Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Перечисленные особенности не просто делают журналистские тексты узнаваемыми для аудитории , но , главное , сообщают им способность расширять до опыта общества естественные рамки опыта отдельного человека, обогащая тем самым его возможности участвовать в общественных делах и решать собственные житейские проблемы . Отсюда — отмеченное исследователями своеобразие реакций аудитории на журналистские материалы , весьма отличающихся от реакций на другие тексты массовых информационных потоков 64 .

Подготовка материала , у которого тема , идея и структура текста отвечали бы указанным признакам , тоже оказывается делом специфическим . Оно не тождественно ни литературно - художественному , ни научному , ни даже публицистическому творчеству .

Обратим внимание на то , что публицистика — разновидность творчества , не замкнутая в профессиональные рамки . Она дана человеку , чтобы он мог выразить свое мнение по близким ему проблемам действительности и подтвердить фактами из собственного жизненного , гражданского , профессионального опыта . Журналист тоже может выступить с публицистическим текстом ; более того , любой журналистский материал способен вобрать в себя личное мнение автора по той или иной проблеме , основанное на его собственном опыте , и тогда у журналистского произведения возникает свойство , названное украинским исследователем В . И . Здоровегой публицистичностью 65 . Однако в принципе журналистский текст не тождествен публицистическому .

Задавшись целью подготовить именно журналистский материал , человек должен решить два блока задач . Первый связан с освоением действительности и разворачивается в осознанную, целенаправленную познавательную деятельность. Она образует начальную стадию творческого акта , в ходе которой , оперативно выполняя соответствующие технологические операции ( зачастую построенные на общении ), удается получить необходимую информацию и выработать концепцию жизненной ситуации , ставшей для журналиста предметом специального изучения . Только так он может установить правду о происходящем. Второй блок задач связан с формированием и воплощением замысла конкретного материала на основе выработанной концепции , т . е . с предъявлением информации. В разных средствах массовой информации эта стадия творческого процесса протекает по - разному ( но всегда в жестких временных рамках ), а в итоге приводит к появлению журналистского текста для газеты , телевидения или радио .

Решение столь разных задач требует использования и разных методов . Их состав определяется характером задач , структурой творческого акта , особенностями источников информации , а также законами познания и восприятия текста . Потому - то их так много . В соответствии со стадиями творческого акта они образуют две развернутые группы : методы познавательной деятельности и методы предъявления информации. Первая группа складывается из методов получения сведений и методов постижения сути . Вторая объединяет в себе методы предъявления фактов и методы предъявления материала культуры . Каждый из методов представляет собой совокупность научно обоснованных действий, направленных на решение определенной задачи, что принципиально отличает эти методы от аналогичных действий в обыденной жизни . Скажем , беседа как метод получения сведений в журналистике — совсем не то же самое , что беседа с другом за чашечкой кофе или бокалом вина , хотя и в том , и в другом случае могут использоваться одинаковые атрибуты ( вспомним , например , « ресторанные беседы » Урмаса Отта на телеэкране ). Стремясь улучшить качество информации — и той , которая « добывается », и той , которую предстоит передать аудитории , — журналист руководствуется принципом дополнительности, обязывающим его комбинировать методы .

Кроме того , при создании собственных произведений современному журналисту необходим богатый «парк» техники, которой он должен свободно владеть. Причем технические средства здесь выступают не просто как фактор , благоприятствующий течению деятельности 66 , — они непосредственно участвуют в творческом процессе в качестве его технического элемента . Телефон , фотоаппарат , микрофон , видеокамера , компьютер , компьютерные сети ... Без них сегодня работник прессы не может обойтись ; они естественным образом « задействованы » в создании материалов .

Но сама по себе технология и в этом случае есть только возможность создать качественный материал , способный выполнить свое предназначение . Будет или не будет реализована такая возможность , зависит от того , каким образом журналист использует технологию , т . е . от его личностных проявлений в процессе работы . Потому и возникает нужда в профессионально - нравственных ориентирах .

Выходит , перед нами — еще один способ деятельности , необходимый журналисту в его работе ? Можно было бы сказать : да , именно так . Коль скоро идет речь о производстве двух вариантов продукта , журналисту требуются два способа деятельности : один для подготовки массовых информационных потоков , другой для создания специфических текстов . Но тут возникает вполне правомерный вопрос : если журналист выполняет свои профессиональные обязанности с помощью двух способов деятельности , то , следовательно , можно говорить и о двух вариантах профессионально - нравственных ориентиров ?! Ведь они всегда входят в структуру способа деятельности , являясь его обязательным компонентом . Оказывается , нельзя ! Дело в том , что оба эти варианта деятельности соотносимы именно с профессией журналиста — и ни с какой иной . При всей их самостоятельности они тесно связаны друг с другом . У них один и тот же субъект 67 . Кроме того , они протекают в условиях , для которых характерны преимущественно одни и те же устойчивые черты 68 . Следовательно , правильно говорить не о двух способах деятельности , а о сложной, составной структуре единого способа деятельности, отражающего в своих подструктурах две ее стороны . Это предопределяется такими обстоятельствами .

Первое состоит в том , что порождающая модель журналистской деятельности 69 , носителем которой является ее субъект , по сути своей едина. Представление о характерных чертах журналистского текста связано в профессиональном сознании журналиста с представлением об особенностях массовых информационных потоков как часть и целое — в соответствии с реальным положением вещей . Более того , порождающая модель содержит в себе в снятом виде назначение журналистского текста как составляющую назначения массовых информационных потоков. Тем самым увязываются между собой и критерии их качества .

Второе обстоятельство заключается в том , что одинаковой является база решения технологических задач : в обоих случаях оно невозможно без интенсивного непосредственного общения, представляющего собой для журналиста поле взаимодействия с субъектами других видов и других сфер деятельности . По отношению к журналисту субъекты других видов деятельности занимают разные ролевые и ценностные позиции , а потому отнюдь не в равной мере заинтересованы в самом факте взаимодействия . Из - за этого в процессе его работы возникает множество проблемных ситуаций , решение которых практически всегда связано для журналиста с моральным выбором .

Названных обстоятельств достаточно , чтобы отбор стандартов профессионального поведения к современному этапу мог вывести сознание журналистского сообщества на единую развернутую систему профессионально - нравственной ориентации — систему , которая пригодна для регулятивной роли в обоих случаях профессиональной деятельности и способна поддерживать центростремительные силы журналистской корпорации .

Часть первая. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Глава II. «СМЕШНО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТИКЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОЙ

КОНЪЮНКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ!»

Каков «возраст» журналистской морали?

Эпизод , о котором пойдет речь , не касается конкретно профессиональной морали журналиста . Но он имеет отношение к профессиональной морали в целом и потому заслуживает внимания .

В сборочном цехе крупного автомобильного завода произошли события , о которых газета , где я работала , собиралась рассказать читателям , и сделать это выпало мне . Один из тех , с кем требовалось побеседовать по поводу случившегося , был занят , и у меня появилось с полчаса свободного времени . Уже

слегка уставшая , я стояла у конвейера , рассеянно провожая глазами проплывавшие мимо кузовы автомашин , к которым рабочие ловко приваривали какие - то детали . И вдруг сквозь лязганье металла у самого своего уха услышала женский голос : « На Свету Морошко засмотрелись ?.. Я тоже , бывает , подойду вот так и гляжу на нее . Как будто завораживает , да ?» Я проследила , куда был направлен взгляд женщины . На конвейере стояла рыжеволосая высокая девушка с таким же , как у всех , инструментом в руке . Чуть подняла руку , коснулась инструментом днища машины , чуть опустила ... Чуть подняла ... Чуть опустила ... В ее движениях , действительно , был завораживающий ритм .

« И как рука у нее только не устает ?.. — захотелось мне поддержать беседу . — Паяльник - то этот , небось , тяжелый ». — « Устает ! Еще как устает . А вот сменить — ни за что не сменит ! Все одной ...» — « Почему ?!» — « Да спросите у нее , почему ...» Я и спросила . Дождалась конца смены , подошла и пригласила ее кофе попить , когда обе освободимся , благо , кафе — сразу за воротами проходной . Девушка засмеялась , но согласилась . И вот какой вышел у нас разговор . Собственно , интересен не сам по себе разговор , а то , что сказала Света . Ее слова я и приведу , насколько они мне запомнились :

— Одной рукой , говорите ?.. Меня часто об этом спрашивают ... Наверное , оттого , что боюсь ошибиться . Другая рука — другой размах . Мазанешь , чего доброго ... А так я уверена . Левой подаю деталь , правой привариваю .

Знаете , когда я пришла в цех , я этот конвейер с ужасом восприняла , вспомнить смешно . И скучно , и нудно , и напряг жуткий — ведь не отойдешь ... И этот страх ошибиться — он уже тогда был . Настя Петрова виновата , наверное , — она меня « наставляла ». Раз в раздевалке села рядом и спрашивает : « Мама твоя машину водит ?» Нет , говорю . А она : « Счастливая ! Моя — водит . И у меня все время за нее сердце болит : вдруг ее « тачку » какая - нибудь недотепа клепала ?» Я , конечно , сразу себя недотепой почувствовала , уйду , говорю , от вас к чертовой бабушке ... Она смеется : « Ты что , я же не про тебя ... Ты у нас , похоже , талант конвейерный , ритм в тебе есть , небось , аэробикой занималась ?»

Так что Вы думаете ?! Эта дура , я то есть , целый месяц потом дома под музыку тренировалась — сочиняла свой « конвейерный танец ». И вот уже пятый год танцую ... Но все равно иногда себя недотепой чувствую . Как - то пришла на смену после ночной дискотеки — как подменили меня . И такой страх напал : вдруг чего наклепала такого , что ОТК не заметит , а кто - нибудь потом пострадает . Дело-то наше какое— вроде железки, но ведь с жизнью людей связано!

А теперь давайте подумаем : входят ли в данном случае « нравственные отношения в саму плоть трудовой деятельности » 70 или не входят , как считает Д . С . Авраамов ? Полагаю , что любой согласится : бесспорно , входят . Света Морошко и ее наставница Настя Петрова , на мой взгляд , — олицетворение профессиональной морали в действии . Не морали вообще , а именно профессиональной морали , ведь она направлена на согласование интересов профессиональных групп и общества — интересов, точкой пересечения которых является продукт деятельности этих групп 71 .

Именно отношение к продукту деятельности представляется мне основным профессионально - нравственным отношением , поскольку в нем проявляется принципиальное совпадение интересов любой профессиональной группы и общества, определяющее характер их взаимодействия . С одной стороны , любая деятельность вызывается к жизни общественной потребностью в ее продукте , следовательно , общество озабочено поддержанием этой деятельности . С другой стороны , будучи заказчиком продукта , общество озабочено и его качеством , что естественным образом влияет на статус производящей его деятельности , престиж профессии , благосостояние ее представителей . Так же естественно , в свою очередь , и то , что для любой трудовой группы забота об удовлетворении общественных потребностей в производимом ею продукте есть одновременно забота о собственном статусе , престиже и благосостоянии .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Одна из них объективация в журналистской продукции общепринятых представлений о ее характерных чертах
Ведь оно могло получать в таких случаях от журналистики дисфункциональный продукт

человеку хорошо

сайт копирайтеров Евгений