Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

257

понятию о путях спасения суеверием,
во зло употребляют уставы религии;
предаются воспалению воображения,
бесполезному и безвременному умер-
щвлению плоти, незаконным мучениям,
пригвождают себя ко внешности и
впадают в идолопоклонство, мня
приносить службу истинному Богу"31.
Здесь отчетливо проступают
реформационные тенденции масонства,
но Лопухин, по-видимому, не учитывал,
что и пустынножительство, как и
старчество, на Руси во многом объяс-
нимы теми же поисками истинной веры,
бегством от "внешности", потому и
мистический элемент в них был
неизмеримо выше. Только пути спасения
ими виделись в непринимаемом
масонством аскетизме плоти, созер-
цательности, уединенной молитве, в
чем также можно усмотреть отход от
официальной церковности как слишком
поверженной мирским страстям. В
оценке старчества и
пустынножительства Лопухин был, пожа-
луй, высокомерен, но там, где он
обличал догматизм, стяжательство,
послушание в обмен на спасение,
убивающие душу церкви, омертвелый

____________________
31 Лопухин И.В. Некоторые черты о
внутренней церкви. С. 13.

258

обряд, напоминавший магию, - там
Лопухин был прав.
Фактическое отвержение масонством
православия делает правомерным
соотнесение масонства с одною из
христианских сект. По мнению
Е.И.Тарасова, "будучи одною из
христианских сект, масонство
стремилось к чистому, неискаженному
христианству первых веков нашей
эры"32. Однако, продолжает автор, "у
наших масонов это стремление очистить
себя через познание своих грехов
весьма напоминает обыкновенное очище-
ние себя молитвой и сокрушение о
грехах, предписываемое религией. И
что наши масоны оставались христи-
анами и глубоко православными, в этом
нет никакого сомнения"33.
Субъективно масоны искренне считали
себя православными, веря, что в
масонстве они воссоздают истинное
православие. В решении этого
противоречия наиболее резонным нам
кажется мнение Н.Пиксанова:
"Высказавшись за верность
православной церкви, новиковские
____________________
32 Тарасов Е.И. Московское общество
Розенкрейцеров // Масонство в его
прошлом и настоящем. М., 1914. Т.
1. С. 13.
33 Там же. С. 17-18.

259

масоны тем самым освобождались от
обсуждения догматических тонкостей и
мало ими интересовались. Созидая свою
малую и высокую церковь, русские
масоны дорожили больше всего
"душевным делом", тою сокровенною
религиозностью, которая ведет
человека к непосредственному общению
с Богом и возлагает на верующего
подвиг нравственного
совершенствования. Церковно-обрядовое
общение братьев-масонов есть
преддверие к личному религиозно-
нравственному подвигу. Нравственное
усовершенствование, "последование
Христу" и мистическое единение с
Божеством - вот элементы, слагающие
душевное дело масона. Здесь вновь
русское масонство попадает во власть
общехристианской этической доктрины с
ее проповедью самоотречения и
аскетизма"34.
В строгом соответствии с
догматикой, к православию масонство,
действительно, отнести невозможно - в
русском варианте конца XVIII в. оно
составляло одну из разновидностей
мистического христианства. Но эта ду-
шевная наполненность, особая
отзывчивость и жертвенность "братьев"
____________________
34 Пиксанов Н.И. В.Лопухин // Там
же. С. 249-250.

260

(благотворительная деятельность для
членов новиковской Компании была
совершенно разорительной) делало
масонство в России, несмотря на все
западные формы и вывихи, неповторимым
в своей особенности именно русским
масонством, то есть первым в России
религиозно-идеалистическим и
этическим одновременно движением и
философией, или практической
философией. Наиболее точно эту мысль
выразил А.В.Семека: "Яд просвещения,
- новая прививка умственной работе, -
не давала возможности вернуться к
простой вере отцов: здесь-то и пришло
на помощь забытое масонство с его
мистической религиозностью и
нравственными преподаяниями. Мало
того, личная трагедия привела лучших
русских людей к сознанию общественной
опасности и сделала их истинными
интеллигентными работниками,
боровшимися против общественного
бедствия "злонравия", избрав себе
оружием религиозно-идеалистическую
философию масонства. Вот с этого
момента масонство в России становится
русским масонством, несмотря на
иноземное происхождение и иноземные
формы; даже содержание его было
всецело чужим, но оно было согрето
русским духом проснувшегося
национального самосознания и поэтому

261

может быть по всей справедливости
названо первым идеалистическим
течением русской общественной
мысли"35.
В масонстве была обнаружена
возможность истинной "чистой"
христианской веры. Масонство
позволяло не видеть ничтожества
духовенства, оно утешало потерянных в
тупиках рационализма, оно указывало
путь в жизни - путь нравственного
перерождения в служении Христу и
людям любовью, что дарило надежду и
указывало на смысл жизни. Немудрено
поэтому, что Новиков отождествлял
масонство с православием, а
Екатерина II видела в нем ересь.
Однако наиболее просвещенные
представители высшего духовенства
понимали, что русское масонство не-
возможно отвергнуть и осудить как
ересь. Осознавая недостатки
официальной церкви, сокрушаясь ее
унизительному положению, эти немногие
интеллигенты из русского духовенства
не могли не считаться с духовной
высотой и истинно христианским
подвижничеством русских масонов.
Митрополит Платон, по приказу Ека-
____________________
35 Семека А.В. Русское масонство
XVIII в. // Масонство в его прошлом
и настоящем. Т. 1. С. 135.

262

терины экзаменовавший Новикова в
вопросах вероисповедания, пожелал,
чтобы все православные были столь же
прилежны и знающи. Более того, из
двух зол, вероятно, большее неприятие
в среде духовенства вызывали пагубно
действовавшие на веру и на нравы
общества сочинения энциклопедистов,
нежели религиозно-нравственная,
назидательная и святоотеческая
литература, выпускаемая
Типографической Компанией Новикова. В
этом мощном потоке религиозно-
просветительной литературы собственно
мистическая масонская литература
занимала малую часть, но и она не
произвела столь негативного
впечатления на инспектировавшего
издания митрополита Платона, как
сочинения просветителей, о чем он и
сообщил императрице. Реакция
Екатерины была, на первый взгляд,
нелогична, но в действительности
совершенно в соответствии с логикой
российского самодержавия: практически
все религиозные издания приказано
было изъять и сжечь.
"Масонство, - объясняет П.Милюков,
- было терпимо, пока
высокопоставленные лица занимались им
для собственного развлечения. На
масонство не обращали особенного
внимания и тогда, когда оно обрати-

263

лось к работе внутреннего
самосовершенствования и к
таинственным алхимическим занятиям.
Но масонство, как частное общество с
задачами общественного характера, как
организованная общественная сила,
располагавшая крупными денежными
средствами, распространявшая через
своих членов "сокровенные книги от
Риги до Донских станиц", сильная
своими влияниями на общество и
крепкая внутренними убеждениями, -
это масонство было явлением
неслыханным в русской жизни. Оно
занимало слишком видную позицию,
чтобы можно было дальше его
игнорировать"36.
Несложные нравственные заповеди,
густо религиозно окрашенные,
подкреплялись существенной по
масштабу благотворительной
деятельностью: созданием школ,
больниц, богаделен, помощью
голодавшим. Маленький теософский
кружок мартиниста Новикова пре-
вратился в Компанию, а религиозно-
нравственная философия, которая еще
недавно потешала императрицу,
обернулась вдруг той социальной
____________________
36 Милюков П.Н. Очерки по истории
русской культуры. Спб., 1913. Ч. 3.
Вып. 2. С. 363-364.

264

активностью, которая имела уже
политические последствия. Такой
поворот дела не мог не встревожить
Екатерину.
Оговоримся, что в XIII, да и в
XIX в. правительство с особым
пристрастием относилось к раздаче
милостыни, как ни курьезно, всерьез
усматривая в этом бескорыстном жесте
... коммунизм. По свидетельству Лопу-
хина, князь Прозоровский, ведший в
Москве дела масонов, "был неохотник
до такой морали и подаватели ми-
лостыни казались ему бунтовщиками"37.
Сама же Екатерина указала
Прозоровскому допросить Новикова, "не
из корысти ли он устраивал
человеколюбивые заведения"38. Однако
фарс перерастал в трагедию, когда по
той же причине, обвиняя бескорыстного
и лояльнейшего князя В.Ф.Одоевского в
коммунизме, уже правительство
Николая I закрыло крупнейшее,
созданное Одоевским,
благотворительное Общество посещения
бедных. На недоуменный вопрос
Одоевского: "Что вы нашли сходного?"
____________________
37 Лопухин И.В. Записки сенатора.
С. 45-46.
38 Пекарский П. Дополнения к
истории масонства в России XVIII
столетия. Спб., 1869. С. 211.

265

один господин ему ответил: "Да хотите
знать, в сущности всякая милостыня
есть коммунизм, ибо всякая милостыня
имеет целию уравнять богатого с бед-
ным"39.
Благотворительная деятельность
новиковской компании была столь
грандиозна, что накладывала опреде-
ленную тень на государственную заботу
матушки-императрицы о страждавших,
отнюдь не стремившуюся уравнять
богатого с бедным. И тогда Екатерина
предупредила общество об угрозе
нового раскола. Это была не только
спекуляция на религиозном чувстве с
тем, чтобы ополчить ревнителей
истинного благочестия на "еретиков".
В реакции мудрой Екатерины сказалось
понимание того, что любая идея,
несущая даже минимальную угрозу
самодержавию, в России может стать
популярной в народе, приняв
религиозную форму.
Русские масоны не стремились к
подрыву самодержавного порядка. В
своем стремлении, исходившем из основ
учения - возлюбить каждого, отдать
все, что имеешь, нуждающемуся, -
Новиков был лишь последователен,
вернее, одержим. Политические выводы
____________________
39 Отдел рукописей ГПБ. Ф. 539. Оп.
I. Пер. 59. Л. 76, об.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В россии просвещенческая идея свободы принимала сразу абстрактный характер
Что же представляло собой русское общество в начале xix в русское александра
Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории 2 дворянства
Христианская мистика
Оригинал макет подготовлен к печати в институте философии ран оператор е

сайт копирайтеров Евгений