Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

170 

Падение ромсдаемости. Сегодня все высокоразвитые страны нахо-
дятся в биологическом прорыве. Они страдают серьезной, хронической,
поистине неизлечимой болезнью. Добровольное ограничение рождаемо-
сти влечет за собой или знаменует подлинную демографическую катаст-
рофу. В сочетании с увеличением продолжительности жизни оно вызы-
вает быстрое старение наших обществ и опасную диспропорцию между
трудоспособным и нетрудоспособным населением, которая все время
усиливается. Поэтому везде в Европе, в том числе и во Франции,
применение противозачаточных средств вызывает бурные протесты,
мрачные прогнозы и беспрестанное осуждение. Представим читателям
обвиняемого, вернее, обвиняемых: противозачаточные средства, дейст-
вительно,- набор мер, которые так или иначе снижают рождаемость.
Среди них: прерванный половой акт (coTtus interruptus); implexus
restrictus (ласки и объятия без извержения семени), презервативы, так
называемые естественные способы (метод Огино и другие), спермициды,
наконец, таблетки - они особенно распространились у нас после 1960
года и произвели настоящую революцию в нравах. Стоит ли включать в
этот список целомудрие, безбрачие, поздние браки, содомию? В проти-
воположность складывающейся привычке, я не стану с бухты-барахты
причислять к противозачаточным средствам детоубийство, какое прак-
тиковалось в Китае, и аборты - их последствиями, безусловно, не
следует пренебрегать, но все же это не противозачаточные средства, а
скорее уж противозародышевые.

Раньше прирост населения ограничивала детская смертность. Сегод-
ня этот бич исчез (Франция в этом отношении стоит в начале почетного
списка) "", но некогда он был настоящим бедствием, усугублявшимся
из-за подкидышей, еще более хилых, чем другие дети. «В Экс-ан-Прова-
нсе с 1 января 1722 года по 31 декабря 1767 года из 4844 детей,
поступивших в приют Сен-Жан (то есть по одному ребенку каждые три
дня)... выжили только 2224», то есть меньше половины "'". И таких
примеров тысячи! Историк Пьер Шоню, непримиримый противник
закона, разрешившего во Франции аборты, который был принят в
январе 1975 года и вступил в силу 31 декабря 1979 года, неустанно
выступает против него по радио, по телевидению, в своих статьях и
книгах. В своих обвинениях он доходит до того, что говорит: «Прежде
детская смертность с завидным упорством уничтожала детей после их
рождения, нынче люди научились убивать детей еще до того, как они
родились на срет».

Конечно, предохранение от беременности появилось не вчера, это не
новейшее изобретение. Но лишь недавно оно стало эпидемией, лишь

171

недавно оно охватило, пронизало, дезорганизовало всю Европу, произ-
вело переворот в нравах. Причем во Франции эта революция произошла
раньше, чем в других странах. Ее следы обнаруживаются еще в середи-
не XVIII века. Не может быть, чтобы современники не замечали ее, не
представляли себе ее последствий. На этом пути мы опередили другие
страны Европы на доброе столетие.

Это опережение оказалось пагубным для населения Франции. Оно
продолжало увеличиваться, но уже медленнее, меж тем как соседние
народы росли и росли, более того, с развитием промышленности населе-
ние европейских стран стало расти еще быстрее. Мы теряли свой
удельный вес в европейском содружестве. В 1800 году Франция, насчи-
тывавшая более 27 миллионов жителей (против 18 миллионов англичан
и 24,8 миллиона немцев), была - не считая огромной России - самой
многонаселенной страной в Европе; французы составляли 15,7 процента
населения континента; в 1850 году эта цифра упала до 13,3 процента, а к
1900 году - до 9,7 процента. Так что Франция дорого заплатила за то,
что так рано попала в переделку, из которой так до сих пор и не
выбралась, ибо не сумела (да и не очень-то старалась) это сделать.
Правда, такая же незадача постигла и другие европейские народы, лишь
только это поветрие докатилось до них. Им также не удалось избежать
снижения рождаемости.

Не следует ли отсюда, что Франция утратила свое могущество не на
полях сражений - 15 июня 1815 года, проиграв битву при Ватерлоо,-
но гораздо раньше, в царствование Людовика XV, когда она доброволь-
но ограничила естественный прирост населения? В XIX веке, объясняет
Альфред Сови, страны Западной Европы развивались параллельно:
общество, политика, промышленность, медицина и т. д. шли почти в
ногу с разрывом всего в несколько лет. И только в одном отношении
одна из стран резко отличалась от соседей: Франция на сто лет раньше
других «предприняла сокращение молодежи, [и это] в тот самый момент,
когда происходил старт важнейшего соревнования за право мирового
господства». Все последующее развитие Франции проходит под влияни-
ем этого события, которое произошло... в XVIII веке "".

Поэтому важно наметить контуры этого преждевременного разви-
тия, отыскать его причины. И прежде всего воспользоваться свиде-
тельствами современников, экономистов и «демографов», появившихся
еще до того, как появилось само слово (его придумали только в 1853
году).

Экономист и, как мне кажется, талантливый литератор, Анж Гудар
говорит, что дурное воздействие в его время оказывало стремление к

172

роскоши: «Одна и та же любовь к достатку и удобствам движет сегодня
Францией холостяков... людей, которые исчезают с лица земли, унося с
собой все свое потомство... Считается позором, если муж не может
вывозить жену в свет с подобающим блеском; отсюда следует вывод, что
приличнее не жениться вовсе. Невозможно представить себе, сколько
свадеб расстраивается всякий день из-за отсутствия позолоченной каре-
ты, из-за недостатка лошадей, слуг, гонцов, лакеев» 'T. Более того,
«дружная семья отнюдь не стремится иметь много детей, плодовитости
боятся и прямо или косвенно стараются ей помешать... роскошь застав-
ляет большинство людей смотреть на многодетность как на своего рода
бесчестье. Чем человек богаче, тем важнее для него иметь как можно
меньше детей» '". Хуже всего то, что «зараза [роскоши] распространя-
ется и постепенно охватывает бедный люд, на чьем труде зиждется все
здание гражданского Общества» '^. Это суждение, эти слова написаны в
1756 году, в то время, когда начиналась так называемая Семилетняя
война (1756-1753) и когда Людовику XV оставалось сидеть на троне
еще восемнадцать лет.

В 1758 году один аббат с юга, Жан Нови де Кавейрак, пишет о
людях, которые «без сожаления отказываются от сладостного имени
отцов... одни обуздывают свои желания, другие обманывают приро-
ду» '". В 1763 году Тюрмо де Ла Морандьер, «демограф-любитель»,
отмечает прогресс противозачаточных мер: супружеские пары теперь
хотят иметь только одного ребенка либо не иметь вовсе. Эта «профана-
ция таинства брака», эта «подлая экономия распространилась посте-
пенно как эпидемия», и духовники подтвердят, что ею охвачены все
слои общества, богатые и бедные '"*. Шевалье де Серволь, в свой черед,
обличает в 1770 году вредные для здоровья последствия этого «от-
вратительного поведения», с которым религия безуспешно боролась '".
Столь же категоричен и Moo, чья репутация известна. В 1778 году он
пишет: «Не только богатые женщины... считают, что необходимость
продолжения рода - бабушкины сказки', эти пагубные секреты, не ведо-
мые ни одному животному, кроме человека... уже проникли в сельскую
местность; природу обманывают даже в деревнях» '^. В Нормандии в
1782 году, если верить отцу Фелину, члену конгрегации Святого Жана-
Эда, который трудился там «во спасение душ в городах и весях»,
«преступление подлого Онана... очень велико и весьма распространено
среди супругов... особенно когда они не хотят иметь много детей, но при
этом не желают лишить себя удовольствия, которые дает им супружес-
кая близость; эта пагубная наклонность свойственна и богатым и бед-
ным, резоны у них разные, но преступление одинаково. Они редко

III. Проблемы последнего времени                       173

сознают свою вину, поэтому большинство из них, как это ни прискорб-
но, обречены на проклятие» '". Через несколько лет, в 1788 году,
Мессанс обличал «расчет» (то есть поступок, который предполагает
принятие решения и ответственность за него), «который побуждает
человека иметь только одного или двоих детей; ложное величие, которое
побуждает [его]... иметь множество слуг, множество гостей за столом,
вместо того чтобы быть окруженным детьми; и самый большой грех,
который довершает все,- истреблять то, что тобою же и посеяно» ''",
Тревога охватывает даже правительство: в 1785 году Неккер боится, как
бы испорченность нравов не привела к тому, что смертность превысит
рождаемость.

Эти свидетельства не оставляют никаких сомнений. Предохранепиг
от беременности распространяется, приобретает сторонников, передает-
ся как болезнь; самое употребительное средство - прерывание полового
акта. Но традиционная схема распространения противозачаточных мер,
быть может, чересчур все упрощает: она предполагает, что «пагубные
секреты», открытые и опробованные высшими классами, были пере-
даны сначала зажиточным классам, потом народным массам городов и
городков и, наконец, сельским жителям, с запозданием «приобщившимся
к культуре». «Появление противозачаточных средств в деревне,-- гово-
рит нынешний историк,- это венец испорченности, изобретенной горо-
дом» '". Но так ли «невинны» и несведущи были сельские жители, как
нам пытаются изобразить?

Исследование Ги Арбелло, касающееся пяти населенных пунктов
департамента Верхняя Марна, которые расположены в окрестностях
Жуэнвиля, показывает, что в этих деревнях в XVII веке дети рож-
дались, в зависимости от рода занятий родителей, либо после жатвы,
либо после сбора винограда '*". Первый ребенок, чье рождение зависит
от даты свадьбы,- это еще куда не шло. По разве не заметно, что и
младшие дети просто-напросто запланированы? Легко себе представить,
что это планирование заключается в предохранении от беременности, а
не в целомудрии,- ибо известно, что в то же самое время в Нижней
Нормандии, области, где «очень рано выяснилось, что в семьях мало
детей» '", духовенство регулярно осуждает противозачаточные средст-
ва. В том числе и в деревнях: в 1650 году в епархии Кутанс миссионерс-
кая организация обнаруживает, что «постыдный грех совершался там в
самых чудовищных формах и с крайним невежеством... так что [часто
они даже] не подозревали, что совершают грех» "".

При таких условиях никого не удивит запоздалое (1754 г.), но
подаваемое как общее место замечание лже-шевалье Джона Николса -

174                Глава вторая. Hac^.ivune v \ века до наших дней

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лотарингские деревни
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 9 торговли
Эти капиталы стекались в лион для репортных сделок от ярмарки до ярмарки из 2 процентов каждые три месяца и
Конное сообщение с монтобаном
Городское пространство все равно оставалось компактным

сайт копирайтеров Евгений