Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

339

наработанные качества, приобретая
свойство досужих разговоров.
Общество устало от напряженного
противостояния, оно лишилось своих
лидеров, оно смирилось с "силой
вещей". К началу 30-х гг. стал фактом
политический исход дворянской
оппозиционности. Вместе с ней угасала
приверженность конституционализму.
В 30-е гг. произошло окончательное
изменение первоначальных взглядов на
конституцию М.М.Сперанского, что
совершенно невозможно поставить ему в
упрек, напротив, это свидетельство
прежней остроты восприятия конкретной
исторической ситуации. Когда в 1838
г. во "Введении к закону" он отрицал
универсальное преимущество
политических свобод, признавая
необходимость установления
гражданского строя в рамках
самодержавия, при соблюдении строгой
законности, он был так же близок
запросам действительности, так же на
ней основывался, как и в 1809 г.,
когда настаивал на необходимости, в
первую очередь, установления
конституции.
Перемена взглядов Сперанского
отражала происходившие принципиальные
перемены в общественно-политической
обстановке России. Ситуация
политического небытия аристократии

340

как противовеса самодержавию,
сложившаяся к середине 30-х гг.,
дополнялась отсутствием возможно
новой оппозиционной силы. Уже в
1827 г. правительство отметило начало
процесса угасания социально-
политической активности дворянской
аристократии: "Во времена императрицы
Екатерины II высшее московское
общество представляло собой как бы
особый род аристократической
республики и руководило общественным
мнением, - говорилось в одном из еже-
годных донесений III отделения,
предназначенных императору Николаю I.
- Теперь оно лишено всякого мо-
рального авторитета и общественное
мнение исходит из кругов средних
классов"12. А в 1834 г. Пушкин, по
воспоминаниям Вульфа, заявил, что
возвращается к оппозиции, на что
Вульф заметил: "Это едва ли не
слишком поздно, к тому же ее у нас
нет, разве только в молодежи"13.
Уже тогда будущая оппозиция
угадывалась в демократическом
элементе, но в силу его отказа от
традиций отцов, вернее, в силу его
полного безотцовства, первое
____________________
12 Граф А.Х.Бенкендорф о России. С.
143-144.
13 Вульф А.Н. Дневники. С. 372

341

поколение демократической оппозиции,
которое еще не стало таковой,
выглядело если не подкидышем, то уж
явной сиротой. Признаки начавшейся
деградации самодержавного режима еще
совершенно не означали того, что
самодержавие потеряло свой решающий
голос, напротив, именно сейчас, в 30-
40-е гг. XIX в., оно было наиболее
сильно тем, что оппозиция была
полностью дезорганизована. В этой
связи не такой уж парадоксальной
видится мысль В.В.Леонтовича о том,
что именно благодаря укреплению
самодержавия, смогли пройти
либеральные реформы в России в 60-е
гг.14.
О новой, демократической оппозиции
написаны сотни трудов, ее история и
судьба хорошо известны. Потому есть
смысл более пристально взглянуть на
то, что чаще оставалось в тени - на
остатки дворянской оппозиции все той
же пушкинской, но уже
последекабрьской эпохи, тем более,
что эта оппозиция именно этой эпохи
нас только и интересует.
Карамзин и декабристы выражали две
крайние тенденции развития в
Александрово царствование - консер-
____________________
14 Леонтович В.В. История
либерализма в России. С. 136.

342

вативную и радикальную, равно исходя,
но каждый по своему, из интересов
отечества. Но вот одновременно в
1826 г. умирает Карамзин и уходят с
авансцены декабристы. Уцелела и даже
осталась на местах умеренная
оппозиция, далекая от радикального
нетерпения декабристов, которая в то
же время не отдавала Россию полностью
на волю судеб, подобно Карамзину. Еще
до восстания декабристов
представители этой средней линии
разделяли мысль о необходимости
перемен, но лишь путем постепенного
преображения России и ее народа. Свой
долг они видели в ежечасном труде по
совершенствованию российской
действительности и, в первую очередь,
в добросовестном отношении к службе.
Это была активная личностная позиция,
правда, активная в той мере, в какой
позволяла верховная власть. Однако
наиболее ценным здесь видится именно
убеждение в соотнесенности своей
деятельности с интересами государства
и соответственно осознание
зависимости того или иного исхода
развития событий от личной позиции.
Поражение восстания декабристов
только убедило сторонников
эволюционного пути в неготовности
России к решительным переменам и
одних, может быть, остудило

343

совершенно, а других утвердило в
необходимости постепенной подготовки
общества к реформам.
Именно они, приверженцы постепенных
преобразований, "либералисты" в
прошлом, в конце 20-х гг. в мнении
правительства получили реноме
"патриотов", что, однако, страшило
власть не менее, если не более,
былого либерализма.
В Николаевское царствование уже
более осторожная либеральная
оппозиция сосредотачивалась вокруг
адмирала Н.С.Мордвинова. В "Кратком
обзоре общественного мнения за
1827 г." Фон-Фок, деля все общество
на "довольных" и "недовольных", о
последних писал, что они составляют
"так называемую партию русских пат-
риотов, столпом которых является
Мордвинов... Партия Мордвинова опасна
тем, что ее пароль - спасение Рос-
сии"15.
Указание сыска на патриотизм, как
главную идею оппозиции, весьма
примечательно. Это свидетельство
смены политических ориентаций,
идеалов, ценностей внутри все той же
оппозиции. По донесениям сыска, во
второй половине 20-х гг. оппозицию
____________________
15 Граф А.Х.Бенкендорф о России
С. 144-145.

344

составляли по-прежнему дворянская
молодежь, главным образом, литераторы
и гвардейские офицеры, а также высшие
сановники. По образному выражению
Фон-Фока, "дурная закваска осталась в
среде разгульной молодежи и в свя-
тилище бюрократии"16. Следовательно,
социальный состав оппозиции остался
прежним - самодержавию противостояла
все та же дворянская аристократия.
Наименьшее беспокойство правительства
вызывал средний класс, "душа
империи", как выразился глава
политического сыска, куда официально
относились помещики, неслужащие
дворяне, купцы первой гильдии,
образованные люди и литераторы. Также
правительство не беспокоили низшие
классы, о чем неоднократно свидетель-
ствовали отчеты III отделения по
результатам изучения общественного
мнения.
Так что поражение восстания
декабристов не парализовало
совершенно общество, не прекратило
оппозиционную деятельность дворянской
аристократии, но изменилась степень
ее активности. Вернее, оппозиционная
деятельность сменилась оппозиционной
____________________
16 Петербургское общество по
восшествии // Русская ста-
рина. 1881. № 10. С. 321.

345

настроенностью. Правда, сыску по-
прежнему везде слышались разговоры о
конституции: "Экзальтированная
молодежь, - писал Фон-Фок в
донесениях, - не имеющая никакого
представления ни о положении России,
ни об общем ее состоянии, мечтает о
возможности русской конституции"17.
Фон-Фок был прав: общество теперь
всего лишь "мечтало" о конституции. У
самого императора Николая I
упоминания в отчетах сыска о
конституции не вызывало особой
реакции, но слова Фон-Фока о наличии
тайных мистических сект или кружков
"под флагом нравственной философии и
теософии" подчеркнуты царем и его
рукою написано: "Где, кто -
персонально?"18.
Самодержавие по-прежнему отличало
явного врага от мнимого. Как
Екатерина Великая не боялась револю-
ционных идей Просвещения, так и
Николай I уже не испытывал трепета
перед упоминанием о конституции,
верно, также прослышав о том, что
народ ее считает женой брата
Константина. Не страшны идеи,
____________________
17 Граф А.Х.Бенкендорф о России. С.
150.
18 Граф А.Х.Бенкендорф о России.
С. 150. Примеч.

346

которыми не владеют массы, - эта
старая истина была хорошо известна
русским царям. Однако сам глава сыска
заострил внимание на том, что
опасность представляют патриоты и
именно их лозунг "спасения России".
Восстание декабристов поставило
Россию перед самой собой. Какие бы
западные теории и практики не по-
догревали энтузиазм декабристов,
восстание было по сути и по характеру
сугубо российским явлением. Оно
положило конец наивно-подражательному
восприятию Европы, дало импульс
собственной историософии России.
Общество, кажется, впервые подошло к
выводу о неприменимости для России
"чужеземного идеологизма" (Пушкин).
Дальнейшее развитие общественного
самосознания ближайшие десять лет шло
под знаком восстания декабристов. Его
поражение, неудача перенесения
европейских достижений на русскую
почву, то есть весь комплекс
возникавших по этому поводу вопросов
выводил на размышления сугубо
метафизического свойства о существе
российской самобытности, что не-
избежно в конце концов ставило
мыслящее общество последекабрьской
России перед проблемой народа.
До восстания она еще могла стоять в
сугубо нравственном аспекте, еще

347

можно было в благодушном тоне
рассуждать о пагубном влиянии рабства
на нравы, о моральном долге
дворянства перед народом и так далее.
Но исход восстания впервые выявил
потенциальную историческую роль
народа, о которой он сам еще не
догадывался - общество практически
сразу связало поражение декабристов с
отсутствием поддержки народа. Тогда и
на народ взглянули иначе и, что
примечательно, в первую очередь,
правительство. Совершенно не случайно
те слова, которые напрашивались после
победы русского народа в войне против
Наполеона, прозвучали лишь после
восстания декабристов. Тогда, в 1812-
1814 гг., непуганное еще самодержавие
также воспринимало свой долг перед
народом в моральном плане, потому,
суля в благодарность народу-
победителю "мзду от Бога", Алек-
сандр I был только последователен.
События декабря 1825 г. сбросили
сентиментальный флер во взглядах
дворянства на народ, а правительство,
четко уловив связь, впервые
внимательно и трезво посмотрело на то
сословие, из которого оно "вербует
своих солдат", - и тех немногих
солдат, которые оказались на
Сенатской площади, и тех, которые еще
более решительно могут поддержать

348

оппозицию. "Среди этого класса, -
писал в 1827 г. Фон-Фок императору
Николаю, - встречается гораздо больше
рассуждающих голов, чем это можно
было предположить с первого
взгляда... Они хорошо знают, что во
всей России только народ-победитель,
русские крестьяне, находится в
состоянии рабства; все остальные:
финны, татары, эсты, латыши, мордва,
чуваши и так далее - свободны...
Доктрины многих сектантов заставляют
их почувствовать свое положение, и
убежища этих самых сектантов (скиты
раскольничьи) могут быть
рассматриваемы как якобинские
клубы"19.
Наблюдения Фон-Фока
засвидетельствовали начало
пробуждения национального
самосознания русского народа. Он
заострил внимание на том, что в ряду
неотложных проблем, от решения
которых зависит стабильность
государства, на первое место выходит
все же проблема крепостничества.
Общество само приходило к пониманию
необходимости решения гражданских
прав в России, связывая конкретное
историческое бытие уже с положением
____________________
19 Граф А.Х.Бенкендорф о России С.
151-152.

349

большинства населения. Небытие
оппозиции постепенно заслонялось
"бытием" народа, факты проявления
которого, все менее эпизодические,
заставляли правительство думать о
расширении гражданского общества в
государстве.
Еще в 1820 г. П.Вяземский писал:
"Там, где учат грамоте, там от
большого количества народа не
скроешь, что рабство - уродливость, и
что свобода, коей они лишены, также
неотъемлемая собственность человека,
как воздух, вода и солнце. Тиранство
могло пустить по миру одного
Велизария, но выколоть глаз целому
народу - вещь невозможная"20.
Восстание декабристов подвело к
такому пониманию и правительство.
Если раньше доминировало
высокомерное: правительство и
общество понимают, что рабство - это
дурно, то теперь зазвучало тревожное:
народ понимает.
Вставшая в связи с восстанием
проблема народа неизбежно выводила
общественное сознание на коренную
тему русской рефлексии - народ и
____________________
20 Переписка кн. П.А.Вяземского с
А.И.Тургеневым. 1820-1823
// Остафьевский архив. Спб., 1899.
Т. II. С. 15.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории 4 равенства
Худушина И. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства конец XVIII первая треть XIX вв.. истории 5 екатерина
Имеющий единственный существенный смысл в возвышении человека
209 господство религиозного мировоззрения в средневековом русском обществе
В общественном мнении первой четверти xix в

сайт копирайтеров Евгений