Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

218

могли показаться чудовищной утехой
Ирода выбиравшемуся из патриархальных
глубин народу.
В просвещенном обществе осмысление
новой жизни проходило как в рамках
религиозного мировоззрения - поиски
истинной церкви, истинной веры, так и
в рамках светских понятий, в первую
очередь, в понятиях естественного
права. В последнем случае неизбежен
был выход к религиозному нигилизму,
"вольтерьянству". Немалый повод тому
давала и сама церковь. Огосударс-
твленное, покорное воле монарха,
официальное православие, обладая
огромным духовным потенциалом, в той
конкретной форме, какую приняла
государственная религия, было
бездуховно. В то же время
правительственная политика
секуляризации, оправдывавшая антицер-
ковные настроения, как бы
способствовала критике не только
церковной организации, но в какой-то
мере средневековых идеалов
христианства,
Официальная религия пребывала в
догматической самоуверенности, не
была способна ответить на вопросы
мятущегося духа, сама нуждалась в
обновлении. Лишенная нерва душевной
сопричастности и авторитета
нравственного пастыря, церковь, часто

219

фарисействуя, превращала таинство в
повседневный ритуал, формальность,
машинальный жест. Если светская жизнь
не сулила душевного покоя, не давала
ощущения истинности, праведности
бытия и даже отнимала подчас надежду
на спасение, то и официальная
церковь, все более обмирщаясь, теряла
свойство духовного наставника, утеши-
теля.
Не составлял тайны и низкий
культурный уровень духовенства.
Например, английский историк Уилльямс
Кокс в "Путешествии в Польшу, Россию,
Швецию и Данию" (1778 г.) писал о
том, что умственный уровень
приходского духовенства показался ему
крайне неудовлетворительным. Многие
приходские священники не в состоянии
были читать Евангелие. "Во время
моего пятимесячного пребывания в
Петербурге при постоянных сношениях с
русской знатью и дворянством, мне ни
разу не случилось встретить в
посещаемых мною домах ни единого
представителя белого духовенства, что
отчасти объясняется тем, что здешние
приходские священники настолько грубы
и неотесаны, что не могут быть
допускаемы в образованное общество"9.
____________________
9 Обзор статей по русской церковной
истории, напечатанных в светских

220

В результате удачных
цезарепапистских притязаний Петра
церковь была укрощена, духовенство
напугано, унижено. С тех пор в словах
"духовный чин" слышалось презрение
или жалость. И тем не менее
прот. Г.Флоровский, описывая
положение церкви той эпохи, уверенно
заявлял:"Мистическая полнота Церкви
не была повреждена".
Русская церковь не была бы русской
церковью, если бы ее можно было
описать одной краскою, если б только
презрение было ее единственным
уделом. Будто не знала она века
борьбы со светской властью, будто не
гибли ее святители, защищая правду
Христову, будто не имела она вековой
опыт духовного стяжания? Да,
православная церковь приняла
псевдореформационный позор, отдала
независимость, подчинилась абсолютной
власти кесаря, приняла коллегиальное
правление - она согласилась на
реформационные декорации с тем, чтобы
эта видимая, официозная, порабощенная
церковь в дальнейшем равнодушно
прозябала в них. Согласилась покорно
и молча, но молчание церкви всегда
_____________________________________
журналах за 1877 г.
Е.М.Прилежаева // Христианское
чтение. 1878. 3-4. С. 542-543.

221

двусмысленно... Среди равно
рукоположенных, равно принявших
таинство священства, также как и в
любом обществе, есть "лучшие люди".
Не нам судить, но отметим взгляд на
те процессы протоиерея Г.Флоровского:
"Лучшие замыкаются внутри себя, -
уходят во "внутреннюю пустыню" своего
сердца"10. От "внутренней пустыни"
сердца всего один шаг до "внутренней
церкви" в сердце, то есть до внутрен-
ней, мистической церкви, которая для
многих в конце XVIII в. станет и
единственно верной. Мистическая
внутренняя церковь в душе - это ли не
итог цезарепапистских притязаний
светской власти? Это ли не смысл
Русской Реформации XVIII века?
И духовенство, отходившее от
государственно-политической
деятельности, и зарождавшаяся
светская религиозная мысль на
переломе двух эпох равно были
одержимы поисками истинного
благочестия, истинной веры и их
интеллектуальные и духовные усилия в
стяжании благодати святого духа чаще
всего были непосредственно связаны с
погружением в мистический опыт.

____________________
10 Флоровский Г. Пути русского
богословия. С. 89.

222

Естественно предположить, что
подобные нравственно-религиозные
искания охватили лишь малую часть
общества, большая же часть дворянства
могла просто не осознавать
"противоречия между старой верой и
новой жизнью" (Милюков).
Тем не менее именно это
"противоречие" нашло свое воплощение
в русской действительности, поставив
перед послепетровскими поколениями
просвещенного дворянства проблему
религиозно-нравственных основ бытия,
определившей духовное содержание
переходной эпохи.
К началу царствования Екатерины
основные тенденции наметились. Только
с этого времени соотносимо начало
сознательного самоопределения
общества. Речь идет об общественной
зрелости, способствующей адекватному
восприятию чужой культуры. Первые
стремительные шаги к этому русское
общество совершило в первой половине
XVIII в., пройдя период ученичества,
освоения новых языков, форм и
понятий. Теперь этот процесс мог бы
быть успешным только при условии
включенности общества в
гуманистический тип мышления.
Требовалось обоснование и укоренение
в общественном сознании положения о
самоценности и самозначимости

223

человека, представления о его
духовной и физической красоте, силе,
независимости, что предполагало и
внерелигиозное видение человека.
Однако коренные изменения в
мировоззрении не могли произойти
столь же быстро, как смена стиля
жизни - религиозного на светский.
Россия, не имея классического
пращура, не имела и примера для
"возрождения". Проблема ренессансного
(в смысле свободного от
средневекового догматизма) мышления
перед ней стояла, но вылепить подобие
прекрасного эллина и заявить, что
человек просто прекрасен, она еще не
могла, сколько бы античных статуй не
украшало Летний сад.
Процесс становления гуманистической
культуры, имеющий единственный
существенный смысл в возвышении
человека, проходил, с одной стороны,
в освоении обществом идеи прав
человека, а с другой - в освобождении
от церковного догматизма, в свободном
религиозном самоопределении личности.
Важнейшейособенностью
распространения в России идей
христианского гуманизма было то, что
инициатива, главным образом, исходила
из светских кругов, что
свидетельствовало о том, что это было
не обновление церкви, но начинался

224

процесс создания нового типа
человека. Человека, освобождавшегося
от униженного раболепства перед
догмой, человека, начинавшего по-
нимать себя как равного всем во
Христе, но неповторимого в своей
личной вере, в бессмертной душе и
свободной совести. Такое религиозное
освобождение человека или становление
личности в вере неизбежно предше-
ствовало как общая закономерность
процессу гражданского становления
личности. В XVIII в. Россия только
начинала вырабатывать бесценную
энергию христианского гуманизма.
Мы не знаем, что ощущал человек в
невнятности дониконовского
многогласия, но знаем доподлинно, что
в XVIII в. он загорелся желанием
услышать чистый голос Бога.

225

Глава II. Искус масонской идеи

аконы светской жизни не оставляли
в сердце человека места для
подвижнического обостренного отноше-
ния к Богу. В атмосфере
рационалистического восприятия жизни
живой вере пришлось как бы
упорядочиться до примерного
богопочитания. Рационализм в жизни и
в вере - такова была закономерная
реакция на одновременно застарелый
формализм и фанатизм в деле веро-
исповедания.
Для тех, кто не принимал условия
или правила поведения, диктуемые
официальной стороной, неизбежно
вставал вопрос о выборе - ради чего
жить и как жить. Объяснить, в чем
истина жизни и истина веры, наполнить
жизнь духовным смыслом и в этой
оппозиционности официозу предоставить
человеку внутреннюю свободу могла
только внецерковная "светская"
религия - масонство1 - "наука добра",
____________________
1 История масонских лож, имеющих уже
современные формы организации,
восходит к Англии начала XVIII в.
Истоки же масонства сокрыты в
мистериях и преданиях глубокой

226

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Приговор консервативного дворянства наиболее ярко отражен
Наиболее характерное са мосознанию русского общества
Согла шаясь с признанием осознанной воли правительства
Сокровенный смысл может быть явлен подготовленному человеку лишь в интуитивном прозрении
К этому слову истины общество

сайт копирайтеров Евгений