Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Элиаде, дерево часто ассоциируется с героическими дея ниями. Мы же вспомним хотя бы Геракла в саду Гес перид 27 .

В масонской ложе Мастер, подобно стражнику-херувиму, охраняет дерево жизни, иначе говоря, процесс ини-циационного возрождения личности, и открывает доступ поверженному человеку (мирянину) к его плодам, совер шая акт посвящения, в котором используется тот же «пламенный меч».

Символика меча чрезвычайно богата. Наряду со щитом, прикрываясь которым Бог становится невидимым, иначе говоря, «демонстрируя кажимость мира» (Бе нуа) 28 , меч отягощен мощным символическим значе-

42

нем ассоциирующимся, как правило, с понятиями силы и воли. Согласно психоаналитическим тезисам фрейдизма меч — мужской половой орган z \ тогда как, по Юнгу, /является образом « animus », то есть мужского архе- гипа 30 В легенде о Граале, таким образом, чаша, со ответственно, женский, а меч — мужской архетипы. Пламенный меч символизирует также творческое и раз рушающее или очистительное начало. Это пламя, ни сходящее на апостолов, молния ( vajra ) ужасного Шивы. Солнце и луна, изображенные на восточной стене, являются двумя «светилами», о которых говорится в книге Бытия (1, 16). Соответственно они связаны с символами золота и серебра, серы и ртути, как принято в алхимической традиции. На этих страницах не пред ставляется возможным дать углубленный анализ данной символики. Заметим только, что, поскольку масонство использует универсальную символику, постольку солнце и луна имеют право гражданства в масонском храме; будучи явлениями уранического ряда, они входят в раз ряд двух наиболее мощных факторов восприятия свя щенного человеком. Это утверждение нетрудно подкре пить феноменологически-религиозными и историко-рели-гиозными доводами 31 .

Меж двух светил расположена Священная Дельта, прозрачный и светящийся треугольник, заключающий всевидящее око. Это символ Божества, к которому относится и надпись, начертанная инициалами: «Во Славу Великого Архитектора Вселенной».

Что касается Дельты, то этот знак широко представ лен в христианской иконографии. Судя по всему, он был включен в корпус масонской символики посредством заимствования из алхимической практики. Эта гипотеза выдвинута Джонсом 32 , который утверждает также, что данный символ впервые встречается в эмблеме одной из венских аптек-лабораторий, когда химия еще находилась под влиянием алхимии. Нельзя исключать, на наш взгляд, посредничество алхимиков, главным образом английских мистиков-эрудитов XVII в., увлекавшихся искусством ал химии. Правда, в своеобразной алхимической символогии Дельта встречается не так уж и часто. Заметим, впрочем, что одна из иллюстраций трактата по алхимии - Базилио Валентине, относящегося к XVI в., со ображение треугольника со вписанным в него орлом - символом «летучести» и божественности. В основании - треугольника — маленький крест. Таким обра-

43

зом, вся композиция является символом алхимической серы, иными словами — духа 33 .

А. Регини, автор, особенно склонный к поиску в греко- романском язычестве корней масонской инициационной практики, писал, что Дельта предположительно является «христианизированным» пифагорейским символом, то есть тетрактисом, сформированным из десяти точек, рас положенных в пространстве равностороннего треуголь ника, имеющего единую точку вверху и кватерну в осно вании, который символизирует божественно-космиче скую целостность 34 .

«Во Славу Великого Архитектора Вселенной» — еще один символический образ, относящийся к Божеству. С одной стороны, это символический перенос по функции характеристики Высшего существа как созидающего начала. С другой — в нем просматривается отражение идей эпохи Просвещения и влияние такого выдающегося представителя той эпохи, каким был Исаак Ньютон. Правда, говоря об этом, мы удаляемся в область догадок, так как документального материала, подтверждающего данное предположение, до сих пор не найдено. Известно, однако, что деизм XVIII в., несомненно оказавший огром ное влияние на первоначальное масонство нового време ни, охотно допускал изображение Бога в качестве Су щества, создавшего великолепную «небесную архитек туру». Подобные представления неразрывно связаны с выводами Ньютона о движении и структуре тел, а также с его законом гравитации. Для Локка и Вольтера Бог - Верховный Мастер 35 .

Великий Архитектор Вселенной не является, однако, только символом. Это своего рода «ландмарка» 36 , или, говоря словами У. Порчатти, «одна из неизменных опор, являющихся непреодолимым рубежом» («ландмарка» и означает как термин понятие рубежа, границы, закона), в пределах которого и должно удерживать все допусти мые нововведения. Маккей в своей работе, посвященной реконструкции «ландмарки», весьма определенно говорит о том, что каждый вольный каменщик «обязан верить в существование Бога» 37 .

По сути дела, в этом как раз и состоит то «минималь ное кредо», которое необходимо, согласно современному мыслителю Джошуа Гешелю, всякому вступающему на путь подлинно духовного познания. Без него искусство реального ремесла — масонство лишено какого бы то ни было культуротворящего или ассоциативного смысла.

44

Подчеркнем, тем не менее, еще раз, что масонство не является религией. Это инициационная школа. Раз- личие хорошо проведено в следующем рассуждении У. Порчатти: «... в то время как религия является по определению держательницей Истины, облекая ее подчас в окостенелые и высокомерные формы, неизменно пассивные и статичные, ибо обращенные на внешнее почита ние и боготворение, требующее слепой веры и отказа от мирской суеты, иногда и отказа от наиболее восхитительных человеческих качеств, инициационная школа считает мистерию Истины интимно связанной с внутренним со держанием отдельной личности, которая эту Истину способна понять, ибо она уже содержится в ней, конкретной личности. Речь, таким образом, идет об Истине, которую можно и должно достичь путем поиска...» 38

Таким образом, масонство полагает себя вместили щем надысторической и универсальной религиозности, основанной на чувстве единства жизни, на внутренней уверенности в существовании нравственного закона, на опыте, одновременно мистическом и рациональном, свя занном с переживанием «священной» стороны жизни, вторгающейся в обыденное существование. Речь идет о религиозности, являющейся общим субстратом всех исторических религий, которые, развиваясь в догмати ческом направлении, погребли под теологическими разва линами самое религиозность, изгладив в современниках даже память о ней как о чем-то реально бывшем. Если в античной Греции символ (от « symballem » — связывать воедино) был своего рода «опознавательным знаком, разъятым на две части, при воссоединении которых их совладельцы узнавали друг друга» 39 , то в современном м асонстве он является средством для распознавания « shek inah » — божественного присутствия, где бы оно ни проявлялось. Подлинным масоном, следовательно, может считаться лишь тот, кто, трудясь как в храме, так и в тайниках своей совести над самоусовершенствованием, стремится к восстановлению своего единения с той абсолю тной реальностью, одерживающей победу над страданием и смертью, которую человечество указало под именем Бога, так как испытывало искони потребность в нравственной и одновременно рациональной надежде — основе всякой веры 40 .

Масон-атеист, следовательно (по крайней мере в том смысле

как обычно понимают второе понятие), вопиющее

противоречие. Именно к масонскому опыту более,

45

чем к какому-либо иному, относится знаменитый пара- докс, сформулированный Вольтером: «Если бы не было Бога, то его следовало бы изобрести».

Строго говоря, масон не может быть и агностиком. В речи, произнесенной в собрании ложи «Наука и труд» в Ливорно, Мастер Лино Сальвини утверждал, к примеру ) что «...мы не можем быть агностиками, ибо следуем по пути гносиса, совершая работу мысли. Сам я врач-радио лог. Работая в области ядерных исследований, я должен как специалист анализировать реальность методами фи зики. Я знаю, что, если расщепить атомы, существующие в этом дереве, в этих перчатках, в этом молотке, в этом мраморе, мы неизменно обнаружим протоны и электро ны, притягивающиеся и отталкивающиеся друг от друга с той же силой, измеряемой в цифровом выражении, которая никогда не изменится ни на йоту. Это закон, братья, закон реальности. Я знаю также, что все начи нается с энергии. Но при этом энергия, чтобы что-то создать, должна совершить работу. Эта работа обозна чена вектором, то есть стрелкой, указывающей направ ление, в котором должна распространиться энергия, чтобы стать материей. Так я попытался открыть перед вами малый угол своего внутреннего храма...» 4|

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Английское масонство приняло в свои храмы немало квакеров
Я чувствую
Совершенной справедливости
Графическая трактовка креста у юн га может быть представлена следующим образом 189 nbsp
Кардинал викарий рима надавно опре делил как чудовищную клевету обвинения в принадлеж ности к масонству

сайт копирайтеров Евгений