше и меньше. В Библии Онан -
фигура, символизирующая прерывание полового акта. Епитимьи, столь
частые в эпоху Средневековья, начиная с VI века, наводят на мысль, что
«пагубные секреты» преспокойно существовали в лоне западной циви-
лизации от века. Я с радостью присоединился бы к Ж. П. Барде "",
который пишет, что невозможно представить себе общества, совершенно
чуждые контрацепции, а в обществах, которые принято считать таковы-
ми, всегда есть «пары с подозрительными привычками». Что же касает-
ся мнения Филиппа Арьеса, который полагает, что коль скоро в XVII
веке среди сельских жителей очень мало незаконнорожденных детей,
значит, до брака молодежь блюла невинность, ибо противозачаточные
средства были неведомы и даже немыслимы до недавних времен, то мне,
так же как и Ж. Л. Фландрену, это мнение кажется ошибочным. Тем
более что, по общему мнению, проститутки, вечные просветительницы в
области секса, сплошь и рядом применяли противозачаточные средства.
Разве, говоря о женщинах, которые рожают запросто, Монтень не пишет
о «веселых девицах, то и дело избавляющихся от своих детей, как уже
рожденных, так и еще не рожденных» '^. И слово «девица» имеет здесь
свой современный уничижительный смысл, потому что противопостав-
лено дальше «почтенной супруге Сабина».

Впрочем, коль скоро Церковь так упорно и порой небезуспешно
борется против этого посягательства на священные узы и конечные цели
христианского брака, коль скоро исповедники бьют тревогу по этому
поводу и спрашивают у епископов, как им обходиться с грешниками,
значит, здесь есть проблема и угроза для супружеской четы, как ее
понимает Церковь.

Позиция Церкви. Идеальный образ христианского брака еще не так
давно был настолько далек от того, что мы могли бы вообразить сегодня,
что следует сказать о нем несколько слов. Брак не имеет никакого
отношения к влюбленности и уж тем более к физической любви. Всякое

III. Проблемы последнего времени                        177

страстное чувство, читаем мы в текстах XVI века, оскверняет супружес-
кое ложе. Тот, кто со своей супругой «предается плотским утехам» так
рьяно, что, даже не будь она ему женой, «он хотел бы иметь с ней дело»,
тот «ведет себя по отношению к своей жене не столько как муж, сколько
как распутник, тот совершает прелюбодеяние». Брак был задуман
единственно для того, чтобы «охранить себя от греха [каковой заключа-
ется в стремлении к наслаждению] и иметь потомство, которое можно
воспитывать в любви и страхе Божьем» '"*. Цель «святого брака» -
иметь «потомство, которое будет вечно благословлять Господа» "", «ро-
ждать детей и пестовать их во славу Божию» '"*. Горе тому, кто
забывает это непреложное правило. Катехизис епархии Мо во времена,
когда епископом там был Боссюэ, учит, что главный грех в браке -
«избегать деторождения, что является мерзким преступлением», если,
конечно, причиной бездетности не является целомудрие, которое блюдут
по обоюдному согласию. Это мерзкое преступление, осуждаемое Цер-
ковью,- смертный грех, и совершивший его должен понести наказание.

Не следует полагать, что так смотрят на брак лишь благочестивые
ханжи. Монтень держит речи '"", которые одобрил бы его духовник, о
браке как «священном и благочестивом союзе», о необходимости изгнать
из семейной жизни всякую «распущенность и разврат». «Эти бесстыд-
ные ласки, на которые толкает нас первый пыл страсти, не только
исполнены непристойности, но и несут в себе пагубу нашим женам.
Пусть лучше их учит бесстыдству кто-нибудь другой. Они и без того
всегда готовы пойти нам навстречу».

Любопытная есть фраза в этом поучении - я ее подчеркнул. Вне
брака, например при адюльтере, бесстыдство, «вольности» вполне есте-
ственны. Иначе говоря, церковь настаивает на том, что между миром
брака, семейного порядка, достоинства, и другим миром - миром вне-
брачных отношений, где можно дать волю животным инстинктам, долж-
на пролегать пропасть. Сексуальная жизнь подразделяется на две раз-
новидности: распутную и благонравную, и что допустимо в одной, то в
принципе непозволительно в другой. Брантом, такой снисходительный к
непристойным соленым шуткам, которые он пересказывает с удовольст-
вием и сочувствием, тоже напоминает, что в «нашем Священном Писа-
нии... мужу и жене не обязательно так уж сильно любить друг друга...
любовью похотливой и распущенной, тем более что, всем сердцем
предаваясь плотским -утехам, [они] так много об этом помышляют и так
заняты этим, что обращают на самих себя любовь, которую должны
питать к Богу» "°. В другом месте он говорит о «мерзостях», которые
«пятнают» брак. Но те же самые мерзости - например, необычные

178               Глава вторая. Население с Х века до наших дней

позы во время любовных утех - кажутся ему прелестной игрой, когда
они ловко изображены на дне чаши, которую подносят молодым при-
дворным дамам: «Попробуйте, попытка - не пытка, а всякий умный
человек хочет испробовать все» '^.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В соотношении с общим хозяй ственным оборотом на всей территории франции парижем местного
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 10 промышленности
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 12 франции
Подобная монетная система кажется
Сказал тело франции страдает миллионов обращении

сайт копирайтеров Евгений