Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

серьезных заявлений по поводу
возникшей ситуации принадлежало
Василию Никитичу Татищеву. Он дерзко
отказал церковному закону в
священстве, ибо он только
"самовольный, человеческий", а потому
"пристойнее, чтобы законы церковные
состояли под властью мирского
управления".
Упразднение патриаршества,
ликвидация последней
самостоятельности русской
православной церкви, явное присвоение
монархом регалий и прерогатив главы
власти духовной - таков итог
многовековой борьбы светской и
духовной власти в России. Если прежде
периоды единоборства сменялись
обоюдовыгодными временными альянсами,
а те или иные попытки секуляризации
экономического или политического
могущества церкви в целом еще не
могли потревожить господства религи-
озного сознания, то такая
секуляризация, как отмена
патриаршества и введение церкви в
структуру государственного аппарата
как зависимого и подотчетного по-
дразделения, потрясла основы
средневекового общества, в сравнении
с чем венгерский кафтан или "голые
лица" христиан казались невинными
забавами.

209

Господство религиозного
мировоззрения в средневековом русском
обществе не противоречило тому факту,
что церковь в России не имела
самостоятельности и тем более
независимости от светской власти.
Скорее наоборот, светскую власть в
России с большими оговорками можно
назвать светской в силу ее
значительной сакрализованности.
Причем сакральность верховной власти
идеологически обосновывалась именно
идеологами русской церкви, которые
тем самым невольно приближали свое
полное подчинение "кесарю". С веками
секулярные процессы в государстве
постепенно набирали темпы, что в
результате и сделало возможным
"резкий опыт государственной
секуляризации" (прот. Г.Флоровский)
при Петре.
Изначальный тандем сакрализованной
светской власти и обмирщенной церкви
создавал особый идеологический эффект
- преобладание не чисто религиозного,
но религиозно-государственного
сознания в обществе. Такое
двуединство можно отнести к
особенностям национальной идеологии и
даже с большой степенью вероятности
предположить, что по сути своей она
не изменилась и в послепетровское
время, разве только произошла

210

перемена акцентов - религиозно-
государственная идеология
позднесредневекового общества
эволюционизировала к государственно-
религиозной.
В то же время подчиненное положение
церкви не противоречило факту
единства церкви и государства, от-
сутствовавшего на Западе и создавшего
одну из особенностей русской
государственности: церковь в России
однозначно выражала интересы
государства, а государство, принимая
это как должное, все же следило,
чтобы данное положение вещей
сохранялось. Словом, русская церковь
была такой, какой ее сделала
верховная российская власть за века
своей эволюции и выступать против
такой церкви значило выступать против
государства (что также составляло
отличительную черту, ибо на Западе
реформационные выступления против
католической церкви имели
прогосударственный подтекст). Можно
выступать против погрязшего в грехах
клира, более того - даже в
официальной религии при известном
уровне сознания можно обнаружить
богопротивные извращения истинной
веры, но человек, воспитанный в
сознании священности царской власти,
не мог направить свои сознательные

211

действия против официальной церкви,
ибо это означало бы покушение на
Самодержавие и Православие, что до
поры было просто немыслимо. Такое
видение церкви спасало ее от
необходимых и назревавших реформ,
которые позволили бы ей преодолеть
догматическую косность и в
осмысленности проповедуемого Слова
приблизиться к человеку. Именно
поэтому в России неприятие
официальной церковности могло
выражаться только в пассивных формах
- формах удаления от "антихристовой"
или просто суетной, мирской церкви.
Ломка вековых устоев жизни и быта
не могла не затронуть традиционные
формы сознания. Причем к началу
XVIII в. для всех слоев общества
можно предположить равную
приверженность традиции, равную
консервативность в вопросах религии.
Жизнь равно для всех определялась
религиозной моралью, заповедями Свя-
щенного Писания, церковным
календарем, "Домостро-ем" и т.д.
Реакция социальных низов на
религиозную политику Петра была
реакцией общества, у которого отни-
мают нечто священное и освященное, не
предлагая ничего равноценного взамен.
Перед крестьянством не вставало
альтернативы иного образа жизни.

212

Перемены воспринимались в
традиционных понятиях - осквернение
веры, страдание за веру. Введение
новых реалий жизни и быта в народе
также рассматривалось в рамках
традиционного сознания, как
проникновение чужого, иноверного. Сам
же уклад жизни не менялся так
основательно, как в высших слоях
общества, а нововведения не затра-
гивали коренных нравственных основ
бытия, чтобы могли означать серьезное
покушение на господствующее
мировоззрение.
Таким образом, в народе кризис веры
был пережит в формах религиозного
сознания, вылился в движение за
чистоту веры в рамках традиционной
культуры.
Иной, и не столь скорой, была
реакция дворянства, просвещенных
слоев общества, где петровские преоб-
разования вызвали своего рода кризис
мировоззрения. Высшее культурное
общество оказалось перед необхо-
димостью выработки нового
мировоззрения. Связь с традицией
постепенно ускользала, во всяком
случае опора на традицию уже не
сулила стабильности бытия. Жизнь
разительно менялась не только внешне
- менялись ценности. Узел проблем был
завязан на вынужденном и довольно

213

резком переходе к светскому образу
жизни. Согласимся с мнением
П.Милюкова, что этот переход во
многом облегчило обмирщение церкви.
"Слабость и низость религиозного
сознания в древней Руси, ослабление
его уходом усерднейших в раскол - еще
более облегчили этот переход.
Соединяющим звеном между старым и
новым мировоззрением явился
религиозный индифферентизм"5.
В то время, на расстоянии взгляда
и вытянутой руки, многим казалось,
что новая Россия возводится (при
участии Антихриста) за счет человека
- так очевидны были нравственные
потери. Довольно дерзко эту
особенность выразил А.Н.Герцен:
"Переход Руси допетровской в новую
Русь - через публичный дом"6. Падение
нравов при явных успехах (главным
образом, внешних, наружных) светского
образа жизни - таково первое острое
ощущение современников. "Мы подлинно
в людкости и в некоторых иных вещах,
можно сказать, удивительные имели
____________________
5 Милюков П.Н. Очерки истории русской
культуры. Вып. 2. C. 204.
6 О повреждении нравов в России князя
М.Щербатова и Путешествие Радищева.
Факсимильное изд. М., 1984. С. XI-
XII.

214

успехи и исполинскими шагами ше-
ствовали к поправлению наших
внешностей. Но тогда же с гораздо
вящей скоростью бежали к повреждению
наших нравов, и достигли даже до
того, что Вера и Божественный закон в
сердцах наших истребились, тайны
божественные в презрение впали,
гражданские узаконения презираемы
стали". И далее князь М.М.Щербатов,
масон, выводит печальную картину
последствия падения нравов и веры в
русском обществе: "Несть ни почтения
от чад к родителям... Несть ни
родительской любви к их исчадию...
Несть искренней любви между
супругов... Несть родственные
связи... Несть дружбы, ибо каждый
жертвует другом для пользы своея.
Несть верности к Государю, ибо
главное стремление почти всех
обманывать Государя, дабы от него
получать чины и прибыточные
награждения. Несть любви к отечеству,
ибо почти все служат более для пользы
своей, нежели для пользы отечества; и
наконец нет твердости духу, дабы не
токмо истину перед монархом сказать,
но ниже временщику в беззаконном и
зловредном его намерении попроти-
виться"7. Щербатов запечатлел
____________________
7 Щербатов М.М. О повреждении нравов

215

состояние общества в момент перехода
религиозной культуры в светскую. На-
сильственное стимулирование этого
процесса порождало массу нравственных
издержек и печальных потерь.
Безусловно, это не абсолютный
результат переходного века. Таково,
повторим, обостренное впечатление
первого поколения, скорбящего о
благочестивых формах бытия. Но
пройдет всего-то полвека и Пушкин
воздаст должное Петру Великому,
преодолевшему самодержавное презрение
к холопу. Человек станет цениться по
делам его и способностям. Только в
XIX в., пожалуй, станет вполне
очевидной возвышающая личность
направленность новой культуры.
Пока же, в послепетровское время,
при захлестнувших общество
прагматичности и утилитарности, когда
чума обогащения затмила все иные
ценности, все острее ощущалась
нравственная неудовлетворенность,
душевная опустошенность человека.
Нельзя было просто не видеть того,
что хотя и "грубость нравов
уменьшилась, но оставленное ею место
лестью и самством наполнилось; оттуда
_____________________________________
в России // О повреждении нравов в
России князя М.Щербатова и
Путешествие Радищева. С. 1-2.

216

произошло раболепство, презрение
истины, обольщение Государя и прочие
зла, которые днесь при дворе
царствуют, и которые в домах
вельможей возгнездились"8. Светская
жизнь, отвергая старый быт, бывшие
устои, была подчеркнуто недуховна, да
и куда - в одно поколение пришлось
перейти от лавок и сундуков к
шелковым обоям и англицким мебелям.
Еще более разительно менялись
моральные нормы; не только явные
пороки, но, кажется, все семь
смертных грехов, без боязни
поощряемые императрицей, овладевали
православными.
Новый стиль жизни, жизни светской,
устанавливался едва ли не силой -
новшествам следовало подчиняться. Но
надеть немецкое платье да парик было
куда легче, чем психологически
свыкнуться с новым образом жизни,
соответствующим принципиально иной
культуре. Теперь все, что делалось и
как делалось, во имя чего жилось, по
старым, вековым, никем еще не прокля-
тым понятиям, было греховным.
Христианизированный быт допетровской
____________________
8 Щербатов М.М. О повреждении нравов
в России // О повреждении нравов в
России князя М.Щербатова и
Путешествие Радищева. С. 23.

217

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Перемена взглядов сперанского отражала происходившие принципиальные перемены в общественно
В царствование николая i круто менялись идейные ориентиры русского общества
Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории
Наиболее распространенным было требование частной собственности частной требование
Московское общество розенкрейцеров масонство в его прошлом

сайт копирайтеров Евгений