Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

что призвано символизировать возможность и необходимость улучшения масонского труда и вечное стремление человека к совершенствованию. Храм ориентирован - Мастер пребывает на Востоке.

Согласно Джонсу , ориентация масонского храма резко отличает его от иудейской традиции, с которой в целом ряде отношений связана масонская ритуальность. Так, например, священное место скинии иудеев — на западной стороне, вход в храм — с Востока. Ориентация масонского храма руководствуется критерием универ сальности. Дело в том, что, определяя свое местополо жение в священном пространстве, человек, как правило, представляет Восток как источник физического и духов ного света. Всякий, кто изучал историю архитектуры, не может не обратить внимание на то, что большинство храмов и святилищ сориентированы на Восток.

Большой интерес представляет с точки зрения сим-вологии прямоугольная форма самого храма. Не станем, однако, подробно задерживаться на предположении Буше, считающего эту форму доказательством связи масонства с пифагорейством и его геометрией. Обратим внимание читателя разве что на факт совпадения пря моугольной формы масонского храма с представлениями Косьмы Индикоплова, сформировавшего религиозную византийскую топографию. По этим представлениям земля, воспроизводимая в культовом здании, имеет «прямоугольную» форму и ограничена четырьмя сте нами . Как подчеркивает Бенуа, «движение по окруж ности — это всего лишь продолжение развития центра в его динамическом аспекте, тогда как квадрат является его статическим выражением». С символической точки зрения в этом кроется причина, отчего человек стал поль зоваться четырехугольными символами для изображения Земли, считавшейся издревле неподвижной, статичной опорой, вокруг которой вращаются небеса. И в самом ле, Земля представлена в масонском храме прямо угольным его основанием. Потолок — небо, не имеющее пределов.

При входе в храм, как уже было сказано, расположены колонны В и J . Они призваны обратить взор входящего к библейской традиции. Действительно, в Третьей Царств (7, 21) читаем: «И поставил (Соломон) к притвору храма; поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахин, и поставил столб на другой стороне, и дал ему имя Воаз».

39

Иахин ( Jachin ) и Воаз ( Boaz ) на древнееврейском приблизительно означают соответственно «утвержден ный Богом» и «утвержденный силой». По мнению У. Пор- чатти, колонны обозначают рубеж, за которым «умирает человеческий дух» 2| . Две колонны фасада готических соборов, судя по всему, имеют то же значение. Любопыт но отметить, что у австралийских аборигенов арунта племенная инициация совершается меж двух символических колонн (столбов), построенных из стволов или вет вей дерева и сориентированных на Север и Юг — точно так же, как и в масонском храме 22 .

На капители колонн (одна из них в дорическом, другая в коринфском стиле) возложены соответственно глобус, символизирующий всемирность и универсаль ность масонства, и три граната, являющихся образом плодородия природы.

Пол храма в виде шахматных клеток чередованием белых и черных квадратов символизирует космический дуализм. При этом Амбези отмечал, что масон «видит в универсуме проявление Высшей единой сущности, в ритмах Космоса различает взаимодействие двух начал (либо полярность), которые исторгаются этой Единой

оо

сущностью» .

Белое и черное, свет и тьма... В этом содержится осо знание противостояний и внутренней разорванности (расчлененности) бытия, а также необходимость вос становления разрозненности в духовное единство. «Тьма и свет переплетены в геометрическом узоре мозаичного пола,— пишет Буше,— и сплетены воедино, если бросить взгляд на осевые линии плит, в то же время, казалось бы, отделяющие их стыки образуют прямой путь, когда белое или черное пространство оказывается то справа, то слева по ходу движения. Эти линии и являются путем, которым следует инициируемый» 24 .

Следовательно, символически масон прокладывает свой путь как бы между полями — черным и белым. Это и есть тот самый «тернистый путь», который ведет к осво бождению. Его символика присутствует в Евангелии, в писаниях арабских мистиков, в средневековых рыцар ских легендах, где герой должен преодолеть, ступая босыми ногами и не имея на руках перчаток, путь, пролегающий по знаменитому «лезвию ножа». В понимании масонов «тернистый путь» — это равновесие противо положностей существования. Вспомним, кстати, что, согласно аналитической психологии школы Юнга, глав-

40

терапевтическая задача — «индивидуализация» или «скоугление» личности — достижима только благодаря киептации человеком собственной тени, иными слова ми — материально-телесных и темных сторон своей пси хической структуры посредством осознания одновремен ного присутствия в себе « animus » и « anima » (характер ных черт мужского и женского архетипов), наконец, посредством интеграции доминирующей психологиче ской функции (неважно — мысль она или чувство, ощущение или интуиция) с противоположной ей и ее же компенсирующей. В любом случае речь идет о синтезе противоположного.

Мозаичный пол храма, разумеется, несет и классиче скую декоративную нагрузку. Геометрический мозаичный узор издревле, напоминает Регини, назывался узо ром муз 25 .

Подле «трона» Мастера, как уже говорилось, воз лежит пламенный меч, который используется при посвящении нового масона. Здесь, несомненно, отзвуки рыцарских времен. Правда, пламенный меч имеет у масо нов более глубокий, библейско-эзотерический смысл. В книге Бытия (3, 24) читаем, что после падения человека Бог «...поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Символическое истолкование этого библейского отрывка представляет собой задачу чрезвычайной сложности и выходит за рамки нашей работы. Поэтому ограни чимся только рассмотрением отдельных элементов.

По мнению Элиаде 2б , дерево представляет собой пол ноту космической жизни и, при наличии в мифологии народов мира многочисленных вариантов темы Мирового древа, является константой «жизнеутверждающей» уни версальной символики.

Адам и Ева (быть может, вовсе и не отдельный мужчина и не отдельная женщина, а мужские и женские функции первоначального двуполого существа), вкусив от плода этого дерева, положили начало дуалистическому разделению мира. «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие, 2, 17). Когда же свершилось по предсказанию, то для того, чтобы восстановить свое единство с первоначальным существом (то есть получить доступ к дереву жизни), человек должен помериться силой с херувимами, то есть «стражами». Как напоминает

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Снова говорится о рыцарском происхождении масонства степень чувство
Воз желавшего отождествить себя с восточным человеком
Каково положение масонства в восточной европе 149 братства масонства
Масонство в прошлом
Вода в зале размышлений

сайт копирайтеров Евгений